Целеполагание в педагогике. Часть 1
Профессия педагога является одной из самых почетных и одной из самых трудных. Настоящий педагог является одновременно и воспитателем и учителем. Отличительной особенностью педагогического процесса от любой другой работы является динамичность, скачкообразность и противоречивость, в связи с чем, педагогом в полном смысле этого слова может стать далеко не каждый. Педагог это не просто профессия, а в большей степени это призвание и собственное осознание того, что быть педагогом это твое предназначение в жизни.
Как наука педагогика содержит в себе весь многолетний опыт воспитания и обучения, накопленный предыдущими поколениями и является результатом многовековых научных и практических исследований закономерностей формирования личности. Постижение этой науки позволяет педагогу избежать различных ошибок в его нелегкой педагогической деятельности. Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблемой педагогики является проблема целеполагания, то есть постановки цели.
Определение целей и задач воспитания и обучения имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку непосредственно влияет на разработку педагогической теории и определение основных педагогических концепций. Многие педагоги теоретики и практики сегодня сходятся во мнении в том, что главной целью педагогики является воспитание и формирование личности, всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной.
Проблема формирования такой личности была актуальной в глубокой древности, в античном мире, является основополагающей сейчас и будет актуальной всегда, пока существует человеческое общество. Как говорил знаменитый ученый В.М. Бехтерев, – «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…». Вот и мы попробуем выяснить и доказать, основываясь на различных научных источниках, цели и задачи воспитания и обучения.
Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. Понятие цели в словаре Ожегова определяется как то, к чему человек стремится, что ему необходимо осуществить. В широком смысле слова любая цель представляет собой мысленное предвосхищение результата и является главным мотивационным компонентом для действующего субъекта.
Цель имеет черты как несбыточного и нереально идеализированного результата, к которому можно только стремиться, так и вполне реального, достижимого и планируемого. Любой вид деятельности может иметь собственный диапазон целей, в который могут входить как самые несбыточные, так и легко выполнимые цели. Под целью воспитания в педагогике принято понимать заранее определяемые, то есть прогнозируемые, результаты подготовки подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни, формирования и развития личности, которые педагог стремится достичь в процессе своей воспитательной работы.
В качестве компонента педагогической деятельности в зависимости от достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными. Мотивирующая сущность целей является совершенно иным ракурсом их изучения и позволяет по-другому взглянуть на эту проблему. С этой точки зрения цели любой деятельности должны побуждать к действию, к планированию и преодолению страхов возможной неудачи, а также к выполнению других сопутствующих операций.
В этом отношении проблема абстрактных целей, недостижимых по определению, становится вполне различимой. В психологии существует определение понятия некого психологического барьера, возникающего у человека в случае осознания им недостижимости желаемого результата, либо невозможности ощутить или увидеть его. В большинстве видов практической деятельности человека этот барьер является абсолютно непреодолимым препятствием, поскольку сама деятельность в таком случае теряет всякий смысл, и отсутствует достаточная мотивация для ее выполнения.
Совершенно другая ситуация складывается в воспитании, где отказ от абстрактных и недостижимых целей приводит к прагматизму, который за всю историю воспитания ни разу не принес достойных результатов. Одной из основных проблем в понимании целей воспитания, скорее всего, является соотношение количества и качества абстрактного и конкретного в постановке единой цели.
В структуре целей воспитания наряду с абстрактным и конкретным существует отдельный компонент, с помощью которого цель направляет воспитание вдоль оси «личность-общество». Часто этот аспект, являющийся важнейшим в определении цели воспитания, трактуется излишне односторонне, а потому совсем неверно. Вполне возможно допустить перекос вдоль этой оси в ту или иную сторону, утверждая, что воспитание может служить исключительно только средством развития личности, при этом совершенно игнорируя интересы общества. Возможен и обратный перекос, при котором будут проигнорированы интересы личности.
Подобные подходы в практике воспитания известны достаточно хорошо педагогам постсоветского периода. В советскую эпоху марксистско-ленинская идеология в педагогике в большинстве случаев стремилась игнорировать интересы личности в ущерб интересам общества. Воспитание «человека новой формации», в котором дух коллективизма и служения целям общества должен был преобладать над личными интересами, было весьма далеко от науки. В то же время нельзя отрицать, что коммунистическая идеология оказала определенное благотворное влияние на развитие отечественной педагогики.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти. (Коко Шанель / ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ ) |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.