Основы психологии и педагогики. Часть 11

Основы психологии и педагогики. Часть 11Основатель прагматической педагогики, американский педагог и философ Джон Дьюи, утверждал, что педагогика должна учитывать личные интересы и жизненный опыт учащихся. По его мнению, учащиеся должны получать все необходимые им знания в процессе наблюдений, экспериментов, игровой и трудовой деятельности. 

Среди российских педагогов, оказавших большое влияние на формирование русской и мировой педагогики, можно упомянуть М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.И. Пирогова, В.И. Водовозова, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого. В разные годы эти ученые выдвигали прогрессивные новаторские для своего времени идеи, которые потом легли в основу русской педагогики.

В советскую эпоху активно развивалась идея единой трудовой политехнической школы и идея коммунистического воспитания, основанная на марксистско-ленинском учении. Наиболее известными педагогами того времени были С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко.

В народной среде в течение многих сотен лет сложились собственные представления о воспитании. Свое отношения к целям и характеру воспитания народ выражал при помощи пословиц, поговорок, сказок и преданий. Самыми ценными, по утверждению народной педагогики, являются такие качества как честность, справедливость, уважительное отношение к труду, человеческое достоинство, уважение к старшим и добропорядочные отношения между людьми.

Общая педагогика имеет в своем составе две составляющие: педагогика как практическая деятельность по воспитанию и научная педагогика. Первая включает в себя народную, социальную, школьную и прочие педагогики. Вторая направлена на исследование сущности процесса воспитания и разработку научных рекомендаций для улучшения этого процесса.

Научная педагогика подразделяется на следующие категории: развитие, воспитание, образование и обучение. Под развитием человека понимается процесс становления личности под влиянием различных внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Основы психологии и педагогики. Часть 11Воспитание, если рассматривать его в широком смысле слова, представляет собой специально организованный, целенаправленный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к жизни и к активному участию в трудовой деятельности. Такое воспитание может осуществляться семьей, школой, институтом, культурным центром, средствами массовой информации, церковью, армией, правоохранительными органами и другими учреждениями. Помимо собственно воспитания сюда включается еще и обучение. В узком смысле слова воспитание представляется как взаимодействие воспитателя с воспитуемым для решения конкретных воспитательных задач.

Суть образования заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений на основе предварительно заданных принципов и задач. Образование разделяется по объему и специфике знаний на среднее и высшее, общее и профессиональное, техническое и гуманитарное и так далее.

Обучение представляет собой двухсторонний процесс между учителем и учеником, направленный на передачу и усвоение учебного материала. Деятельность учителя при этом называется преподаванием, а деятельность учащегося соответственно учением.

На основании вышеперечисленных категорий можно кратко сформулировать определение педагогики как науки. Итак, педагогика как наука является совокупностью знаний о воспитании, образовании и обучении, способствующих развитию личности человека.

Объектом педагогики является развивающийся человек и его личность, которая формируется в течение всей его жизни. Предметом педагогики является совокупность специальным образом организованных процессов и явлений, условий и факторов, нацеленных на развитие человека и формирование его личности.

Основными задачами педагогической науки являются изучение сущности и различных закономерностей развития личности в условиях воспитания, а также разработка целей, содержания и методов воспитания.

К методам педагогических исследований относятся педагогические наблюдения, исследовательская беседа, изучение продуктов деятельности воспитуемых, педагогический эксперимент, анализ педагогического опыта и другие.

Педагогика как наука тесно связана с другими науками гуманитарного направления, такими как философия, психология, этика, эстетика, физиология, этнография и другие.

Современная педагогика включает в себя следующие отрасли: общая, дошкольная и школьная педагогика, педагогика высшей школы, профессиональная, социальная, семейная, военная и специальная педагогика, называемая также дефектологией.

Педагогическая наука и педагогическая практика имеют множество схожих черт, однако между ними также имеются существенные различия. Философы-материалисты в своих утверждениях неоднократно подчеркивали, что практика всегда более богата, чем самые глубокомысленные теории. Таким образом, и педагогическая наука также не может претендовать на всеобъемлющее и исчерпывающее овладение всей педагогической реальностью. В определенном смысле педагогическая теория является лишь рационально-холодным отражением живой педагогической практики. Что же касается педагогического мастерства, то его невозможно передать только педагогической наукой, оно всегда индивидуально и неповторимо, и в какой-то степени сравнимо с искусством.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Основы психологии и педагогики. Часть 11 | | 2013-01-24 14:16:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Основатель прагматической педагогики, американский педагог и философ Джон Дьюи, утверждал, что педагогика должна учитывать личные интересы и жизненный опыт учащихся. По его мнению, учащиеся должны | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: