Движущие силы поведения

При самом простом делении движущих сил поведения можно сказать, что человеком движет или разум, или чувства, когнитивные или аффективные процессы. Действия на основе чувств более естественны, действиям на основе разума нужно учиться: возможно, это причина того, что именно аффективная сфера считается источником жизненной энергии. С нее и начнем.

Движущие силы поведения
Типология областей аффективной сферы
Человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуждение может проистекать как извне, так и изнутри человека. Если эти движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.
  • Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег... - эту область можно назвать Желания и мотивы.
  • Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику - все это варианты мотиваторов. То что побуждает нас извне, вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира. Эту область можно называть Мотиваторы.
  • Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину остановиться - это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
  • Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область - Аффекты.

При этом необходимо заметить, что многие действия человека организуются внутренними и внешними обстоятельствами таким образом, что правильнее говорить не о побуждении или принуждении, а об организации поведения.

Организованные сотрудники приходят на работу к 9.00, потому что в организации такие порядки, потому что они люди организованные и приходить вовремя для них естественно. Переходя дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а потом направо - если мы понимаем смысл этих действий и так поступаем, для нас это не побуждение и не принуждение, а разумная организация своего поведения.

Если родители гаркнули: "Иди спать!" - и ребенок поплелся в кровать, это был для него стимул. Если ребенок увидел уютную кровать и ему, немного уставшему, захотелось ненадолго прилечь - сработал мотиватор. Если ребенок захотел спать и его потянуло в кровать - тут был мотив. Ребенок с трудом оторвал себя от компьютера и, несмотря на желание поиграть еще дальше, пошел укладываться - - это внутреннее принуждение.

Если же ребенок вспомнил, что уже пора спать - это уже выход за рамки аффективной сферы. Такой ребенок уже умеет организовывать себя разумными соображениями и живет по порядку.

Поведение, организованное разумными соображениями, как и поведение, определяемое привычками и традициями - все это является примером так или иначе организованного поведения. Телесные рефлексы и автоматизмы, по видимому, также можно считать разновидностью организованного поведения: легкий удар молоточка в ямочку под коленом вызывает коленный рефлекс и дергает ногу еще до того, как мы ощутили то или иное побуждение или принуждение.

Аффективная сфера действует мощнее, но именно внутренние убеждения образуют настоящий внутренний стержень человека. "Папа сказал", "Бог велит" - если для человека все это внешнее, если он делает, лишь поскольку боится неприятностей, это только стимул или внутреннее принуждение. Если это живет уже внутри человека, идет изнутри - у человека есть внутренний стержень, понимание долга и человеческого образа.

Уровни движущих сил поведения

Движущие силы человеческого поведения можно разложить по уровням:

Мотив и другие движущие силы человеческого поведения

Мотивы - одна из движущих сил поведения,наряду с привычками, Надо, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями,

Мотив - главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии Надо, жизненных целей и ценностей. Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании Надо и своих жизненных целей и ценнностей. См.

Мотивация

С точки зрения мотивации все движующие силы человеческого поведения удобно разбить на три группы:

  1. позитивная мотивация или самомотивация (желание, миссия)
  2. негативная мотивация или самомотивация (боль, страх, запрет)
  3. организация жизни, создание и выстраивание ситуации (обстоятельства, автоматизмы - задают рамки).

Смотри также

  1. Движущие силы развития личности
  2. Дух, ум, душа и тело
  3. Ослик
  4. Разум и чувства
  5. Способы эффективного влияния
  6. Типология областей аффективной сферы

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Движущие силы поведения | | 2012-07-13 16:55:11 | | Образование, педагогика, обучение | | При самом простом делении движущих сил поведения можно сказать, что человеком движет или разум, или чувства↑, когнитивные или аффективные процессы. Действия на основе чувств более естественны, | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: