Основы психологии и педагогики. Часть 13

Основы психологии и педагогики. Часть 13Главные направления современной социокультурной обстановки, определяющие цели и задачи становления мирового образования, включают в себя следующие особенности. 

Во-первых, это изменение типа культурно-социологического наследования, передачи подрастающему поколению накопленного опыта. Если прежде дети в основном должны были повторять образ жизни своих родителей, то в современных условиях урбанизации между поколениями возникает огромный разрыв. Он выявляется как в самом образе жизни, так и в мировоззрении, в личностных установках. Эту особенность необходимо учитывать в процессе разработки образовательных систем.

Во-вторых, это изменение установки при изучении окружающей реальности, то есть переход от научного познания к общекультурному познанию. Такое познание включает в себя обыденное сознание или здравый смысл, мифологическое, художественное, религиозное и другие виды изучения действительности. Помимо научного исследования это проявляется и в учебном процессе.

В-третьих, это преобразование роли науки в обществе и изменение научных парадигм. Прежде содержание познания определялось в большей степени объектом, чем средствами или технологиями познавательного процесса. На современном этапе развития общества для познания необходима связь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

В-четвертых, это стремительное развитие информационных технологий и глобальной информационной системы. Внедрение и развитие этих технологий является главным условием модернизации производства и других сфер деятельности общества, в том числе и образования.

В-пятых, это национально-культурная регионализация, происходящая на фоне интеграции и глобализации, раздвигающих рамки традиционных потоков товаров, услуг, инвестиций, дополняя и заменяя их соответствующими потоками людей, знаний и идей.

В качестве социокультурного феномена образование выполняет два вида функций, это функция воспроизводства и функция развития. Первая из них направлена на воспроизводство культуры, жизненного опыта и способов деятельности в новых поколениях, вторая же направлена на развитие личности человека и всего общества в целом.

Основы психологии и педагогики. Часть 13На практике обе эти функции неразрывно связаны друг с другом. Образование является одним из способов вовлечения человека в мир культуры. Посредством образования человек постигает научные знания, достижения искусства, моральные нормы, профессиональный опыт и прочие духовные ценности. В процессе образования молодое поколение формирует в своем сознании ответственность по отношению к усвоению, сохранению и обогащению национального и общемирового культурного наследия.

Образование является также средством социализации, становления и развития личности человека. Через образование молодое поколение приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Овладение языком, изучение литературы, истории, усвоение принципов морали и здорового образа жизни способствуют формированию у молодого поколения общепринятой системы ценностей, и делает их сознательными и ответственными гражданами.

Образование является тем фактором, который влияет на социальный статус человека, на процесс его самоутверждения и повышения профессионализма. Оно служит средством социальной селекции, то есть для отбора и дифференциации молодого поколения не только по способностям, но и по интересам, возможностям и ценностным ориентирам. Образование позволяет получить доступ к престижным профессиям, должностям и званиям, обеспечивая социальную мобильность и являясь, таким образом, средством для достижения успеха.

Образование также является фактором воспроизводства социальной и профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря тому, что образование неразрывно связано с наукой, происходит постоянное накопление интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала для формирования новых тенденций научно-технического прогресса и перспектив дальнейшего развития общества.

Главная государственная ценность образования заключается в том, что экономический, интеллектуальный, нравственный и культурный потенциал любого государства напрямую зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее развития. В отличие от государственной, общественная ценность образования имеет более широкие границы. Общество в отличие от государства не только провозглашает образовательные приоритеты, но и подталкивает к их выполнению или изменению. Личностная ценность образования определяется индивидуально-мотивированным отношением человека к уровню, содержанию и качеству своего образования.

Существует две модели образования, первая из которых традиционная, соответствующая образовательной функции социально-личностного воспроизводства, и вторая это инновационная модель, соответствующая функции развития. Традиционная модель, которую еще называют теоретической, знаниевой или предметно-ориентированной, подразумевает направленность педагогического процесса в первую очередь на передачу и усвоение знаний, умений и навыков.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Основы психологии и педагогики. Часть 13 | | 2013-02-03 16:53:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Главные направления современной социокультурной обстановки, определяющие цели и задачи становления мирового образования, включают в себя следующие особенности. Во-первых, это изменение типа | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: