Колонка политолога: «Открытое правительство» — институт развития демократии

otkrytoe pravitelstvo

Термин «Открытое правительство» появился в российском политическом лексиконе только в прошлом году, но вызвал неоднозначную реакцию: как интерес в одних социальных группах, так и недопонимание (даже недоверие) в других.

Последнее, конечно, более характерно для нашего менталитета, но развитие любого демократического социума — всегда путь в новое. И в этой связи появление нового управленческого института требует своего объяснения.

 

Демократия, как известно, существует в двух формах — прямой и представительной. Первая — референдумы, сходы, собрания; вторая — выборная система формирования властных структур. Референдумы как форма прямой демократии — вещь совершенно необходимая в современном демократическом государстве. Это аксиома. Но для повседневного управления без органов власти никак не обойтись — это тоже аксиома.

 

В последнем же случае таится опасность — «отрыв» и (или) «уход» управленческих структур от контроля со стороны общества или, что еще хуже, игнорирование ими запросов и потребностей людей. Иначе говоря, бюрократия (употребляю это слово в строго научном понимании. — Прим. авт.) может не только «подменять» интересы общества на свои собственные, но даже выдавать их за государственные. В итоге самый развитый демократизм может превратиться в развитой бюрократизм.

 

С целью предотвращения подобных негативных явлений современная общественная мысль ищет новые пути (технологии), чтобы властные структуры всегда были под действенным контролем общества. Дело даже не в контроле. Куда важнее непосредственное участие самого общества и его гражданских институтов в разработке, формировании и реализации политики государства. И одна из последних мировых новаций — система «Открытое правительство», которая активно развивается во многих странах и уже приняла новую международную форму — Партнерство «Открытых Правительств».

 

Данное Партнерство — это многосторонняя инициатива, официально стартовавшая 20 сентября 2011 года на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и первоначально сформированная восемью странами — Бразилией, Великобританией, Индонезией, Мексикой, Норвегией, США, Филиппинами и ЮАР. Сегодня число участников Партнерства достигло уже 55.

 

Всеми участниками Партнерства декларируется, что основными принципами открытости власти являются: прозрачность и доступ граждан к информации; борьба с коррупцией; учет мнения общества (как отдельных граждан, так и неправительственных организаций); удобство государственных сервисов и т. д.

 

Процесс вхождения России в Партнерство «Открытых Правительств» уже запущен — принята заявка от нашей страны. Сам факт присоединения к данной инициативе соответствуют главным стратегическим ориентирам, озвученных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, а именно: обеспечение законной возможности участия активных граждан в политической жизни страны; приближение к людям исполнения важнейших для них функций государства; дальнейшее противодействие коррупции; полномасштабный переход (при реализации государственных функций) к бесконтактным технологиям документооборота и оказании публичных услуг населению.

 

Работа по подготовке пилотных проектов «Открытого правительства» в субъектах РФ ведется в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 12 июля 2012 года. Пилотными площадками для внедрения проекта стали 18 регионов России, в том числе и наш Хабаровский край.

 

Главной целью проекта (по научному — миссией) является повышение в обществе доверия к власти регионального и муниципального уровней, что может быть достигнуто при соблюдении следующих принципов: а) открытости (прозрачности) органов власти и свободный обмен информацией между государством и гражданским обществом; б) вовлеченности гражданского общества в развитие системы государственного управления и повышение эффективности работы органов государственной власти; в) возможности гражданского общества контролировать органы власти и г) доступности (качества) предоставляемых государством услуг, а также ориентации органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений.

 

Естественный вопрос: а для чего, собственно, это нужно делать? Успешная реализация проекта, по мнению экспертного сообщества, позволит повысить показатели качества жизни граждан и уровень их удовлетворенности качеством государственных услуг в субъектах РФ; улучшать конкурентность бизнес-среды в зоне ответственности органов исполнительной власти региона; снизить уровень коррупции среди государственных и муниципальных чиновников; повысить качество управления органов исполнительной власти и насытить последние высокопрофессиональными кадрами.

 

И следующий логичный вопрос: а что в итоге получит общество (его институты) и сама власть? Система «Открытого правительства» может быть выигрышной для всех участников и обеспечит:

 

профессиональному сообществу — возможность вносить предложения по повышению эффективности работы власти;

 

широкой общественности — право оценки и гражданского контроля за качеством функционирования системы управления, а также работы государственных и муниципальных служащих;

 

представителям бизнеса — доступ к рычагам улучшения качества государственного регулирования отрасли, обеспечения прозрачности и формирования механизмов борьбы с коррупцией;

 

государственным и муниципальным служащим — повышение профессионализма и получение информации об общественном мнении, влияющем на авторитет органов власти;

 

руководству регионов — возможность повышения эффективности управления, получение поддержки общества перед реализацией различных проектов, а также использование дополнительного канала взаимодействия с федеральными органами власти.

 

Хабаровский край, как уже указывалось выше, вошел в число регионов, где в пилотном режиме будут отрабатываться механизмы проекта «Открытое правительство».

 

В числе основных принципов проекта — обеспечение прозрачности работы региональной власти на основе стандарта информационной открытости, высокая степень участия общества в подготовке управленческих решений, а также жесткий общественный контроль исполнения этих решений.

 

Проектом предусмотрено внедрение ряда институтов, которые будут тесно взаимодействовать с исполнительной властью в регионе. Это комиссия по кадровому развитию, экспертные советы и группы, общественный совет, электронное правительство (Е — Goverment).

 

Общественный совет займется экспертизой решений региональной власти, будет контролировать реализацию инициатив по противодействию коррупции, развитию конкуренции и повышению качества жизни. Члены комиссии по кадрам будут участвовать в разработке стратегии развития кадрового потенциала Хабаровского края, формировании банка вакансий, а также будут задействованы в принятии решений по кадровым назначениям. Механизмы электронного правительства предусматривают создание электронного бюджета, электронный документооборот, предоставление электронных муниципальных услуг.

 

Все эти элементы «Открытого правительства» будут работать в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом, общественными организациями. В конечном итоге использование «Открытого правительства» в крае должно улучшить качество управленческих решений, обеспечить «обратную связь» между гражданами и властью, повысить доступность госуслуг. Внедрение этих механизмов в регионах будет оформлено законодательно и организационно.

 

В Хабаровском крае уже есть опыт по привлечению общественности к принятию решений. В этом году начала работу краевая Общественная палата. Целевые программы (всего их 27), например, по развитию образования и спорта, перед их принятием выносились на обсуждение экспертов и общественности, что позволило внести ряд важных изменений в эти документы. Реализация механизмов «Открытого правительства» — логичное продолжение данной работы. Поэтому главная задача сейчас — создать рабочий орган по запуску механизмов «Открытого правительства», принять соответствующие региональные правовые акты.

 

Вся главная идея проекта «Открытого правительства» заключается в следующем: знать всё о государственном управлении, участвовать в принятии управленческих решений на региональном уровне и контролировать власть. Но уже сегодня всем понятно, что работы — на многие годы.

 

Евгений ЧАДАЕВ, политолог,

кандидат исторических наук

 

Источник: http://priamurka.ru/index.php/polit/2031-kolonka-politologa-lotkrytoe-pravitelstvor--institut-razvitiya-demokratii.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Колонка политолога: «Открытое правительство» — институт развития демократии | | 2012-11-13 09:14:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Термин «Открытое правительство» появился в российском политическом лексиконе только в прошлом году, но вызвал неоднозначную реакцию: как интерес в одних социальных группах, так и недопонимание (даже недоверие) в других.Последнее, конечно, более характерно для | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: