Музейная педагогика. Часть I
Современное общество осознало несовершенство существующей системы образования и необходимость ее модернизации, в особенности это касается системы школьного образования. Внедрение в образовательный процесс новаторских идей может способствовать изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону. Однако далеко не всегда проведение в педагогической практике различных новомодных экспериментов дает положительные результаты.
Любые новаторские идеи должны придерживаться фундаментальных научных концепций и опираться на проверенную временем педагогическую практику. Потенциал музеев, которые представляют для образовательного процесса поистине неиссякаемый источник знаний, в школах и других учебных заведениях используется пока еще недостаточно.
Музейная педагогика не является каким-то новым и недостаточно изученным разделом педагогики, ей посвящено немало научных работ и публикаций в научных и научно-популярных изданиях. Тем не менее, в мировой педагогической практике она не получила широкого распространения.
Школы и музеи являются вполне самостоятельными учреждениями, каждое из которых выполняет определенные функции и каждому из которых присущи свои особенности. Однако между ними так много общего, что их можно было бы объединить в единый образовательный комплекс. По своей сути и школа и музей не могут быть коммерческими учреждениями, они оба нуждаются в государственной поддержке в той или иной степени.
Разрушение одного из них сразу же негативно скажется на состоянии общества и государства, и может грозить падением нравственности и утратой патриотизма. Школы и музеи предоставляют единое образовательное пространство и определенным образом решают вопросы воспитания и образования. Только если для школы образование и воспитание являются приоритетными направлениями деятельности, то музей со своими задачами и функциями вполне мог бы стать учреждением дополнительного образования и воспитания.
В соответствии с современными требованиями к образованию музей обладает гораздо более широким диапазоном возможностей, чем школа или вуз для решения некоторых задач и проблем воспитания и образования. Главными функциональными возможностями музея являются развитие способности извлекать информацию из первоисточника, формирование понятийного аппарата через наблюдение предметов материального мира, совмещение процесса познания с положительными эмоциями.
В музее человек получает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, получить полезную информацию с удовольствием, без необходимости заучивания и закрепления полученных знаний. В качестве посредников между музеем и школой могут выступить педагоги, вооруженные музейной педагогикой. Исходя из этого, музейную педагогику вполне можно считать одной из форм современных образовательных технологий, которая к тому же имеет собственную продолжительную историю и собственную научную методологическую базу.
По мнению Е.Б. Медведевой и М.Ю. Юхневича, которое они изложили в своей статье «Музейная педагогика как новая научная дисциплина», музейная педагогика зародилась в Германии на рубеже XIX и XX веков. Ее связывают с такими именами немецких просветителей и музейных деятелей как К. Кершенштейнер, А. Лихтварк, А. Рейхвен и Г. Фрейденталь. Сам термин был впервые употреблен Г. Фрейденталем в его книге «Музей – образование – школа», изданной в 1931 году. Он посвятил свою научную деятельность проблемам взаимодействия школы и музея. Ему принадлежит специальная методика работы со школьниками, включающая предварительную подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление полученных в нем знаний и впечатлений во время урока.
Как считают Г.М. Гогоберидзе и М.Г. Чесняк, музейная педагогика имеет российские корни. Именно российские ученые первыми сделали шаг в этом направлении, а педагогическая деятельность музеев возникла благодаря инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в области профессиональной подготовки учителей еще в 1864 году. Проблемами образования в музеях занимались такие известные педагоги как Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Лесгафт, Н.А. Корф и другие. В стенах музеев открывались тематические кружки для родителей и учителей. Такие крупнейшие ученые как И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский и С.М. Соловьев регулярно читали при музеях свои лекции для студентов педагогических специальностей и школьников. Отсюда можно делать вывод, что и российские и немецкие ученые практически в равной степени были вовлечены в проблемы музейной педагогики еще в XIX веке.
Ученые Германии занимались главным образом практическими вопросами музейной педагогики. Во-первых, это создание достаточно комфортных условий пребывания детей в музее, в частности по методике «музейных диалогов» А. Лихтварка. Во-вторых, это формирование музейной культуры при помощи рабочих тетрадей, помогающих развить музейную ориентацию. В-третьих, это структуризация образовательного процесса в музее по принципу школьного учебного плана, предложенная Г. Кершенштейнером. В-четвертых, это организация занятий в музее, включая такие этапы, как подготовка, проведение и закрепление приобретенных знаний. И, наконец, в-пятых, это создание модели объединения музея и школы, о которой писал Г. Фронденталь.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
Одного яйца два раза не высидишь. К. Прутков |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.