Сравнительная педагогика. Часть 3

мирОдним из наиболее интересных факторов развития отечественной сравнительной педагогики является идея реконструкции изученного опыта зарубежных исследователей на отечественной почве. При этом одни исследователи сравнительной педагогики опираются преимущественно на историю, другие на социологию, а третьи на философию. К первой группе относятся, например, И.Л. Кэндл, Хэнс, Р. Улих и Шнайдер. Вторая группа представлена Ц.А. Андерсеном, Бередеем и А.М. Казамиасом. К третьей группе принадлежит Лоурайс.


Сравнительная педагогика, будучи междисциплинарной наукой, использует не только методы исследования самой педагогики, а также весь широкий арсенал методов смежных наук. Для нее специфическое значение имеют следующие методы: описательный, исторический, социологический, статистический и сравнительный. Описательный метод требует точности и объективности, группировки, систематизации и интерпретации фактов, накопления информации для анализа, определение единичного и типичного в системе образования. Историческим методом анализируется генезис и особенности развития педагогических проблем, что способствует более глубокому пониманию современного состояния изучаемого педагогического явления.

Социологический метод подразумевает оценку соответствия организации образования потребностям развития общества. Статистическим методом анализируются и интерпретируются количественные показатели образования, однако параметры национальной статистики плохо поддаются международным сравнениям. Сравнительный метод является основным методом сравнительной педагогики, с помощью которого выявляются основные черты сходства и различия систем образования в мире, фиксируются общие и специфические проявления педагогических закономерностей. Важным аспектом сравнительного метода является разработка показателей сравнения.

Сравнительная педагогика используется в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в качестве учебной дисциплины во многих странах мира. Наиболее актуальными среди многочисленных задач, стоящих перед сравнительной педагогикой, являются исследования причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в разных странах мира для прогнозирования кризисных явлений и возможного смягчения их влияния. Особое значение для сравнительной педагогики имеет сравнительное изучение теории и практики непрерывного образования, дифференциации образования с целью составления прогнозов возможных педагогических и социальных последствий ее влияния, различных вариантов реализации идеи интернационализации системы образования, в том числе так называемых «глобального образования» и «поликультурного образования».

глобусСравнительная педагогика призвана анализировать состояние, основные тенденции и закономерности развития систем образования в общемировом, глобальном масштабе, раскрывать сущность соотношения всеобщих тенденций развития образования с учетом национальной и региональной специфики, выявлять все без исключения аспекты международного педагогического опыта как позитивные, так и негативные. Также сравнительная педагогика выявляет различные способы взаимообогащения национальных педагогических культур.

Как и любая другая самостоятельная отрасль научного познания, сравнительная педагогика имеет свой объект, предмет, функции и задачи. Объектом сравнительной педагогики является образование как явление социально-культурного развития и воспроизводства, а также как главный социальный институт в различных масштабах – глобальном, региональном и национальном.

Предметом сравнительной педагогики является состояние, основные тенденции и закономерности развития педагогического опыта и национальных педагогических культур в современном мировом обществе. Основными задачами сравнительной педагогики являются: систематизация новейших и малоизвестных фактов развития образования в мире; анализ количественных показателей развития систем образования; анализ основных тенденций и закономерностей развития образования; определение главных научно-обоснованных критериев оценки эффективности и качества образования в определенной стране; обоснование приоритетных направлений политики образования; сравнение достижений и недостатков образования в различных странах мира.

Главным методологическим вопросом сравнительной педагогики является то, какими мерами и в каких формах можно и нужно использовать различные достижения зарубежной педагогики в своей деятельности.

Основными функциями сравнительной педагогики являются: систематизация и унификация основных терминов и понятий современной педагогической документации с целью облегчения изучения мирового опыта в равной степени специалистами всех стран; сравнительный анализ различных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок отечественных и зарубежных педагогов и научных деятелей в сфере образования; составление долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития образования; составление ближайших планов развития системы образования.

Перечислим основные понятия и категории сравнительной педагогики: образование, мировая система образования, социальный институт образования, стандартизация образования, стратегия развития образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, образовательная политика, педагогическая культура, педагогическая документация.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Сравнительная педагогика. Часть 3 | | 2012-11-11 10:59:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Одним из наиболее интересных факторов развития отечественной сравнительной педагогики является идея реконструкции изученного опыта зарубежных исследователей на отечественной почве. При этом одни | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: