Музейная педагогика. Часть I

Музейная педагогика. Часть IСовременное общество осознало несовершенство существующей системы образования и необходимость ее модернизации, в особенности это касается системы школьного образования. Внедрение в образовательный процесс новаторских идей может способствовать изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону. Однако далеко не всегда проведение в педагогической практике различных новомодных экспериментов дает положительные результаты. 

Любые новаторские идеи должны придерживаться фундаментальных научных концепций и опираться на проверенную временем педагогическую практику. Потенциал музеев, которые представляют для образовательного процесса поистине неиссякаемый источник знаний, в школах и других учебных заведениях используется пока еще недостаточно.

Музейная педагогика не является каким-то новым и недостаточно изученным разделом педагогики, ей посвящено немало научных работ и публикаций в научных и научно-популярных изданиях. Тем не менее, в мировой педагогической практике она не получила широкого распространения.

Школы и музеи являются вполне самостоятельными учреждениями, каждое из которых выполняет определенные функции и каждому из которых присущи свои особенности. Однако между ними так много общего, что их можно было бы объединить в единый образовательный комплекс. По своей сути и школа и музей не могут быть коммерческими учреждениями, они оба нуждаются в государственной поддержке в той или иной степени.

Разрушение одного из них сразу же негативно скажется на состоянии общества и государства, и может грозить падением нравственности и утратой патриотизма. Школы и музеи предоставляют единое образовательное пространство и определенным образом решают вопросы воспитания и образования. Только если для школы образование и воспитание являются приоритетными направлениями деятельности, то музей со своими задачами и функциями вполне мог бы стать учреждением дополнительного образования и воспитания.

В соответствии с современными требованиями к образованию музей обладает гораздо более широким диапазоном возможностей, чем школа или вуз для решения некоторых задач и проблем воспитания и образования. Главными функциональными возможностями музея являются развитие способности извлекать информацию из первоисточника, формирование понятийного аппарата через наблюдение предметов материального мира, совмещение процесса познания с положительными эмоциями.

Музейная педагогика. Часть IВ музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, получить полезную информацию с удовольствием, без необходимости заучивания и закрепления полученных знаний. В качестве посредников между музеем и школой могут выступить педагоги, вооруженные музейной педагогикой. Исходя из этого, музейную педагогику вполне можно считать одной из форм современных образовательных технологий, которая к тому же имеет собственную продолжительную историю и собственную научную методологическую базу.

По мнению Е.Б. Медведевой и М.Ю. Юхневича, которое они изложили в своей статье «Музейная педагогика как новая научная дисциплина», музейная педагогика зародилась в Германии на рубеже XIX и XX веков. Ее связывают с такими именами немецких просветителей и музейных деятелей как К. Кершенштейнер, А. Лихтварк, А. Рейхвен и Г. Фрейденталь. Сам термин был впервые употреблен Г. Фрейденталем в его книге «Музей – образование – школа», изданной в 1931 году. Он посвятил свою научную деятельность проблемам взаимодействия школы и музея. Ему принадлежит специальная методика работы со школьниками, включающая предварительную подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление полученных в нем знаний и впечатлений во время урока.

Как считают Г.М. Гогоберидзе и М.Г. Чесняк, музейная педагогика имеет российские корни. Именно российские ученые первыми сделали шаг в этом направлении, а педагогическая деятельность музеев возникла благодаря инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в области профессиональной подготовки учителей еще в 1864 году. Проблемами образования в музеях занимались такие известные педагоги как Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Корф и другие. В стенах музеев открывались тематические кружки для родителей и учителей. Такие крупнейшие ученые как И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский и С.М. Соловьев регулярно читали при музеях свои лекции для студентов педагогических специальностей и школьников. Отсюда можно делать вывод, что и российские и немецкие ученые практически в равной степени были вовлечены в проблемы музейной педагогики еще в XIX веке.

Ученые Германии занимались главным образом практическими вопросами музейной педагогики. Во-первых, это создание достаточно комфортных условий пребывания детей в музее, в частности по методике «музейных диалогов» А. Лихтварка. Во-вторых, это формирование музейной культуры при помощи рабочих тетрадей, помогающих развить музейную ориентацию. В-третьих, это структуризация образовательного процесса в музее по принципу школьного учебного плана, предложенная Г. Кершенштейнером. В-четвертых, это организация занятий в музее, включая такие этапы, как подготовка, проведение и закрепление приобретенных знаний. И, наконец, в-пятых, это создание модели объединения музея и школы, о которой писал Г. Фронденталь.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Музейная педагогика. Часть I | | 2013-01-31 14:39:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Современное общество осознало несовершенство существующей системы образования и необходимость ее модернизации, в особенности это касается системы школьного образования. Внедрение в образовательный | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: