Целеполагание в педагогике. Часть 1

Целеполагание в педагогике. Часть 1Профессия педагога является одной из самых почетных и одной из самых трудных. Настоящий педагог является одновременно и воспитателем и учителем. Отличительной особенностью педагогического процесса от любой другой работы является динамичность, скачкообразность и противоречивость, в связи с чем, педагогом в полном смысле этого слова может стать далеко не каждый. Педагог это не просто профессия, а в большей степени это призвание и собственное осознание того, что быть педагогом это твое предназначение в жизни. 

Как наука педагогика содержит в себе весь многолетний опыт воспитания и обучения, накопленный предыдущими поколениями и является результатом многовековых научных и практических исследований закономерностей формирования личности. Постижение этой науки позволяет педагогу избежать различных ошибок в его нелегкой педагогической деятельности. Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблемой педагогики является проблема целеполагания, то есть постановки цели.

Определение целей и задач воспитания и обучения имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку непосредственно влияет на разработку педагогической теории и определение основных педагогических концепций. Многие педагоги теоретики и практики сегодня сходятся во мнении в том, что главной целью педагогики является воспитание и формирование личности, всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной.

Проблема формирования такой личности была актуальной в глубокой древности, в античном мире, является основополагающей сейчас и будет актуальной всегда, пока существует человеческое общество. Как говорил знаменитый ученый В.М. Бехтерев, – «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…». Вот и мы попробуем выяснить и доказать, основываясь на различных научных источниках, цели и задачи воспитания и обучения.

Проблема самой постановки цели воспитания обсуждается в педагогике с момента ее зарождения как науки из раздела философии, поскольку именно она является ключевым компонентом педагогической деятельности. Понятие цели в словаре Ожегова определяется как то, к чему человек стремится, что ему необходимо осуществить. В широком смысле слова любая цель представляет собой мысленное предвосхищение результата и является главным мотивационным компонентом для действующего субъекта.

Целеполагание в педагогике. Часть 1Цель имеет черты как несбыточного и нереально идеализированного результата, к которому можно только стремиться, так и вполне реального, достижимого и планируемого. Любой вид деятельности может иметь собственный диапазон целей, в который могут входить как самые несбыточные, так и легко выполнимые цели. Под целью воспитания в педагогике принято понимать заранее определяемые, то есть прогнозируемые, результаты подготовки подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни, формирования и развития личности, которые педагог стремится достичь в процессе своей воспитательной работы.

В качестве компонента педагогической деятельности в зависимости от достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными. Мотивирующая сущность целей является совершенно иным ракурсом их изучения и позволяет по-другому взглянуть на эту проблему. С этой точки зрения цели любой деятельности должны побуждать к действию, к планированию и преодолению страхов возможной неудачи, а также к выполнению других сопутствующих операций.

В этом отношении проблема абстрактных целей, недостижимых по определению, становится вполне различимой. В психологии существует определение понятия некого психологического барьера, возникающего у человека в случае осознания им недостижимости желаемого результата, либо невозможности ощутить или увидеть его. В большинстве видов практической деятельности человека этот барьер является абсолютно непреодолимым препятствием, поскольку сама деятельность в таком случае теряет всякий смысл, и отсутствует достаточная мотивация для ее выполнения.

Совершенно другая ситуация складывается в воспитании, где отказ от абстрактных и недостижимых целей приводит к прагматизму, который за всю историю воспитания ни разу не принес достойных результатов. Одной из основных проблем в понимании целей воспитания, скорее всего, является соотношение количества и качества абстрактного и конкретного в постановке единой цели.

В структуре целей воспитания наряду с абстрактным и конкретным существует отдельный компонент, с помощью которого цель направляет воспитание вдоль оси «личность-общество». Часто этот аспект, являющийся важнейшим в определении цели воспитания, трактуется излишне односторонне, а потому совсем неверно. Вполне возможно допустить перекос вдоль этой оси в ту или иную сторону, утверждая, что воспитание может служить исключительно только средством развития личности, при этом совершенно игнорируя интересы общества. Возможен и обратный перекос, при котором будут проигнорированы интересы личности.

Подобные подходы в практике воспитания известны достаточно хорошо педагогам постсоветского периода. В советскую эпоху марксистско-ленинская идеология в педагогике в большинстве случаев стремилась игнорировать интересы личности в ущерб интересам общества. Воспитание «человека новой формации», в котором дух коллективизма и служения целям общества должен был преобладать над личными интересами, было весьма далеко от науки. В то же время нельзя отрицать, что коммунистическая идеология оказала определенное благотворное влияние на развитие отечественной педагогики.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Целеполагание в педагогике. Часть 1 | | 2013-02-24 06:38:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Профессия педагога является одной из самых почетных и одной из самых трудных. Настоящий педагог является одновременно и воспитателем и учителем. Отличительной особенностью педагогического процесса от | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: