Как развивались представления о личности и профессионализме учителя в отечественной педагогике XIX века

Учитель

Многие ученые представители российской педагогики изучали проблему личностного и профессионального облика учителя. Многие полагали, что сущность учителя заключается в том, чтобы быть носителем и проводником культуры, основной задачей которого является пробудить и направить умственные и нравственные силы, а научить алфавиту и счету – дела второстепенные. Так, полагалось, что призвание учителя сформировать молодое поколение в соответствии с идеалом, заключавшем в себе синтез всех лучших надежд человечества. Учителя сравнивали с первыми волокнами, которые реагируют на внешние раздражители и осуществляют разумные и волевые импульсы нервных центров. То есть учитель подобно нервному аппарату нормально-развитого организма должен быть таким же чувствительным и здоровым. Учителя сравнивали и с садовником, который диким деревьям прививает ростки лучших сортов фруктовых деревьев, способных вырасти в данном климате, при данном уходе и на данной почве. А вот те, кто не способен уловить новое течение, не способен найти путь в лучшее будущее, учителями быть не могли.

Большую работу по данному вопросу провел С. Миропольский. За основу он взял призвание учителя – каждый, кто собирается стать учителем сначала должен хорошо подумать о том, его ли это призвание. Учительство, по мнению ученого, является даром Божьим, который проявляется еще в детстве, когда ребенок стремиться учить других детей, помогать тем, кто слабее, делиться с ними своими знаниями. Необходимо обладать способностью просто и понятно рассказывать, терпеливо руководить другими. Учитель по большей мере является воспитателем, важнее знаний может быть лишь то, каким человеком станет ребенок. Учиться нужно не для школы, а для жизни. Если приобретенные знания в той или иной мере со временем забываются, то хорошее воспитание остается на всю жизнь.

Если человек готовится стать учителем, важно ему понять идеальный образ учителя и усвоить его. Стремление к совершенству является высоким нравственным долгом человека. Что касается нравственных качеств учителя, то в их основе должна быть религиозность. Исповедуется религия не только умом и словом, а еще и сердцем и жизнью, что составляет главное и первостепенное нравственное качество учителя. Религиозно настроенный учитель внесет в школу церковный дух, а на свое дело будет смотреть так же, как на служение Богу.

Идея призвания учителя делает его верным сыном отечества, который достойно носит свое звание. При любви к отечеству возникает и любовь к престолу, верность ему, а это является крепостью отечества, его силой, залогом блага, будущности и величия. Учитель должен воспитывать в учениках национальное сознание, укреплять национальное чувство, и пробуждать такую любовь к отечеству, которая позволит пойти на любое самопожертвование.

Еще одно нравственное качество учителя – добросовестность, оно непосредственно связанно с чувством долга. Если учитель добросовестный, прежде всего он не возьмет на себя обязанности учителя легкомысленно, когда он не чувствует призвания к учительству; принимая же обязанности он будет смотреть на их исполнение как на свой нравственный долг. Добросовестный учитель не судит опрометчиво, поверхностно не увлекается мнимыми авторами, множество которых расплодилось в педагогике.

Характер учителя должен быть установившимся. Когда у человека есть характер, он имеет определенные твердые цели, с ними согласует свои мысли, слова и поступки. Учитель с характером обладает устойчивостью, последовательностью в действиях, нравственной силой, отражающейся на школьной дисциплине. Учитель должен быть справедливым, относиться к детям приветливо и ласково. Его решительность в действиях и достоинства должны сочетаться с ласковой и веселой снисходительностью, а живость и свежесть духа с благоразумием и спокойствием.

Желающие быть учителем должны уметь учить, обладать искусством передачи своих познаний другим. Трудное искусство хорошо учить дано не всякому, оно требует таланта, практических умений, знаний, опыта и упражнений. Приобрести опыт можно лишь практическими занятиями на протяжении многих годов.

Не последнюю роль играет и внешность учителя, его манеры и способы выражения, поскольку внешний облик производит впечатление на детей, побуждает их подражать. Характеристиками внешности хорошего учителя является степенность, спокойствие, твердая походка, важность в движениях, ясная отчетливая речь, прямой открытый взгляд, умение достойно держать себя, приветливое и ласковое выражение лица.

Учитель во внешних отношениях с начальством должен обращаться почтительно, радушно, быть готовым ознакомить их со школьной жизнью. Скромный и вежливый учитель всегда будет оценен. Нежелательными качествами являются лесть, угодливость, приниженность, высокомерие и гордость. В отношениях с родителями учитель должен быть добрым, строятся они на взаимном уважении. Нравственный авторитет учителя является авторитетом всей школы.

Немалый вклад в изучение личностных и профессиональных качеств учителя внес и Л. Н. Толстой. Часто бывая за границей, он увидел иностранное образование и учителей, что и натолкнуло его на написание статей на педагогическую тематику. По мнению Толстого, каждый учитель должен знать о том, что каждая новая методика является только ступенью, встав на которую он будет двигаться дальше. Для этого он должен знать, что если не сделать этого, то кто-то другой освоит эту методику и пойдет дальше, а преподавание, которое является искусством, представляет собой бесконечные возможности для самосовершенствования и развития, где совершенство и оконченность недостижимы.

Педагогические статьи Толстого позволяют сделать следующие выводы. Учитель должен иметь интерес, благодаря которому он будет действовать, и пробуждать интерес в учениках. Учитель не может полагать, что в неуспехах учеников виноваты они сами, их шаловливость, лень, тупоумие. Учитель должен понимать, что виновен в каждом недостатке ученика только учитель.

В.И. Водовозов полагал, что главной заботой школы является найти хорошего учителя, который будет человеком знающим, причем иметь познания не столько обширные, сколько разнообразные. Особенно важны для учителя изобретательность и опытность, что поможет ему упростить различные объяснения предмета, ознакомить наглядно с различными законами природы. Искусство учителя состоит в том, чтобы понудить учеников трудиться как можно больше, а затем их труд обращать на пользу науки. Образ учителя характеризуется Водовозовым таким образом: человек здоровый, сильный и физически развитый, имеет русскую удаль, что является почетным для народа. При этом свою силу и удаль учитель применяет разумно, они служат ему как сближение с людьми. А в свободное от учебы время, учитель должен помогать жителям села в различных делах.

Юркевич и Мерь об учителе.

П.Ф. Юркевич писал, что народная школа это субъективное существо. Если наука не изменит свою объективность в субъективные методы, она ничего не сделает в школе. Можно найти метод, но его сила заключается в учителе, поэтому самым лучшим методом образования является тот, которым совершенно владеет учитель.

Учителя должны отличать авторитет и любовь, иначе всякие воспитательные меры будут носить насильственный характер, не будут служить добровольному послушанию детей, а значит, потеряют воспитательную силу. Главным качеством учителя должно быть единство – долга и удовольствия, натуры и культуры, науки и жизни, мыслей и чувств, знаний и дел, а особенно умственного и нравственного религиозного образования. Такое единство способно в духе воспитанника осуществить идею добра. Занятия учителя должны носить идею благожелания, тогда ученики будут любить учителя, и это облегчит задачу надзора и управления в обучении.

Общеизвестными, но очень сильными и верными средствами для побуждения детской симпатии и привязанности являются синтез ласковости в обращении, частых или незначительных благодеяний, участия к различным состояниям детей, терпеливости при занятиях, живых формах слова и дела, светлого тона поведения. Учитель обязан постоянно получать самообразование, поскольку не идущие вперед – пятятся назад, а не обновляемое регулярным самообразованием образование теряет такие важные качества как живость, сила и свежесть. К таким обязанностям можно отнести и добросовестную подготовку уроков для преподавания, поскольку она является одним из способов самообразования.

Писатель Ф. Мерь выделял такие свойства, необходимые для хорошего учителя: верность самому себе, обходительность, благоразумие, бескорыстность, доброта, нравственность, религиозность, усердие. Учитель должен осознавать свои достоинства и заботиться о самообразовании, чтобы служить образцом.

Получается, что требования, выдвигаемые к учителю, не особенно отличались от нынешних, но границы их выполнения со временем смягчились. Особое внимание уделяли нравственным качествам учителя, представляя его по большей мере воспитателем. Поэтому он должен был обладать добротой, духовностью, терпеливостью, стремлением познавать новое.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Как развивались представления о личности и профессионализме учителя в отечественной педагогике XIX века | | 2013-09-08 13:26:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Многие ученые представители российской педагогики изучали проблему личностного и профессионального облика учителя. Многие полагали, что сущность учителя заключается в том, чтобы быть носителем и | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: