Колонка политолога: азиатские «тигры» и российская модернизация

invest in russia

Завершившееся в столице Приморья грандиозным фейерверком главное экономическое событие года в Азиатско-Тихоокеанском регионе — саммит АТЭС не только вызвало у наших сограждан определенную волну патриотизма и гордости, но еще раз подтвердило нашу российскую традицию — «можем, когда захотим».

Но за внешним, скажем так, благолепием праздника многих не покидало ощущение того, что Россия выступала на саммите в качестве какого-то зазывалы для стран, которые мы каких-то два-три десятка лет назад знали либо в качестве бывших колоний, либо как наших социалистических «соплеменников».

 

Но двадцать или тридцать лет для современного развития, как мы сегодня видим, фактически означают появление государств с совершенно другой экономической формацией. При-чем, за исключением разве что Индонезии и отчасти Вьетнама, многие так называемые азиатские «тигры» выросли отнюдь не на углеводородах или на других полезных ископаемых. А их стартовые условия были даже не сравнимы с условиями нашего позднего социализма.

 

Логичный вопрос: а за счет чего, собственно, страны с самыми разными политическими системами — от коммунистического Китая и Брунейского султаната до демократического Сингапура — смогли достичь сверхтехнологичных экономик? Отнюдь не идеализируя их достижения, можно выделить несколько аспектов, заглянуть, так сказать, в глубину их национальных экономических чудес.

 

Возьмем Южную Корею. Этой стране, как известно, ничего существенного, кроме моря и скал, от природы не досталось. Но там есть особая государственная политика. К примеру, если человек работает восемь часов, то он платит все налоги, если десять часов — то только половину, если же трудится все двенадцать часов — полностью освобождается от налогов. Каждый волен выбирать, сколько он хочет (или может) работать. И второй существенный элемент госполитики — если товары той или иной фирмы продаются на мировом рынке, то такая экономическая структура имеет, соответственно, очень большую государственную поддержку и всяческие льготы. Другими словами, главным стимулятором экономики является само государство.

 

Или Тайвань, который имеет не только высокоразвитую экономику (85 процентов мирового производства ноутбуков), но и обладает одной из самых высоких государственных заначек (свыше 100 миллиардов долларов). Создали ее, в основном, мелкие и средние предприниматели, для которых государство не чинит никаких препятствий. Например, открыть собственное дело в этой стране занимает не более 10 — 15 минут. Желающий заняться бизнесом легко может заполнить простой формуляр, отправить его по почте и сразу начинать работать. Если чиновники не согласны с представленными документами, то они должны доказать в суде, что предприниматель не прав. Заметьте, в суде, а не в кабинете чиновника.

 

А уж о Сингапуре и говорить не приходится. Открытие бизнеса в этом островном государстве осуществляется очень просто — с мобильного телефона. Для коррупции же здесь вообще нет условий, а те чиновники, которые не могут удержаться от мздоимства, получают очень и очень тяжелые реальные сроки. Просто удивительно, как этого смогли добиться в азиатской стране, ибо Восток, как известно, — дело тонкое и без «бакшиша» там очень сложно что-либо достичь.

 

Нельзя обойти вниманием и нашего главного на сегодняшний день дальневосточного кормильца — Китай, который все экономисты планеты называют мировой фабрикой. Конечно, китайцам повезло, что у них был Дэн Cяопин, можно сказать, «аналог» нашего Столыпина. Но главное, что сделал китайский реформатор, — он разбудил экономическую инициативу у забитых дотоле всяческими социальными экспериментами крестьян.

 

А начали дальневосточные соседи с того, что нужно каждому биологическому виду, — с питания. Дэн Cяопин выдвинулпростой и понятный лозунг — «вся идеологическая работа партии при отсутствии продуктов питания равна нулю». Для реализации этого партийного постулата крестьянам дали землю в аренду на 30 лет (никакой частной собственности!). И даже при случавшихся неурожаях государство держало свое слово и никакой продразверстки не вводило. Необходимое же зерно и продовольствие закупало за счет дорогих зарубежных кредитов.

 

Крестьяне поверили государству. Сегодня эта азиатская страна, располагая всего пятью процентами пахотной земли планеты, кормит свыше двадцати процентов населения Земли. Россия, к примеру, имеет намного больше черноземов, но пока ввозит свыше половины необходимого продовольствия.

 

Будучи в командировке в Китае, я (как политолог и управленец) специально интересовался: а в чем же роль партийных и государственных органов в их экономической системе? Ответы были стандартно-простодушные — помочь крестьянину не только вырастить, но и продать урожай. Сравнения и параллели, думается, напрашиваются сами собой.

 

Можно продолжать и дальше, но лучше резюмировать некоторые ключевые позиции, за счет которых смогли сделать гигантские экономические рывки наши азиатские соседи и которых мы сегодня зовем инвестировать деньги в российскую экономику, в том числе и Дальнего Востока.

 

Первое. Государственные структуры этих стран смогли сформулировать четкие и внятные доктрины модернизации, то есть экономические правила игры для всего общества. А доктрины, напомним, принимаются, как минимум, на 40 — 50 лет вперед, то есть на время жизни двух-трех поколений людей.

 

Второе. Власти разбудили экономическую инициативу граждан. Вместо разрешительных (читай: бюрократических) юридических систем они ввели уведомительные. Иначе говоря, гражданам в этих странах не надо испрашивать у властей каких-либо разрешений на пользование законами.

 

Третье. Государственные органы до предела упростили налоговые системы. К примеру, в Индии предприниматели еженедельно платят только два налога. И все. Экономически активным людям надо работать, а не корпеть над налоговыми хитросплетениями.

 

Четвертое. У партий (правительств) этих стран были политическая воля и желание сделать такие социумы, в которых экономическая модернизация проводилась бы без разрушения национальных традиций, последовательно и вообще без каких-либо насильственных ускорений.

 

Думается, что со временем и мы достигнем таких экономических высот, когда на различных саммитах зазывать будут именно нас, но для этого нужно адаптировать к российским условиям не только западный, но и восточный экономический опыт. Благо дальневосточникам далеко ездить не надо.

 

Евгений ЧАДАЕВ, политолог, кандидат исторических наук

 

Источник: http://priamurka.ru/index.php/component/content/article/42-top-novosti/1618-kolonka-politologa-aziatskie-ltigryr-i-rossijskaya-modernizacziya.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Колонка политолога: азиатские «тигры» и российская модернизация | | 2012-09-17 06:43:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Завершившееся в столице Приморья грандиозным фейерверком главное экономическое событие года в Азиатско-Тихоокеанском регионе — саммит АТЭС не только вызвало у наших сограждан определенную волну | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: