Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт победителям ?

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт победителям ?

В этом году вышел и сразу получил две награды «Серебряный лев» и «Зеленая капля» на международном кинофестивале в Венеции фильм Андрея Кончаловского Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына.

Я попытаюсь дать свою оценку увиденного. Сразу оговорюсь, фильм не произвёл на меня впечатления чего-то глубокомысленного, правдуматкового и животрепещущего. Не получит Кончаловский от меня похвал и за своё «высоко-творческое» жизнеописание простых людей, с корявым психологизмом сцен деревенского существования и лукавым исследованием человеческих душ.

Но давайте обо всех впечатлениях по порядку.

Из описания к фильму на сайте Кончаловского:

«В каждой деревне – свои судьбы, свои истории, свои традиции. Понять систему ценностей этих людей, научиться у них ответственности за то, что ты делаешь, – ради этого Андрей Кончаловский и задумал этот фильм».

Да в фильме есть и свои истории, и судьбы, и традиции, и ответственность главного героя перед другими, найденная им в качестве смысла жизни от безъисходности своего существования. Показана и вялая, нерешительная попытка его уйти от такой жизни (желание сблизиться с Ириной и стать отцом её сыну), но, как и всё в картине режиссёра, его действия носят оттенок неполноценности.

Что же сам Кончаловский хотел сказать своим фильмом, давайте проследим.

Вот выдержки из разных интервью, сделанных по поводу данного полудокументального фильма:

«Мне хотелось снять подробное исследование жизни человека, и тогда я стал думать: жизнь какого человека мне хотелось бы проследить?».

«Почтальон Алексей Тряпицын - реальная фигура, он живет в реальном месте, развозит местным жителям хлеб, письма, налоги, лампочки, деньги, пенсии, - вообще, этот почтальон для них жизнь».

«Показалось интересным проследить подробно за его жизнью и жизнью людей, с которыми он сталкивался. Я бы назвал это медленным чтением жизни, жизнеописанием, познанием мира».

«Это фильм - мои ощущения относительно жизни среди очень простых русских людей».

«Это замечательные люди, они сказочные, только живут, конечно, в другом веке».

Сказочного в этих людях конечно мало. Напротив, они настолько несказочные и живут сегодня – в нашем двадцать первом веке, что кое-кому в нашем государстве не мешало бы задуматься об их судьбах.

Возможно, если бы А.Кончаловский снял бы свой документально-художественный фильм и представил в качестве свидетельства неудовлетворительного качества управления процессами общественной значимости в стране, тогда польза была бы несомненна.

Знаете, в Советском союзе в научно-исследовательских институтах руководство страны заказывало те или иные работы в целях ознакомления с действительностью в той или иной сфере, будь-то народное хозяйство, культурная или социально-политическая жизнь. И порой, надо полагать, такие данные не пропадали даром. Руководством делались соответствующие выводы, и в результате жизнь становилась либо лучше, либо хуже, в соответствии с теми целями, что верхушка ставила перед собой.

Но в таком случае этот фильм не должен был появиться в широком прокате, т.к. программирует и несёт негатив. В фильме нет просвета.

В показанном режиссёром жизнеописании этих невымышленных людей нет полноценных семей. А как я писал выше, попытка Тряпицына создать семью с рыбнадзором и одноклассницей по совместительству Ириной не увенчалась успехом. Мать одиночка, не найдя себе в деревне места и понимания среди местного населения, которое она, чтобы удержаться на работе, штрафует за незаконный лов рыбы, уезжает в Архангельск, где подыскала себе хорошую работу. Она вместо ласк и объятий почтальона предпочла самоудовлетворение, а своего сына, с которым у Тряпицына складывались дружеские сыновье-отеческие отношения, лишила возможности воспитываться отчимом, которым мог стать Алексей.

Хотя доля вины в этом лежит и на самом почтальоне, который и сам сильного рвения не проявлял (в начале фильма показан эпизод, как разведённой сотруднице на почте Тряпицын предлагал свидание – значит, всё равно с кем), да и как личность без семи пядей во лбу. Обычная судьба обычного сельского жителя, едва не спившегося от «тягот» деревенской жизни и благо ещё вовремя одумавшегося.

День его показан полно. Быт простой, неремесленный. Кроме пахоты вместе с мальчиком Тимкой – сыном Ирины – ничем особо не отличился. Да и то лошадь позаимствовал у злобормочущего соседа Юры, которому жизненная тоска часто навевает мысли о самоубийстве.

Сам-то Алексей, также думает свою тяжёлую думу о жизни, порой ему мерещится тёмно-серый кот. Он ностальгирует по советским временам, слыша пионерские песни своей молодости и связывая то лучшее, что было в его жизни с ныне разрушенной школой, предстающей его внутреннему взору. Пусть сегодня это время ругают за его идеологический окрас, но что с того, если оглашаемые принципы заряжали его интересом и желанием жить, творить и воплощать свои чаяния и мечты. Но те мечты остались в прошлом, которое он с лихвой залил горькой. Он нашёл в себе силы бросить, но в настоящем в тяжёлую минуту, отчаявшись найти помощь, когда у него с лодки украли мотор, чуть было не запивает снова (это притом, что с ним путешествует в городе и Тимка). Хорошо ещё, что силы воли и ума хватило у Алексея не сорваться.

Он и хочет бежать от такой жизни, да не может – попытка вырваться в город к женщине, которая возможно когда-то приходилась то ли женой, то ли подругой ему, не оказалась успешной. Он возвращается, потому что не может жить иначе.

Вот и вся жизнь. Да были ещё поиски кикиморы, рыбалка и уха в компании Тимки. Но эта деревенская романтика, ответственность и волевые проблески почтальона явились лишь лучиком света в том тёмном царстве, который показал Кончаловский.

Вообще возникают закономерные вопросы. Разве только такая в России деревенская жизнь? Разве ничего светлого нет у нас? Почему режиссёр выбрал эту загибающуюся деревеньку?

Да, конечно, в России деревня вымирает, но ведь не вся и не везде. У нас есть очень много светлого и достойного на селе. Есть обширнейшие примеры добросовестного осмысленного труда, народного творчества и культурного досуга. Трезвый образ жизни, высокие этические нормы и бережное отношение к природе.

Да, пьянство на деревне не редкость, но разве пьянство – от отсутствия работы на селе? Да её сколько хочешь, - трудись - не хочу. Однако в фильме, кроме вспашки Алексеем и Тимкой огорода, нет ни одной сцены, где бы местные жители трудились – кругом одно безделье. Не отсутствие работы здесь причина, здесь нечто другое, к чему я вернусь в конце статьи.

Возможно, Кончаловский хотел в точности передать ту атмосферу и жизнь людей, что довелось ему снимать, однако уж очень непропорционально много он уделил внимания вечно пьяному и праздно шатающемуся соседу Тряпицына Вите Колобку. Показано и застолье, где другие жители пьют горькую: и женщины, и старики. Изобилует фильм и сценами курения, в одной из которых Тряпицын являет дурной пример Тимке, на словах, однако ж, утверждая обратное – про вред курения.

Не обошёл стороной Кончаловский и тему воровства, продажности и чинопочитания. Про мотор я уже говорил. Дрова, оставленные хозяевами брошенного дома, вызывают неравнодушный взгляд у вечно пьяного Колобка. Незаконный лов рыбы, за который Ирина наказывает одних и не замечает того же за начальством, которого олицетворяет с огромным пузом военный генерал с космодрома Плесецк, прилетевший порыбачить на вертолёте Ми-8, и которому незаконную рыбалку за деньги устроил наш главный герой.

Может быть, пропаганда пороков и не входила в планы режиссёра, однако запечатлённые кадры, как слова из песни не выкинешь.

И собственно для кого и для чего этот фильм? Ловлю себя на мысли, что это может быть своеобразным отчётом перед Западом, который рукоплескал не «гениальной» работе Кончаловского, а самому себе. Себе за то, что они приписывают себе заслугу в уничтожении России, её людей и культуры. Они, после просмотра этого фильма теперь ещё увереннее, чем прежде, могут заявлять, что если в России и не бродят по улицам медведи, то народ её никудышный – он вечно пьёт, курит, ворует, бездельничает и не видит смысла жизни. И яркий контраст, показанный в фильме – с одной стороны разрушенная школа, заколоченные окна брошенных изб, безысходность изнывающих и спрятавшихся в забытье порока жителей деревни и богатой на красоту и живность девственную природу России, всё более вдохновляет Запад заявить свои права на необъятные Российские пространства.

«Да, у вас ещё летают ракеты, но бессмыслица существования и безнадёга в головах ваших людей, это зёрна, посеянные нами, которые проросли. Вам недолго осталось. Россия умирает», - вот, на мой взгляд, те мысли, с которыми аплодировали фильму в Венеции.

Совсем неслучайно в доме Колобка по телевизору звучала песня: «О боже какой мужчина, я хочу от тебя сына. И я хочу от тебя дочку и точка!», издевательски намекающая о том, что ни сына, ни дочки у пьяницы Колобка уже не будет.

И уж совсем неслучайно каждое утро, выпивая свой чай из блюдечка, Алексей Тряпицын слышал по телевизору возгласы из передачи «Модный приговор», никак не вмещающейся и не сочетающейся с обыденностью его существования, так далёк он от всего этого. Не намекает ли Кончаловский нам всем, что вот уж действительно модный приговор! Приговор России!

Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции и на знатока душ, и в частности - души режиссёра Андрея Кончаловского.

Но что-то, возможно его слова, которые цитируются дальше, подсказывают мне, что если и не во всём, то в чём-то есть и моя правда:

«В России пока очень низкая общая культура. Русский человек с этой культурой, приобретая большое количество денег, становится разрушителем и самого себя, и окружающей среды».

И:

«У русского человека нет чувства индивидуальности, а значит, чувства ответственности. А так как у русского человека нет чувства ответственности, то разговор с ним может быть только один: вдарил палкой ему по голове, и он присел».

Ну что ж, чисто западный взгляд на природу русского человека, обнажающий полное его непонимание (а может наоборот: понимание, диктующее список мер, направленных против нас?). Оттого и фильм получился такой натянуто претендующий на правдивость. Правдивость однобокую и куцую. И только. Без всякого катарсиса, который где-то обнаруживают те или иные кинокритики в картине.

Так почему же пьёт деревня? Я, как и обещал, возвращаюсь к этому вопросу.

А пьёт она потому, что тот жизненный уклад, который в ней создали реформаторы-перестройщики и предатели по существу, устранил для сельского жителя (да и для городского тоже, хоть и в меньшей степени, т.к. тот уже некоторое время жил в такой информационной среде, которая порождала чувство зависти перед Западом с его эгоизмом и всевозможным гедонизмом) смысл жизни. Ну каков смысл в том, чтобы жить для себя (хотя стоит сказать, что некоторая доля россиян всё же откликнулись на этот призыв)?

И это ведь мог понять Кончаловский, снимая почтальона, который для данной деревни был лучиком из другого мира, светившим для них? Но у Кончаловского нет общины (пьянка показанная в фильме – не община). Люди разобщены попыткой искусственно привить им индивидуальность. Генотип сопротивляется.

И вот результат этого разобщения и видится нашему режиссёру, как «очень низкая общая культура» и отсутствие «чувства ответственности». А раз так, то русского как скотину нужно «палкой по голове». И чтоб помер, не воскрес.

Что ж, подводя итог фильму можно сказать, что фильм такой, каким его захотел видеть режиссёр, хотя деревня достойна того, чтобы видеть в ней лучшее.

Емельян Разумеев

Чтобы оставить комментарий Вы можете или зарегистрироваться, или войти, или прокомментировать статью с Вашим ip-адресом.

Источник: http://www.razumei.ru/lib/article/2376

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт победителям ? | | 2014-10-28 20:46:00 | | Блоги и всяко-разно | | В этом году вышел и сразу получил две награды «Серебряный лев» и «Зеленая капля» на международном кинофестивале в Венеции фильм Андрея Кончаловского Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына. Я попытаюсь дать свою оценку увиденного. Сразу оговорюсь, фильм не п | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: