Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников

Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников

В современном обществе практически все сферы жизни тесно связанны с компьютерными технологиями, не исключение и дошкольные образовательные учреждения. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых доказана возможность и целесообразность применения компьютера в обучении детей, проиллюстрирована его особая роль в развитии креативности, интеллекта, личности ребенка. Получить представления о мире, научиться анализировать и мыслить, развить воображение, память, способности ребенок может, используя доступную, понятную и необходимую ему информацию. Черпать ее можно из детских книг, детских телевизионных программ и развивающих компьютерных игр. Компьютерные игры способны помочь решить задачи формирования информационных качеств личности и информационной культуры, которые предусмотрены целостным подходом к развитию личности и являются одними из основных задач в современной педагогике. Задачей использования компьютерной игры является подготовка дошкольника к жизни в рамках информационного общества, обучение компьютерной грамотности, создание чувства уверенности работы за компьютером и воспитание психологической готовности к его использованию. Исследователи утверждают, что обучение, развитие и воспитание дошкольников при помощи компьютера должно осуществляться в форме игры, а игровую деятельность обеспечивают дидактические компьютерные игры. В работе с детьми дошкольного возраста впервые применили компьютер в 1971 году, в Технологическом институте Массачусетса. В России применение компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях не отстает от наиболее развитых стран, информатизация дошкольного образования здесь началась в середине 80-х.

Перед открытием первого оснащенного компьютерами детского сада в стране уже имелся определенный научный базис. В Академии педагогических наук были утверждены исследования, направленные на изучение психологических и педагогических основ использования игровых компьютерных программ в дидактической системе детского сада. Научным руководителем данного направления был кандидат психологических наук Новоселов. Основные положения, взятые из данного направления, послужили основой для разработки научных основ компьютеризации дошкольного образования. Первый компьютерно-игровой комплекс был открыт в московском детсаду в 1986 году. Тогда же стартовали комплексные научные исследования, на каждом этапе которых учитывали результаты экспериментов. В 1990 году несколько научных центров создали независимую ассоциацию под названием «Компьютер и детство», они-то и стояли у истоков проведения исследований. Начало исследований предполагало разработку подходов понимания компьютера и его места в числе других развивающих средств обучения дошкольников. Путь от деятельности к информатике в рамках информатизации дошкольного образования был признан целесообразным. Условия перегрузки дошкольников занятиями и изживание игры в детских садах позволили сделать предположение, что даже минимальные сведения о программировании приведут  к утраченной связи между познавательным интересом детей и их реальной ежедневной деятельностью. В жизнь ребенка информатика должна войти через игру, художественную деятельность, конструирование и т.д. Компьютер выступает развивающим средством самостоятельной деятельности, игры компьютерные не заменяют игр обычных, компьютерная игрушка не может заменять игрушку предметную. В деятельности детей имеет место совмещение компьютерных и обычных игрушек, которое должно опираться на их (детей) способность замещать предметы в игре. В процессе игры дети оперируют своими знаниями, впечатлениями, опытом, отображенными в форме игровых знаков и способов действия, которые приобретают значение во время игры. В исследованиях Новоселова было доказано, что ребенок во время игры обнаруживает способность придать объекту, который до какого-то времени оставался нейтральным, особое игровое значение. На этой особенности, как на психологической базе, и была построена возможность и целесообразность введения компьютера, который выступает игровым средством, в игру дошкольника. Ребенок может наделить изображение на мониторе игровым значением, если он самостоятельно выстраивает сюжет игры, используя функциональные и образные возможности компьютерной программы.

 Зарубежный опыт.

В таких странах как США, Великобритания и Франция накоплен богатый опыт использования компьютера в качестве средства обучения. К примеру, в США есть несколько моделей обучения детей в школе и дома при помощи компьютера. Американская программа под названием «Дети и массовая культура» позволила сделать вывод о том, что определяющее значение в получении знаний имеют игры, среди которых и компьютерные. Авторы программы считают необходимым внедрить компьютер в практику детских садов, поскольку исследования демонстрируют достижение больших успехов теми детьми, которые обучаются в компьютерных группах, если сравнивать с детьми, не использующими компьютер. В Великобритании проведенные исследования показали расширение сфер применения компьютера в воспитании и образовании детей, большой популярности компьютерных игр. В проведенном опросе более 80% респондентов заявили, что современные дети именно благодаря возможностям, которые для них открывает компьютер в образовании, имеют более обширный багаж знаний, нежели предыдущие поколения. Они характеризуют компьютерные игры как новаторские и увлекательные. 34% респондентов ответили, что компьютер является помощником в воспитании и образовании детей. Французские специалисты считают, что при помощи компьютерных игр ребенок может научиться мыслить логически, развить словарный запас, расширить кругозор. Авторы французских компьютерных обучающих программ руководствуются принципом «обучения развлечением», в созданных ими играх, которые используются в дошкольных учреждениях, есть помогающие дошкольникам освоить буквы, найти их в словах. Ученые утверждают, что когда дети добиваются лучших результатов в игровой компьютерной деятельности – они проявляют наибольший интерес. Старшие дошкольники проявляют терпение и настойчивость, которые часто в таком возрасте детям не свойственны. При деятельности за компьютером французские исследователи выделили несколько типов мотивации детей:

  1.  интерес к новому предмету – компьютеру;
  2.  желание найти ответы на вопросы (исследовательский интерес);
  3.  желание успешно решить познавательные задачи.

Отечественный опыт.

В Советском Союзе впервые компьютерный класс был оборудован в подготовительных группах детского сада в литовском городе Шяуляй. Учебные программы были разработаны специально для детей дошкольного возраста и были направлены на обучение грамоте, закрепление математических знаний. Немного ранее в Новосибирске стали применять компьютер в подготовительных классах, чтобы обучать грамоте, математике, основам компьютерной грамотности. Это позволило педагогам сделать выводы о том, что компьютер ускоряет усвоение новых знаний, повышает интерес к учебе. С 1989 года начинают проходить всесоюзные семинары, посвященные проблеме компьютеризации дошкольного воспитания. В 1991 году в России стартует проект «Пилотный детский сад», его целью является получить комплекс программных и методических средств для компьютеров, предназначенных для детей в возрасте 4-7 лет и охватывающих различные разделы дошкольного воспитания. Множество детских развивающих программ было создано ассоциацией «Компьютер и детство». Они направлены на развитие конструирования, режиссерских игр, элементарных представлений в математике, комбинаторских способностей мышления, ориентации в пространстве, знакомство с законами природы. Участие в составе компьютерных игр принимают не только программисты, но и психологи и педагоги. В 1994 году была утверждена программа «Столичное образование», в которой подняли вопрос об информатизации дошкольного образования, создании развивающей предметной среды детства. В следующем году в программе «Истоки» отразили значение компьютера в развитии современного дошкольника. Программа говорит о том, что компьютер является специфическим интеллектуальным орудием, позволяющим человеку решить задачи на совершенно новом информационном уровне. Текст программы предоставляет компьютерный факультатив, в котором определенны возможности освоения средств компьютерной деятельности ребенка 5-7лет, определенны педагогические условия, присутствуют рекомендации, а также учитываются санитарно-гигиенические нормы возможности применения компьютеров в детском саду. Средства компьютерные при этом идут в единстве с предметными играми, позволяющими развивать детскую деятельность.

Проблемы и возможности.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт в применении игровых компьютерных программ, направленных на обучение и развитие, существует несколько подходов, которые способны органично вписаться и с успехом использоваться на практике в дошкольном образовательном учреждении как комплексное средство обучения и воспитания. Как утверждают ученые, применять компьютерные игры при образовательном процессе дошкольного учреждения не только можно, но и нужно. А навыки, которые ребенок может развить при помощи компьютера, станут полезными и не утратят актуальности в будущем. Компьютерные игры не должны при этом заменять обычные игры. Российские ученые уже проделали огромную работу по внедрению информационных технологий в дошкольные учреждения, но в информатизации дошкольного образования существует еще множество проблем, решить которые – приоритетная задача образования и общества.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников | | 2013-10-08 15:32:00 | | Образование, педагогика, обучение | | В современном обществе практически все сферы жизни тесно связанны с компьютерными технологиями, не исключение и дошкольные образовательные учреждения. В исследованиях отечественных и зарубежных | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: