Целеполагание в педагогике. Часть 3
Цели воспитания определяются соответствующими идейными и ценностными установками, провозглашающими то или иное общественное сознание. В Советском Союзе практически на всем протяжении его существования господствовала идеологическая установка на воспитание личности в духе коммунистических идеалов. После изменения общественного строя на постсоветском пространстве она продолжала сохраняться, поскольку, несмотря на то, что эта тенденция утратила свою привлекательность, новое направление еще не возникло.
В течение длительного исторического развития педагогики как науки в ней сложилась установка на то, что воспитание не должно быть заложником каких-либо конъюнктурных ситуаций, зависеть от идеологии, убеждений стоящих у власти. Воспитание подрастающего поколения должно основываться на сформировавшихся в мировом сообществе постоянных и непреходящих идеях и ценностях. Таким образом, для формирования идейной основы для всей системы воспитания необходимо использовать выработанные в обществе и проверенные мировой практикой общечеловеческие принципы гуманизма.
Определение понятия гуманизм сформировалось как сложная система ценностных ориентаций, сфокусированных на признании человека как высшей ценности. Гуманизм представляет собой совокупность определенных идей и ценностей, которые утверждают универсальную значимость человеческого бытия в целом и каждой отдельной личности в частности. При такой трактовке гуманизм приобретает значение общественного идеала, к которому обществу следует стремиться.
Каждый человек рассматривается в качестве высшей цели общественного развития, при котором происходит создание соответствующих необходимых условий для реализации всех аспектов его потенциала, достижение полной гармонии в социально-экономической и духовной составляющей его жизни, наивысшего развития каждой конкретной личности. Современная трактовка гуманизма акцентирует внимание на целостное, универсальное становление личности. Такая универсальность заключается в гармоническом развитии интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического потенциала личности.
Конечной целью воспитания с позиции гуманизма является то, что каждый человек может стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, полностью свободным и самодеятельным существом, ответственным за свои поступки и за все, что происходит вокруг него. Таким образом, степень гуманизации процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько этот процесс способствует созданию предпосылок для самореализации личности, раскрытию всех ее природных потенциалов, способность ее к свободному выбору, ответственности и творчеству.
Реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе с содержательной стороны может означать проявление общечеловеческих ценностей по отношению к личности воспитуемого. В понятие общечеловеческих ценностей вкладывается два смысла. Прежде всего, это те ценности, которые имеют значение не для какого-то определенного узко ограниченного круга людей, но главным образом ценны для всего человечества в целом. Выражение этих целей определяется соответствующим культурно-историческим развитием общества, религиозных и культурных традиций. Следовательно, подход к воспитательному процессу с позиций гуманизма предполагает его полную деидеологизацию, отказ от навязывания позиции правящей социальной силы, акцентирование внимания на интеллектуальном духовно-нравственном и эстетическом развитии личности, основанном на освоении ей всего того культурного богатства, которое накопилось за всю историю человечества.
Идеология гуманизма в противовес индивидуализму отдает приоритет общечеловеческому началу и предполагает признание каждой отдельной личности как ценность для всех других людей. При гуманистическом подходе к педагогическому процессу в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса рассматривается создание определенных предпосылок, необходимых для самореализации личности.
В свою очередь гуманистическую ориентацию образования можно реализовать лишь в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Тут имеется в виду гуманистическая педагогика, которая в самом общем плане предполагает достаточно высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, концентрация внимания на пробуждении активности и инициативности обучаемого, а также использование в отношениях между учеником и педагогом основных принципов так называемой педагогики сотрудничества.
Мы пришли к тому, что цели воспитания нельзя выставлять и выдвигать произвольно. Они должны в большей степени соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, который в свою очередь является представлением о совершенстве человека, живущем в произведениях литературы и искусства всех народов. Эти идеалы в обязательном порядке включают в себя такие качества как ум, честность, трудолюбие, физическая сила, красота и выносливость. В настоящее время во всем мире общепризнанной считается идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания, однако далеко не везде удается достаточно полно ее реализовать.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
"Самый чепуховый и бесперспективный проект, но уже запущенный и работающий в Сети, принесет гораздо больше результатов и прибыли, чем самый совершенный проект, который из-за своего постоянного предстартового совершенствования никогда не будет запущен." |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.