Музейная педагогика. Часть II

Музейная педагогика. Часть IIНа научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», проходившей в Мангейме в 1913 году, директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк выступил с докладом, в котором поставил музей в один ряд с университетами и академиями. По его словам, университеты возникли в средние века, академии появились в эпоху абсолютизма, а в 19 веке к этим воспитательно-образовательным учреждениям присоединился музей. 

Лихтварк первым предложил подходить к посетителю музея как к участнику диалога, он же определил роль посредника между ним и искусством, который впоследствии стал называться музейным педагогом. Этот термин был предложен значительно позже, по одним источникам К. Фризеном в 1934 году, а по другим – Г. Фрейденталем в 1931 году. История происхождения терминологии не имеет особого значения, когда речь идет о российских и германских ученых немецкого происхождения, заложивших основы для зарождения мировой музейной педагогики.

Музейная педагогика уже в первой половине двадцатого века сформировалась в отдельную научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом стали культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации. В 1920-е годы во многих странах мира стали создаваться музейно-образовательные центры, огромный вклад в развитие музейной педагогики внесли французские музейные работники и педагоги. В Великобритании начинают зарождаться традиции широких связей музеев с различными образовательными организациями. Учебные заведения Германии, Италии, США и Великобритании делают посещение музеев обязательным компонентом учебных программ. Россия отнюдь не отстает от остального мира, в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах создаются музейно-образовательные центры.

Первую половину двадцатого века в России просветительской деятельности музеев посвятили себя такие известные советские педагоги и ученые как А. Луначарский, Ф. Шмидт, П. Флоренский и А. Бакушинский. Они предложили внедрить в школьную практику такие формы как школьные краеведческие музеи и музейные кружки с изучением методик работы с памятниками истории и культуры.

В начале 1930-х годов новыми идеологами отечественной педагогики развитие музейной педагогики было приостановлено, а вскоре и свернуто. Лишь с начала 1960-х годов началось ее возрождение, были переосмыслены образовательное и воспитательное значение музеев, музейная экспозиция и проектирование. Следующие двадцать лет музейное проектирование и экспозиционное искусство в Советском Союзе получает новый импульс благодаря талантливым проектировщикам среды, получивших обиходное название «средовики». Проходят научные конференции, посвященные музейной педагогике с участием педагогов Германии, Великобритании и других стран. При Министерстве образования в эти годы функционирует проблемная группа «Музей и образование», способствующая популяризации музейной педагогики и формированию содержания образовательной функции музейной педагогики.

Музейная педагогика. Часть IIВ Москве с 1984 года под руководством Е.Г. Вансловой, которая затем возглавила Объединение музейных педагогов России, действовал семинар «Музей и подрастающее поколение», которому очень скоро дали название «Ванславские чтения». В этих «чтениях» принимали участие в разные годы руководитель Российского центра музейной педагогики и детского творчества в Ленинграде Б.А. Столяров, авторы программы «Окружающий мир и музей» Т.Н. Панкратова и Т.В. Чумалова, заведующая отделением музейной педагогики Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника В.А. Новожилова и многие другие.

Этот период характерен также тем, что в самых крупных музеях страны, таких как Эрмитаж, Русский музей, Государственный исторический музей и других, происходит активное накопление экспериментального опыта, основанного на базе кружковой, клубной и прочих форм работы. В 1990 году на базе Государственного Русского музея создается Российский центр музейной педагогики и детского творчества, главной задачей которого являлась интеграция музея в систему народного образования. С 1993 по 2000 год сотрудники музея разработали и внедрили широкую и многоуровневую программу «Здравствуй музей!», которая в настоящее время располагает самой современной информационной базой, реализованной на бумажных и электронных носителях, и включает более двадцати регионов России.

Самым крупным исследователем российской музейной педагогики на сегодняшний день является профессор Б.А. Столяров, посвятивший этой отрасли целый ряд научных работ, опубликованных в ведущих мировых изданиях. В одной из наиболее масштабных его работ «Музейная педагогика: история, теория, практика» имеются специальные разделы, посвященные образовательной деятельности музеев, это «От практики и анализа – к моделированию системы взаимодействия музея и школы» и «Учитель в музее». Он детально разработал модель музейно-педагогического процесса, которая должна состоять из следующих компонентов.

Первое это собственно составляющие самого музейно-педагогического процесса, такие как музейное здание, экспонат, экспозиция, музейный педагог, посетитель. Второе это формы музейно-педагогического процесса, такие как экскурсия, лекция, занятие в музейной аудитории. Третье это методологическая основа музейно-педагогического процесса, включающая диалог с экспонатом, музейным педагогом и межличностный диалог участников процесса. Четвертое это принципы общения, такие как руссоистский, интерактивный, комплексный и свободный.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Музейная педагогика. Часть II | | 2013-02-07 06:44:00 | | Образование, педагогика, обучение | | На научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», проходившей в Мангейме в 1913 году, директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк выступил с докладом, в котором | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: