Формы обучения в педагогике. Часть 2
Теория проведения современного урока, являющаяся неотъемлемым компонентом системы проблемно-развивающего обучения, направлена на исправление и преодоление недостатков традиционных форм обучения в педагогике. Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых новых формах обучения, применяемых современными педагогами в своей повседневной практике.
Формы обучения в педагогике исследовали такие ученые как И.М. Чередов, В.А. Сластенин, В.К. Дьяченко и другие. В своих работах каждый из них по-разному описывал характер, эффективность и особенности применения разных форм обучения. До сих пор во всем мире разрабатываются и внедряются новые формы обучения, сравниваются и анализируются все традиционные наработки в этой области с главной целью повысить уровень образования.
В контексте современной школы личностно-ориентированная педагогика предполагает применение нетрадиционных подходов к организации учебного процесса. Образование по своему содержанию представляет собой определенную систему знаний, умений, навыков и черт творческой деятельности, которые в полной мере обусловлены требованиями общества и на достижение которых должны быть направлены все усилия педагогов и учащихся. При традиционном подходе к обучению его цели и задачи практически совпадают, то в новой интерпретации они полностью расходятся.
В традиционном представлении главной целью обучения является усвоение фундаментальных основ наук, а содержанием являются непосредственно сами основы, представленные в знаковой форме учебного материала. Главной целью современного обучения становится создание и развитие личностного потенциала каждого человека, воспитание у него способностей к адекватным действиям в предстоящих социальных и предметных ситуациях. Содержанием же современного обучения является абсолютно все, что может способствовать достижению этой цели.
Эффективность и успешность достижения цели заключается не столько в том, что именно усваивается, сколько в том, как это усваивается. Процесс усвоения может быть выражен индивидуальной или коллективной формой, гуманистическими или авторитарными условиями, с опорой или без опоры на личностный потенциал человека, с помощью его активных или репродуктивных форм. Процесс обучения направлен на реализацию основных компонентов содержания образования, таких как знания, умения, навыки, опыт творчества и эмоционально-ценностных отношений. От выбора оптимальной формы зависит, в конечном счете, успешность достижения целей и решения задач обучения.
Форма, если опираться на лингвистическое происхождение этого понятия, представляет собой внешний вид, очертание предмета. Таким образом, многие ученые трактуют форму обучения лишь как внешнюю сторону организации учебного процесса, непосредственно связанную с количеством учеников, местом и временем обучения, а также порядком проведения. Как считает И.М. Чередов, форма организации процесса обучения является особой конструкцией звена или некой цепочки учебного процесса.
По мнению В.К. Дьяченко, понятие формы организации учебного процесса также как и прочие дидактические понятия можно научно обосновать лишь при условии, что дано научное определение самого понятия обучения. А обучение это общение, при котором происходит воспроизведение и усвоение знаний и опыта, включая опыт творческой деятельности, накопленных предыдущими поколениями людей. В процессе обучения происходит общение между учителем и учениками. Общие формы обучения Дьяченко разделяет на индивидуальные, парные, групповые и коллективные, в зависимости от структуры такого общения.
Организация учебного процесса и организационные формы обучения являются материальной основой обучения, поскольку само обучение немыслимо без правильной его организации. Таким образом, форма обучения в своем определении является целенаправленной, насыщенной по содержанию и методически оснащенной системой образовательного общения и взаимодействия преподавателя и учеников. Реализация формы обучения осуществляется как органически взаимосвязанная система целенаправленной организации содержания, средств и методов обучения.
Изолированная единичная форма обучения, к которой относятся урок, лабораторная работа, семинар, экскурсия, лекция и другие, имеет некоторое частное учебно-воспитательное значение. Эта форма способствует усвоению каждым учеником конкретных знаний, умений и навыков, помогает ему на основании полученных фактов и обобщений провести анализ и сделать конкретные выводы.
В отличие от нее система различных форм обучения способна раскрыть целостность теорий и концепций, тем и разделов, взаимосвязь умений и навыков. Она имеет общее воспитательно-обучающее значение и позволяет сформировать у учеников системные познания и личностные качества.
Системная зависимость и тесная взаимосвязь различных форм обучения между собой вызваны особенностями содержания образования, восприятия и усвоения учебного материала учащимися разных возрастных групп. Все это требует от педагога выбора оптимальной формы обучения и определяет ее характер, то есть место в образовательном процессе, продолжительность по времени, динамичную структуру, способы организации процесса обучения и его методическое оснащение. Используя в различных комбинациях все эти компоненты можно создавать самые разнообразные формы обучения.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
- 2024-01-18 » Мифический человеко-DevOps
- 2023-12-28 » Google подвел итоги 2023 года в поиске
- 2023-12-28 » 5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
- 2023-12-28 » Американский суд признал монополию Google на рынках дистрибуции Android-приложений
- 2023-12-28 » Хостинг-провайдер GoDaddy перестанет оказывать услуги пользователям из России
Надобно иметь большое мужество, чтоб высказать громко вещи, потихоньку известные каждому. А. Герцен |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.