Основы психологии и педагогики. Часть 15

Основы психологии и педагогики. Часть 15Систему образования можно представить как совокупность взаимосвязанных образовательных учреждений, различающихся всевозможными параметрами, главным образом, уровнем и профилем образования. В то же время каждое отдельное образовательное учреждение представляет собой подсистему общей системы образования. 

У каждого образовательного учреждения существует определенная структура системы образования, включающая следующие аспекты: цели, содержание, средства и способы, формы обучения, субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования. Результатом образования называется уровень профессиональной подготовленности выпускников.

Основными направлениями развития современной системы образования являются: гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, фундаментализация, информатизация и непрерывность образования.

Гуманизация образования это ориентированность на развитие отношений взаимоуважения и сотрудничества между педагогами и учащимися, сохранение и поддержание здоровья, развитие чувства собственного достоинства и личностного потенциала.

Гуманитаризация образования направлена на содержание образования, помогающее выпускникам справляться с профессиональными проблемами без ущерба для человека, на хорошее знание иностранных языков, истории и культуры, способствующее свободному общению с людьми разных народов.

Диверсификация образования представляет собой расширение многообразия учебных заведений, типов управления и образовательных программ. Стандартизация образования направлена на внедрение и реализацию, главным образом, государственного образовательного стандарта, содержащего определенный набор образовательных учебных дисциплин.

Под многоуровневостью образования понимается разделение учебного процесса на уровни или этапы, где каждый уровень имеет собственные цели и сроки, а качественная завершенность каждого этапа заключается в выдаче соответствующих дипломов. Фундаментализация образования заключается в углубленном и расширенном получении научных теоретических и практических знаний по каждой изучаемой дисциплине.

Информатизация образования на современном этапе представляется как прогрессирующее использование в процессе образования новейших информационных технологий, компьютеров и прочей вычислительной техники. Непрерывность образования представляется как постоянное получение знаний в результате образования или самообразования на протяжении всей жизни.

Основы психологии и педагогики. Часть 15В настоящее время особое внимание уделяется демократизации школьного образования, способной полностью изменить устаревшую авторитарную систему общего образования. Для демократизации образовательной школы используют один из двух подходов: эгалитаристский и антиэгалитаристский.

В основй эгалитаристского подхода положена идея уравнивания или единообразия. Ее смысл заключается в том, что все дети от рождения абсолютно равны, что на практике приводит к сдерживанию преуспевающих учеников и слабому поощрению одних по сравнению с другими. Английский профессор Дж. Холден обращает внимание на то, что эгалитарное или уравнительное образование чрезвычайно опасно для подлинной демократизации системы образования вообще и для школьного образования в частности. Концепция формально единой школы, положенная в основу многих реформ двадцатого столетия, по его мнению, нанесла непоправимый ущерб учащимся, поскольку не позволила учесть различия в их способностях.

Антиэгалитаристский подход в противоположность эгалитаристскому подходу основывается на идеях плюрализма, вариативности и диверсификации, то есть разнообразия, общеобразовательной школы. В то же время он основан на преемственности различных ступеней образования. Японский профессор Такэда Масано в качестве отличительных признаков демократической системы образования, в рамках этого подхода, называет следующие особенности.

Во-первых, это равенство всех членов общества перед образованием, которое заключается в доступности образования для всех членов общества вне зависимости от их пола, социального положения, национальной, религиозной или расовой принадлежности. Во-вторых, это децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов власти распоряжаться бюджетными средствами и самостоятельно подбирать педагогические кадры.

В-третьих, это открытость системы образования, которая трактуется как преемственность всех ступеней образования. В-четвертых, это право родителей и учеников на выбор определенного учебного заведения, в соответствии с собственными потребностями и установками. И, наконец, это организация учебного процесса, в результате которого формируется личность, способная мыслить и работать свободно и творчески.

Наиболее важной проблемой демократизации общеобразовательной школы остается гарантия права каждого человека на образование. В ведущих странах мира реализация этого права осуществляется посредством всеобщего полного среднего образования. В экономически отсталых странах дети из малоимущих семей не имеют возможности получения достойного образования. Самые острые противоречия между демократизацией школьной структуры и социального неравенства решаются правительством применением определенных социальных мер поддержки малоимущих семей, а также совершенствованием самой школьной системы.

Наиболее эффективным направлением улучшения качества образования на сегодня считается дифференциация системы образования по типам общеобразовательных учреждений, таким как школа, гимназия и лицей, а также по классам с углубленным изучением определенных учебных дисциплин.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Основы психологии и педагогики. Часть 15 | | 2013-02-21 18:23:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Систему образования можно представить как совокупность взаимосвязанных образовательных учреждений, различающихся всевозможными параметрами, главным образом, уровнем и профилем образования. В то же | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: