Целеполагание в педагогике. Часть 3

Целеполагание в педагогике. Часть 3Цели воспитания определяются соответствующими идейными и ценностными установками, провозглашающими то или иное общественное сознание. В Советском Союзе практически на всем протяжении его существования господствовала идеологическая установка на воспитание личности в духе коммунистических идеалов. После изменения общественного строя на постсоветском пространстве она продолжала сохраняться, поскольку, несмотря на то, что эта тенденция утратила свою привлекательность, новое направление еще не возникло. 

В течение длительного исторического развития педагогики как науки в ней сложилась установка на то, что воспитание не должно быть заложником каких-либо конъюнктурных ситуаций, зависеть от идеологии, убеждений стоящих у власти. Воспитание подрастающего поколения должно основываться на сформировавшихся в мировом сообществе постоянных и непреходящих идеях и ценностях. Таким образом, для формирования идейной основы для всей системы воспитания необходимо использовать выработанные в обществе и проверенные мировой практикой общечеловеческие принципы гуманизма.

Определение понятия гуманизм сформировалось как сложная система ценностных ориентаций, сфокусированных на признании человека как высшей ценности. Гуманизм представляет собой совокупность определенных идей и ценностей, которые утверждают универсальную значимость человеческого бытия в целом и каждой отдельной личности в частности. При такой трактовке гуманизм приобретает значение общественного идеала, к которому обществу следует стремиться.

Каждый человек рассматривается в качестве высшей цели общественного развития, при котором происходит создание соответствующих необходимых условий для реализации всех аспектов его потенциала, достижение полной гармонии в социально-экономической и духовной составляющей его жизни, наивысшего развития каждой конкретной личности. Современная трактовка гуманизма акцентирует внимание на целостное, универсальное становление личности. Такая универсальность заключается в гармоническом развитии интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического потенциала личности.

Целеполагание в педагогике. Часть 3Конечной целью воспитания с позиции гуманизма является то, что каждый человек может стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, полностью свободным и самодеятельным существом, ответственным за свои поступки и за все, что происходит вокруг него. Таким образом, степень гуманизации процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько этот процесс способствует созданию предпосылок для самореализации личности, раскрытию всех ее природных потенциалов, способность ее к свободному выбору, ответственности и творчеству.

Реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе с содержательной стороны может означать проявление общечеловеческих ценностей по отношению к личности воспитуемого. В понятие общечеловеческих ценностей вкладывается два смысла. Прежде всего, это те ценности, которые имеют значение не для какого-то определенного узко ограниченного круга людей, но главным образом ценны для всего человечества в целом. Выражение этих целей определяется соответствующим культурно-историческим развитием общества, религиозных и культурных традиций. Следовательно, подход к воспитательному процессу с позиций гуманизма предполагает его полную деидеологизацию, отказ от навязывания позиции правящей социальной силы, акцентирование внимания на интеллектуальном духовно-нравственном и эстетическом развитии личности, основанном на освоении ей всего того культурного богатства, которое накопилось за всю историю человечества.

Идеология гуманизма в противовес индивидуализму отдает приоритет общечеловеческому началу и предполагает признание каждой отдельной личности как ценность для всех других людей. При гуманистическом подходе к педагогическому процессу в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса рассматривается создание определенных предпосылок, необходимых для самореализации личности.

В свою очередь гуманистическую ориентацию образования можно реализовать лишь в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Тут имеется в виду гуманистическая педагогика, которая в самом общем плане предполагает достаточно высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, концентрация внимания на пробуждении активности и инициативности обучаемого, а также использование в отношениях между учеником и педагогом основных принципов так называемой педагогики сотрудничества.

Мы пришли к тому, что цели воспитания нельзя выставлять и выдвигать произвольно. Они должны в большей степени соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, который в свою очередь является представлением о совершенстве человека, живущем в произведениях литературы и искусства всех народов. Эти идеалы в обязательном порядке включают в себя такие качества как ум, честность, трудолюбие, физическая сила, красота и выносливость. В настоящее время во всем мире общепризнанной считается идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания, однако далеко не везде удается достаточно полно ее реализовать.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Целеполагание в педагогике. Часть 3 | | 2013-03-07 06:33:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Цели воспитания определяются соответствующими идейными и ценностными установками, провозглашающими то или иное общественное сознание. В Советском Союзе практически на всем протяжении его | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: