Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

«Долгое падение» — английско-немецкий фильм, вышедший на экраны в 2014 году. Режиссер – Паскаль Шомель, в главных ролях снялись актеры Пирс Броснан, Имоджен Путс, Аарон Пол и Тони Коллетт. Возрастной рейтинг фильма — «16+».

В завязке истории зрителю представлено необычное знакомство четверых совершенно разных людей на крыше небоскреба в Лондоне, куда каждый пришел… покончить жизнь самоубийством. Неожиданно нарушив планы друг друга своей встречей, герои решают, что раз самоубийство и так отсрочилось, то почему бы не заключить особый пакт о небольшом совместном продлении жизни…

Фильм разделен на четыре части, озаглавленные именами главных героев: 1 часть – Мартин (Пирс Броснан), 2 – Джесс (Имоджен Путс), 3 — Джей-Джей (Аарон Пол), 4 – Морин (Тони Коллетт), однако каждая из частей, несмотря на номинальное посвящение, в целом повествует обо всех вместе, а не об одном, что хорошо транслирует смысл истории, о чем ниже.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛЬМА:

 1. Ценность человеческих взаимоотношений

«Долгое падение» подводит к этой идее в соответствии с необычностью сюжета очень интересным путем.

Четверо героев (к слову, художественно очень удавшихся – таких, каких хочется узнать получше) встречаются на крыше с одним и тем же мотивом покончить со всем, сброситься в небытие, но неожиданно помешав себе, упершись друг в друга общей деструктивной идеей, они, по сути, видят себя как бы СО СТОРОНЫ – друг в друге. Их парадоксальное, трагикомичное столкновение в одном общем пространстве создает для каждого что-то вроде эффекта отражения в зеркале, причем в очень честном зеркале, и оттого отражение крайне неутешительно, ведь речь идет о самоубийстве. Одно дело желать себе смерти, и совсем другое – посмотреть на себя с этим желанием со стороны.

Момент, который хорошо характеризует описанный эффект зеркала: когда на крыше вслед за Мартином и Морин появляется Джесс и, особо не раздумывая, несется к краю прыгать – Мартин преграждает ей путь к прыжку абсолютно инстинктивно, хотя и сам незадолго до этого собирался прыгать.

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

И действительно, как можно было позволить молодой, красивой и смелой девушке так бездарно и глупо, на деструктивном порыве, свалиться с крыши? Любой в здравом уме сделал бы то же самое на месте Мартина, не позволил бы человеку, на какое-то время потерявшему самообладание, сотворить с собой такое. И стоило бы по сюжету понестись к краю другому герою вместо Джесс, то снова оставшиеся инстинктивно его подхватили бы – потому что даже на самом начальном этапе их знакомства уже хорошо видно и понятно, как все четверо не настолько плохи и безнадежны, чтобы выносить себе смертный приговор (в т.ч. Джей-Джей, чье желание смерти в итоге оказывается следствием малодушия).

Герои здесь с одной стороны очень разные, каждый по-своему характерный, но с другой – они оказываются близкими друг другу по духу, ведь собрались же они каким-то неведомым образом в одном месте, в одно время, с одним и тем же, хоть и ошибочным, стремлением. И этой некоторой их сонастроенности ничего не остается, кроме как быть переведенной усилиями героев на позитивный вектор и сработать «краном», морально вытаскивающим их из общей душевной трясины.

Интуитивно держась друг друга даже в периоды ссор и разногласий «четверка с высотки» в своей новой компании «по интересам» постепенно позволяет себе обрести новый вкус жизни и показать миру, что они не безнадежны. А когда ты не безнадежен – ты жив; когда ты жив – тебе нечего делать на крыше в шаге от смерти. Всё просто, и мы видим эту жизнеутверждающую линию в «Долгом падении».

Фильм подводит к очень хорошей и всегда радующей истине: мы никогда не одиноки. Просто нужно это увидеть и раскрыть, что и оказывается здесь спасительной тропинкой с площадки для самоубийства назад к жизни, более того — с желанием эту жизнь сделать более счастливой и осмысленной. Мы не только никогда не одиноки, но и зачастую являемся друг для друга потенциальными друзьями (а не врагами), потенциальной поддержкой, даже если мы, на первый взгляд, очень разные, как это подано в фильме (социально успешный мужчина + социально неуспешный, привлекательная молодая женщина + зрелая женщина неяркой внешности, двое обеспеченных финансово + двое ограниченных в средствах, двое эксцентричных + двое флегматичных, двое молодых + двое в возрасте – люди совершенно разных типажей здесь становятся друзьями и спасителями друг для друга).

И, что немаловажно для темы ценности человеческих взаимоотношений: влияние, связывающее людей друг с другом,  — обоюдное, на что тоже делается упор в истории.

Это показывается на примере Морин с её трудной и ответственной ношей – заботой о взрослом сыне-инвалиде. Героиня постоянно винит себя за то, что, как ей кажется, она не справляется со своей жизненной задачей, что уход за сыном непростительно недостаточный, и всё могло бы быть лучше. На крышу её привело  не бегство от трудной жизненной ситуации, не страдания и отнюдь не нелюбовь к сыну (она, напротив, любит его очень самоотверженно), а чувство вины, что она слаба, плохо справляется, и оттого не нужна, и её вполне может заменить социальная служба. И с пересечением момента, когда оба, и Морин, и её сын, по отдельности побывали у опасного порога смерти, делается акцент на том, что они не просто связаны, а связаны двусторонне, что их жизни взаимозависимы – жива одна, жив и второй, и если бы она умерла, умер бы и он, поскольку тогда некому было бы его спасти.

Тут же и вторая героиня, Джесс, осознает эту ценность качественной ВЗАИМОсвязи людей. Потеря сестры, произошедшая несколько лет назад, душевно «умертвила» её, из-за чего под отвержение пошло и всё остальное: собственная жизнь, семья, отец, который её очень любит. И на фоне Морин и ее спасенного сына мы видим, как, наконец, приходят в порядок отношения Джесс с её отцом. Та, наконец, вспоминает, что и она с ним, как Морин со своим сыном, родные люди, которые любят друг друга, чьи жизни и благополучие связаны обоюдным влиянием.

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

Это же касается и Мартина, но несколько в другом ключе. Мартин, сброшенный из-за скандального проступка с телевизионной сцены, вытащенный из-под софитов славы и лишенный уважения ТВ-общественности, так зациклен на себе и своем образе, что напрочь забывает о ком бы то ни было еще. Поначалу он крайне эгоцентрирован, замкнут на себе и болезненно завязан мыслями на своём испорченном имидже. Но в итоге его доброе участие в жизни других из «четверки» и финальное появление в роли заботливого, ответственного отца, наконец вспомнившего о том, что есть вещи куда важнее его общественного «Я», спасают его жизнь, обновляя ее и наделяя новым, более важным смыслом.

Любовь и забота о ближних разрешает в фильме вопрос желания смерти. У каждого из героев в итоге рядом оказывается близкий человек, чье благополучие зависит непосредственно от него. Это опять тот же смысл из подыстории Морин и ее сына: жив один человек – жив и второй, умер один – умер и другой, люди взаимозависимы, благополучие одного зависит от благополучия другого.

И такая взаимозависимость свойственна не только родным в семье, как демонстрируется здесь на примерах героев по отдельности, но и масштабно происходит на общечеловеческом уровне, что подается через общий позитивный образ «четверки с высотки», сначала «чудиков»-незнакомцев, а позже людей, воодушевивших друг друга на выбор жизни и продолжение ее в более счастливой и глубокомысленной ипостаси.

 2. Небезразличие как горючее для жизни

 Эта идея по большей части подается через Джей-Джея с его неоднозначной причиной для самоубийства – «Ты не хочешь жить, и поэтому хочешь умереть».

Джей-Джей, припыленно-замороженный молодой человек с безжизненным взглядом, никак не находит для себя ощущения горения жизни, перебирая поверхностные изменения в отдельных её аспектах (механический переезд из одного пункта в другой; безынтересный переход с одной работы на другую; скачок в новые отношения, оказывающиеся на поверку корыстно-деловой связью). И вслед за механической сменой пунктов жизни по существу для Джей-Джея ничего не меняется, что постепенно повергает его в отчаяние.

При этом раз за разом в повествовании пробиваются детали, выдающие, что он хотел бы чего-то большего для себя. Его влекут идеи свободы и легкости (сочинение песен с  философскими текстами; интерес к стрижам, делающим всё на лету; татуировка с птицами, растягивающаяся со спины до шеи; сцена погружения в море перед рассветом), но качественно он все никак не может сделать нужный шаг и по-настоящему вдохнуть ту свободу и легкость, которых так жаждет.

Фильм не оставляет и эту ситуацию без разрешения. Для Джей-Джея решающим становится небезразличие. Морин говорит ему, вернувшемуся на крышу точно в день окончания действия пакта: «Я думаю, мы тебе небезразличны, Джей-Джей. Иначе, зачем ты выбрал этот день? Думаешь, что хочешь умереть, но знал же, что мы придем». Всё логично: если есть хоть малейший истинный интерес к чему-то в жизни, вопрос о смерти закономерно снимается. Зачем умирать, если тебе хоть что-то по-настоящему важно, если что-то притягивает. И одна маленькая капля небезразличия, образовавшаяся к финалу в сердце Джей-Джея по отношению к его новым друзьям, помогает ему наконец отказаться от затеи с самоубийством.

История героя, позитивно закончившаяся обретением любви, передает мысль, что нельзя оставаться холодным и равнодушным, нужно сделать шаг к переживанию жизни, к чувствам и найти себя в чем-то настоящем.

3. Любовь к себе

Эту идею мы видим на примере героини Морин. Её основная проблема, приведшая к решению о самоубийстве, во многом состоит в недостаточной любви к себе. Морин будучи внимательной, ответственной и заботливой мамой трудного ребенка, нисколько не замечает своих заслуг и достоинств. Героиня вызывает огромную симпатию своей заботливостью, способностью дарить тепло, что проскальзывает в ходе фильма небольшими деталями вновь и вновь,

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья Долгое падение : Люди как потенциальные друзья Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

однако к себе она не относится с той же заботой, какую готова оказывать другим. Она словно не замечает своей ценности, и, более того, готова отрицать ее вплоть до катастрофичной гиперболы – убийства себя и, тем самым, передачи своего сына-инвалида в более подходящие на ее взгляд условия.

Она ужасно пугается поездки на отдых, вероятно, и по причине того, что не привыкла к такому доброму отношению к себе, к проявлению заботы не о других, а о себе. И интересно заметить, как позволив себе маленький отпуск, этакую «роскошь», она вдруг заметно хорошеет и набирается сил.

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья

Позже с ходом сюжета она еще раз позволяет себе проявить по отношению к себе доброту – начинает участвовать в интеллектуальных викторинах, просто для себя, по своим личным интересам и для своего удовольствия. Тенденция заботы Морин о себе, своих потребностях и интересах максимально усиливается к финалу: в последней сцене мы видим её счастливую, в блёстках, связывающуюся с остальными из «четверки» прямиком с праздника.

Героине не хватало здоровых заботы и любви к себе, признания своих заслуг, и окончательный поворот к доброму отношению к себе становится новой опорой для ее жизни.

4. Никогда не отчаивайтесь

В целом, с идеями о ценности человеческих взаимоотношений, о вкусе жизни в небезразличии к ней, о любви и заботе о себе общее настроение фильма передает установку не отчаиваться. Всегда есть другая, лучшая дорога вместо падения и смерти, и мы это здесь видим.

Хочу еще отметить: очень здорово, что изображенное в «Долгом падении» стремление уйти из жизни, хоть и подано в начале трагикомично, не выглядит достойно или романтизировано а-ля вампирские саги или что-то подобное. Здесь желание смерти — очевидно далекий от романтики и непохвальный импульс, который в итоге сходит на нет, как и должно быть.

Дополнительный плюс: образ СМИ

Образ СМИ в «Долгом падении» — это еще один внушительный плюс. Тема подана очень характерно, двумя эпизодами с двумя разными женщинами-журналистками.

Первый эпизод с журналисткой Пэнни и утренним шоу и второй, с журналисткой на курорте, проводят, по сути, одну и ту же идею бесстрастного пережевывания современными СМИ людей и их жизней на свое усмотрение. Что ТВ-шоу, что вероломное выуживание информации девушки-журналистки у Джей-Джея демонстрируют, что человечность, гуманный подход к людям как объекту внимания для современных СМИ чужд. Интересно, как четверка героев пытается подать свою версию истории их встречи, воодушевляющую и юмористическую, а непробиваемая Пэнни с улыбкой убийцы просто перемалывает их четверых на свой лад, как это необходимо для рейтинга и повестки дня (кстати, в качестве интересной детали — Пэнни играет актриса из фильма «Исчезнувшая», и похоже, подобные жестокие образы её «конёк»). Эпизод с ТВ-шоу формирует впечатление о СМИ как о мясорубке, работающей по своим бесчеловечным законам и использующей людей в фокусе телекамеры как пушечное мясо для этой системы. И за Мартина, который был долгое время ведущим изображенного ТВ-шоу, но в итоге лишился этой работы, вполне можно порадоваться. Качественно для него и его имиджа, о котором он очень беспокоится, это явно не потеря, а приобретение.

 Минусы фильма:

  •  к сожалению, фильм крайне портит его испещренность упоминаниями секса и изображениями алкогольного досуга. Это излишние, бессмысленные моменты, которые так и хочется аккуратно вырезать, дабы очистить замечательный сюжет;
  • также одним из минусов могут показаться эксцентричные выходки и чересчур экспрессивная лексика Джесс, что временами вполне могло бы быть подано чуть менее «кипяще»;
  • актерская игра Аарона Пола (Джей-Джей) иногда «провисает», но, в общем-то, в простительных рамках;
  • к сожалению, в фильме хоть и присутствуют важные идеи о сплоченности родных людей, но образ полной семьи зрителю практически не демонстрируется;
  • фильм поставлен по книге, и заметно обнаруживает недостаток приемов, присущих художественной литературе, которые позволяют передавать истории объемно и атмосферно. Фильм явно нуждался в более замедленном развертывании.

Мораль:

  • мы никогда не одиноки, люди = потенциальные друзья;
  • люди взаимосвязаны, и благополучие одного тесно зависит от благополучия другого;
  • хотя бы немного небезразличия в душе — и есть выбор жизни, а не самоубийства;
  • важно ценить себя;
  • никогда не отчаивайтесь.

Насилие:  одна около-комичная сцена легкой драки

Секс: излишнее муссирование секс-тематики, обрывочное вступление подразумеваемой далее постельной сцены

Наркотики: сцены с курением, распитием алкогольных напитков

(в качестве «+»: 1) изображение наркомана неприглядным, отталкивающим образом; 2) герой Мартина в одной сцене называет алкоголь правильным словом «отрава»; 3) на фоне вступительных титров с названием фильма вместо человека с крыши падает его сигара как позитивный образ скидывания вредного балласта)

Евгения Кумрякова

Чтобы оставить комментарий Вы можете или зарегистрироваться, или войти, или прокомментировать статью с Вашим ip-адресом.

Источник: http://www.razumei.ru/lib/article/2588

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Долгое падение : Люди как потенциальные друзья | | 2015-02-26 18:41:00 | | Блоги и всяко-разно | | «Долгое падение» — английско-немецкий фильм, вышедший на экраны в 2014 году. Режиссер – Паскаль Шомель, в главных ролях снялись актеры Пирс Броснан, Имоджен Путс, Аарон Пол и Тони Коллетт. Возрастной рейтинг фильма — «16+». В завязке истории зрителю предс | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: