Модели воспитания

Педагогическая шизофрения.
Фильм «Майор Пэйн» www.psychologos.ru

Модели воспитания - стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим.

Часть моделей можно отнести к проблемным, часть - к спорным, часть - к удачным. Перечислим и откомментируем основные модели:

  • Правила движения
В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать... Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной: одни знания без заинтересованности и приучения - мертвы.
  • Сад-огород
Модель "сад-огород" основана на вере, что с ребенком можно обходиться как с грядкой - выпалывать сорняки-недостатки в его душе. Модель спорная. Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Продуктивнее работать на позитиве. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет "по ложному пути". "Пороки, - писал он, - искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств".
  • Кнут и пряник
Кажется, самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой - наказать, поругать. В принципе это разумно, но требует постоянного присутствия воспитателя и приучает без награды доброго не делать... Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной: как дрессировка, метод наград и наказаний слабее метода отрицательных и положительных подкреплений, плюс воспитание к дрессировке не сводится.
  • Светофор.
В этой модели внимание родителей приковано к ребенку, который своими реакциями показывает им, что они делают правильно, а что нет. Чувства и реакции ребенка - это цвета светофора для родителя. Когда ребенок откликается на действия родителей, радуется родителями, это зеленый свет. Он говорит: "Вперед! Все правильно делаешь". Ребенок выполняет просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается - это желтый цвет. Он предупреждает: "Внимание! Осторожно! Подумай, прежде, чем сказать или сделать!". Ребенок в протесте, это красный цвет, он кричит:" Стоп!!! Замри! В этом направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и экологично исправляй!" Модель спорная. Достоинства этой модели - чуткость к обратной связи, недостатки - легко подпасть под влияние ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или иные свои реакции...
  • Педагогическая шизофрения
Это большое количество как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Образно - ребенок в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие веши и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают - но если протянуть руку или пройти сквозь них - их нет. Модель столько же проблемная, сколь и распространенная. См.
  • Железные рукавицы
Большое количество запретов, все нельзя - и за нарушения сразу наказания. Модель спорная. В локальных трудных ситуациях это может быть единственно верным решением, как основная модель для нормальной жизни - проблемное решение. См.
  • Поле свободы
Чем меньше запретов, тем лучше. Возможно все, пока сам не устанешь или напорешься на естественные ограничения мира (река, ночь, проголодался). Как правило, спорная модель. В умелых руках бывают отличные результаты. Смотри Свободное воспитание
  • Просторный дом
Запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя - значит нельзя всегда. При этом не обязательно сразу идет жесткое наказание за нарушение - могут быть и предупреждения, и разъяснения, и добрые разговоры. Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться. Удачная модель. См.
  • Просторный дом с линией развития
Эта модель рождается, когда к модели «Просторный дом» добавляется модель «Короткий поводок». Родители ведут по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. Установка «Воспитание - это привычно, естественно и скорее приятно». Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат.

Модели управления ребенком

В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы "здесь и сейчас". Наиболее распространенные модели управления ребенком - «Пожалуйста, не серди маму», «Посмотри какая птичка!», «Подкуп», «Вознаграждение за успехи» и «Короткий поводок». См.

Смотри также

  1. Воспитание детей
  2. Дисциплинарный подход
  3. Какими рождаются дети
  4. Модели управления ребенком
  5. Педагогическая шизофрения
  6. Правила должны соблюдаться
  7. Правильное воспитание
  8. Свободное воспитание
  9. Технологии воспитания ребенка

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Модели воспитания | | 2012-06-23 08:32:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Педагогическая шизофрения. Скачать видеоФильм «Майор Пэйн» www.psychologos.ruМодели воспитания - стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим. | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: