Владимир Оренов не верит в мистику цифр и готовит каскад премьер к новому сезону

Oreonov

16 августа исполняется шестьдесят лет главному режиссеру Хабаровского краевого театра драмы и комедии, заслуженному деятелю искусств Польши, одному из лучших театральных критиков России Владимиру Оренову. Весьма почтенная, особенно для мужчины, дата — в России этот возраст является официальным поводом отправиться на пенсию — для Владимира Оренова в течении его жизни ничего не меняет. Служит разве что хорошей причиной собрать близких людей, которых немало появилось у него в Хабаровске, на дружеское застолье.

В эти дни Владимир Борисович постепенно выздоравливает после хирургической операции и одновременно работает над будущей премьерой нового театрального сезона. Пока артисты и цеховые работники в отпуске, режиссер увлечен шекспировскими страстями мавра Отелло и его невинно оклеветанной супруги Дездемоны — популярную трагедию не ставили в Хабаровске почти шестьдесят лет (интересное совпадение!). Сейчас он сокращает пьесу до адекватных в рамках современной драматической сцены объемов и заодно продумывает художественное оформление будущего спектакля. И это — только одна из нескольких постановок, которые словно из рога изобилия, каскадом, по премьере в месяц, посыпятся на хабаровского зрителя еще до Нового года.

 

О том, что для Оренова значит формально чужой ему Хабаровск, мы рассказывали не раз. Настоящим хабаровчанином он стал в прошлом году, когда принял предложенную ему художественным руководителем театра Николаем Евсеенко должность главного режиссера. Но, по сути, значительная часть жизни Владимира Оренова так или иначе связана с Дальним Востоком вообще и с его столицей в частности, когда во второй половине прошлого века он был куратором местных театров по линии тогдашнего Всесоюзного театрального общества, а потом периодически возвращался в Хабаровск для постановки спектаклей в разных театрах города. Несмотря на востребованность в Москве как режиссера и критика, в прошлом году Владимир Оренов задержался здесь, поскольку появилась возможность, которую в столице можно ждать десятилетиями и не дождаться никогда, — построить «свой» театр, и не нашел причин ее упустить.

 

Когда мы встретились с Владимиром Борисовичем для подготовки юбилейной публикации, он отмахнулся от вопросов о значении для него каких-либо дат.

 

— Для меня юбилей — жутко смешное слово, я начинаю хохотать, когда его слышу, вспоминая одноименную пьесу Чехова, — признается режиссер. — Не верю в мистику цифр, считаю, что любой юбилей — это, скорее, процесс, и главное, чтобы человек не остановился, начав бронзоветь и раздуваться от собственной значимости, а продолжал работать. Сейчас собираю книжку, которую хочу издать в этом году, получается, — это единственное, что можно приурочить к дате, но больше делаю это для себя. Книга будет называться «Неслучайные страницы», а подзаголовок или одну из частей обязательно назову «Театральные вечера на Дальнем Востоке». Там будут собраны мои статьи, эссе, рецензии, написанные в разные годы, в том числе о театральной жизни в Хабаровске и других дальневосточных городах.

 

Став главрежем краевого театра драмы и комедии, он решил, что через год поймет, стоит ли ему тут оставаться.

 

— Я должен был понять, примут ли здесь мои спектакли, — объясняет Владимир Борисович. — Не знал, как пройдет мой спектакль «Широколобый», как сложатся отношения с руководством театра. За год все прояснилось. Зритель идет на «Широколобого» не менее активно, чем на популярные комедии. На недавних гастролях в Благовещенске зрители буквально ломились в театр, была мысль даже сыграть еще один спектакль, но уже не хватило времени. С Николаем Евсеенко мы вступили в равный, полноценный диалог, мыслим в одном направлении. Нашли общий язык и с актерами — они стали работать много, интересно, за год не заметил никаких склок или интриг — видимо, потому что некогда, все заняты делом. За этот год могло быть все, но ничего плохого не произошло. Наоборот, теперь у меня есть основания пригласить сюда своих любимых артистов, режиссеров, учеников. Сейчас я чувствую себя на своем месте, там, где должен быть.

 

И все же к юбилейным датам положено подводить некие итоги, давать оценки пережитому. С трудом удается отвлечь режиссера от планов на грядущий сезон и перевести разговор к его собственным ощущениям на пороге шестидесятилетия.

 

— Я очень везучий человек, — утверждает Владимир Борисович. — Мне везло на учителей, на художественные впечатления, друзей. В это мгновение под названием шестьдесят лет мне повезло во всем: родиться и вырасти где надо — в солнечном Узбекистане, на виноградниках и бахчах. Где надо учиться — в ГИТИСе, у профессора Павла Маркова, завлита самого Станиславского. Становиться как театральный критик в столичных театрах. А еще — узнать Дальний Восток, который тоже стал для меня родным.

 

Здесь его действительно уважают и любят, не только за человеческие качества, но и за его позицию в профессии. Накануне юбилея мы встретились с хабаровскими коллегами Владимира Оренова, которым есть что сказать о своем нынешнем режиссере. Народный артист России Игорь Желтоухов и вовсе прямо и безапелляционно признается в любви к нему.

 

— Я знаю Оренова с середины семидесятых годов, когда он был куратором по дальневосточным театрам от ВТО. Это удивительный человек — в том смысле, что до сих пор может удивлять людей. Любит работать — до абсурда! Лет пять назад, когда ставили «Самолет Вани Чонкина», 23 февраля молодые артисты начали понемногу отмечать праздник уже с обеда. А Оренов назначил репетицию на вечер. Все были уверены, что она не состоится. И тут приходит Оренов и собирает всех на сцену. Ребята слова сказать не могут, смеются, чуть не падают — по всему видно, что работы не получится. А Оренов не понимает — с чего бы? Я ему говорю: «Владимир Борисович, сегодня же праздник, не будет у вас нормальной репетиции». А он отвечает: «Это у вас не будет, а у меня будет». Пришлось работать. Репетировать с Ореновым легко и приятно — при том, что он всегда недоволен, вечно ругается, причем может отругать так ласково, как будто погладить, и только на следующий день понимаешь, насколько это была жесткая критика. На репетициях я сижу молча, впитывая как губка его слова. При его энциклопедических знаниях в беседе с Владимиром Борисовичем лучше молчать, чтобы не ляпнуть того, чего не знаешь… С ним приятно общаться везде — и на площадке, и за столом, ему присуща истинная интеллигентность — которая или есть у человека, или ее нет. Он мой Учитель с большой буквы — самое святое для меня слово, я его очень люблю и сколько бог даст здоровья, хочу с ним работать.

 

Почти слово в слово панегирики — вполне обоснованные и заслуженные — своему коллеге, ставшему другом, за Желтоуховым повторяет художественный руководитель двух краевых театров Николай Евсеенко.

 

— С Владимиром Борисовичем мы знакомы лет тридцать, и я всегда относился к нему с уважением как к профессионалу, прежде всего как к критику и театроведу, — говорит Николай Иванович. — Его образованность, начитанность, то, что он обладает колоссальной информацией — не только из книг, но и из реального театрального опыта, помогают ему в режиссерской работе. Опыт действительно огромный — в бытность куратором по Дальнему Востоку он очень много ездил и видел, развил здесь бурную деятельность, организовывал гастроли, привозил сюда столичных профессионалов, так что дальневосточные театры чувствовали себя вовлеченными во всесоюзный театральный процесс. В последние годы Владимир Борисович больше занимается педагогикой и режиссурой, и именно вот этот его опыт, приобретенный во времена службы в ВТО, помогает ему оправдывать известное выражение, что режиссуре нельзя научить, но можно научиться. А Оренов учится очень активно. Что же касается наших межличностных отношений — он всегда открыт к диалогу, с ним можно открыто обсуждать проблемы, он объективно воспринимает критику и всегда готов исправить то, что со стороны видится неверным. Часто режиссеры полностью поглощены своим творчеством и считают то, что они делают, единственно правильным, воспринимая любой совет как покушение на их профессиональную самостоятельность. Владимир Борисович к таким людям не относится, и это тоже помогает в успехе его спектаклей. И по-человечески он комфортен, с артистами не диктатор. Его сильная сторона — глубокое погружение в материал. Не знаю никого, кто бы так глубоко погружался в будущий спектакль, причем вместе с артистами. Это помогает артисту создавать образ, напитывает его будущей ролью. Часто режиссеры выступают манипуляторами, просто расписывают мизансцены и проходки, актер не чувствует ни роли, ни произведения. Оренову удается сделать материал родным для каждого актера еще в застольный период, когда очень глубоко они все вместе разбирают пьесу. У Оренова всегда возникает много ассоциаций о пьесе, ее авторе, рассматриваемой в ней ситуации, что помогает артисту легче выработать характер роли. А еще — с Владимиром Борисовичем по-человечески тепло, у него нет снобизма, позы, несмотря на его эрудицию и профессиональные заслуги. С ним интересно разговаривать на разные темы — от рабочих моментов до житейских проблем. Мне приятно говорить с человеком на одном языке, такое взаимопонимание очень важно и в работе. Он хочет здесь работать, и я хочу чтобы он здесь работал — в этом мы тоже совпадаем.

 

За тысячи километров от Москвы Владимир Оренов не чувствует себя забытым. Его по-прежнему зовут в столицу. Но и столица, по словам Владимира Борисовича, с недавних пор подумывает о Хабаровске. Знаменитый Марк Розовский высказал желание сделать спектакль в Хабаровском краевом музыкальном театре, а режиссер Михаил Левитин уже знает, какую пьесу хочет поставить в театре, где сейчас главенствует его бывший коллега по московскому «Эрмитажу» Владимир Оренов. Поэтому печально было услышать от ставшего нам родным режиссера, что через какое-то время он обязательно вернется в Москву — когда почувствует, что сказал все, что хотел, сделал все, что мог.

 

А пока его работа востребована и интересна театру и зрителям — подробно рассказывает о грядущих премьерах нового сезона, планах по открытию в драмтеатре Малой сцены, а в масштабах города и края — новых фестивалей. Он хочет, чтобы после его отъезда в городе вспоминали: «А вот при Оренове было так-то…», в позитивном, разумеется, ключе. Но на вопрос, зачем предпринимать столько усилий и выстраивать «свой» театр, чтобы по достижении цели его навсегда оставить, у Владимира Оренова ответа пока нет…

 

За долгие годы Владимир Борисович определил для себя, кто же такой настоящий режиссер. Он говорит:

 

— Настоящий режиссер в первую очередь должен быть личностью и иметь дарование. Режиссерский диплом, которого, например, нет у Марка Захарова, и уж тем более не было у Станиславского и Немировича-Данченко, совершено необязателен. Режиссеру необходимо очень много знать о своем деле, больше, чем зрители и критики. Важно найти свою, собственную гармонию. Разобраться в вещах, которые не преподают в институтах, например, — в звуковой композиции, пластической композиции роли… А главное — надо любить людей, или хотя бы кого-то из людей. Режиссер не может состояться, если в нем нет искренней любви к людям.

 

Удалось ли ему за шестьдесят лет достичь всего вышеназванного? Владимир Оренов отвечает:

 

— Это не результат, а процесс, над которым надо работать всю жизнь…

 

Елена РОМАНОВА.

Источник: http://priamurka.ru/index.php/cult/1398-vladimir-orenov-ne-verit-v-mistiku-czifr-i-gotovit-kaskad-premer-k-novomu-sezonu.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Владимир Оренов не верит в мистику цифр и готовит каскад премьер к новому сезону | | 2012-08-15 05:45:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | 16 августа исполняется шестьдесят лет главному режиссеру Хабаровского краевого театра драмы и комедии, заслуженному деятелю искусств Польши, одному из лучших театральных критиков России Владимиру Оренову. Весьма почтенная, особенно для мужчины, дата — в России | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: