Краткая история лабиринта

Краткая история лабиринта

Лабиринты повсюду. Особенно если читать западную художественную литературу. Особенно если умную. Лабиринты проникли в саму суть западной художественной мысли, поэтому чаще всего предстают не в явном виде, а в структуре, составляют плоть и кровь произведений искусства, особенно литературного.

Вслух о лабиринтах громче всех говорил, конечно, Борхес. Но его одного с его авторитетом, в принципе, достаточно. Борхес возвёл лабиринт в главную метафору нашего мира. Нашего умного мира. Текст как лабиринт, библиотека как лабиринт, государственное устройство как лабиринт, да просто сама жизнь как нескончаемый, невыносимый, бессмысленный и завораживающий своей бессмысленностью лабиринт. Где смысл можно придать только какому-нибудь одному фрагменту, пользуясь привнесённой извне схемой — как в «Библиотеке Вавилона», где собраны книги с абсолютно всеми возможными комбинациями литер в строках, наверняка можно найти не только книгу, в которой содержится план библиотеки, но и книгу, в которой есть тайное имя Бога.

У Кортасара идея эта уже более завёрнута в художественную оболочку. Его романы — конструкторы, наборы некоторого количества паззлов, которые можно собирать и так, и сяк, выстраивая разные сюжетные линии. Но в каком порядке вы бы ни читали «Игру в классики», какому бы персонажу не отдали бы главную роль в «Выигрышах», лабиринт не выпустит вас, смысл всего происходящего останется погребённым в этих закоулках. Минотавру суждено умереть в одной из комнат, унеся с собой в могилу тайну этого прóклятого места.

Воннегут (а с ним и легион остальных, рангом и художественной силой пониже) ещё сильнее прячет лабиринт в своих произведениях. У него уже это просто разрозненное повествование, перескакивание с пятого на десятое, и неожиданный возврат обратно. Для него не составляет труда в самом начале романа сообщить, чем всё закончится, а потом, через массу второстепенных историй, потихоньку сообщать нам подробности дела. Такая подача не просто захватывающа. Такая подача как бы отменяет время, отменяет приоритет причинно-следственной связи — старина Курт как бы говорит нам: «То, что случилось потом, случилось точно так же, как и то, что случилось ранее; это всё вещи одного порядка». Это всё просто разные комнаты в одном и том же лабиринте.

Что уж говорить про кино, где в духе лабиринта построены абсолютно все шедевры. От «Криминального чтива» до «8 1/2». Отдельно не могу не отметить «Помни» Нолана, «Магнолию» Андерса и «Адаптацию» (как пародию на «Магнолию») Джонзи. Сам главный принцип кино - «режь и клей» ставит любого автора в позицию Дедала, проектирующего своё самое роковое творение. И теперь от кино никто уже ничего не ждёт, кроме «побродить» - и брожение это предоставляется на любой вкус, от сериалов — лабиринтов человеческих взаимоотношений, до высоколобых лабиринтов подсознания Линча и культурологических лабиринтов цитат Годара или Германа.

Но суть не меняется. Ибо в чём суть лабиринта? Для чего его строят? Чтобы запутать, заставить топтаться на месте — и при этом получать от этого удовольствие, даже (тем более) если это удовольствие сопряжено со смертельной опасностью. Лабиринт — это калейдоскоп. У него нет никакой цели, это нагромождение странных комнат и переходов, куча самых разных комбинаций, выбрать между которыми какую-то одну можно только, опираясь на собственный вкус и сиюминутное понимание. Даже если лабиринт подразумевает некий единственный выход из него, это ничего не меняет — найти его внутри лабиринта можно только путём математического перебора всех вариантов (в теории лабиринтов называется «правилом правой руки», когда вы на любом перекрёстке поворачиваете направо, и отмечаете свой поворот крестиком, чтобы ещё раз туда не поворачивать).

Поэтому настроение лабиринта только одно — безъисходность, тщетность, заставляющая «расслабиться и получить удовольствие». Самой первой книгой лабиринта, наверное, является Екклесиаст: «И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, - умножает скорбь». И всё — суета и томление духа...

И вот уже целые полки искусствоведов, критиков и просто «ценителей» пребывают в полной уверенности, что по-другому и быть не может, что самое большое удовольствие можно получить от такого вот бесцельного брожения камеры от объекта к объекту, от истории к истории, авось куда-нибудь и выйдем. А не выйдем — так и останемся в этих комнатах и переходах, внося новый оттенок в происходящее живописно расположенными трупами своими.

Поэтому прав был Борхес, когда заметил, что единственным желанием Минотавра-Астерия было то, чтобы Тезей как можно скорее убил его.

Но жизнь — не лабиринт. И среди всех многочисленных ветвлений дорог в ней всегда можно найти лучшую. И нить, за которую мы можем держаться, не привязана к точке нашего входа, а спускается Сверху, ведя нас сквозь все неопределённости. Вот только так легко эту нить выпустить из рук и увлечься бесконечными анфиладами и галереями. Так легко впасть в лабиринт и упиваться своим блужданием в нём. Можно сразу поставить себя в один ряд с самыми умнейшими мужами западной культуры.

Так с ними и пропасть, потихоньку превращаясь в урода с головой быка.

Глеб Деев

Чтобы оставить комментарий Вы можете или зарегистрироваться, или войти, или прокомментировать статью с Вашим ip-адресом.

Источник: http://www.razumei.ru/lib/article/1775

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Краткая история лабиринта | | 2013-02-18 10:28:00 | | Блоги и всяко-разно | | Лабиринты повсюду. Особенно если читать западную художественную литературу. Особенно если умную. Лабиринты проникли в саму суть западной художественной мысли, поэтому чаще всего предстают не в явном | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: