Магия вещей: народы Приамурья чтут традиции и верят в чудеса

shaman kostum

Время от времени со всех концов нашей необъятной Родины и зарубежья в село Троицкое съезжаются не только этнографы, но и оголодавшие от нехватки диковинных впечатлений туристы, художники, декораторы. Движимые здоровым чувством любопытства дизайнеры в погоне за вдохновением преодолевают немалый километраж, чтобы проникнуться духом провинции, абстрагироваться от городской суеты и прежде всего узнать, кто же такие «рыбьекожие люди»?

В фондах краеведческого музея Нанайского муниципального района Хабаровского края находится около девяти тысяч экспонатов. Выставочные залы весьма скромных площадей вмещают в себя лишь вершину айсберга — 400 предметов, относящихся к периоду середины XIX — XX веков. Большая часть уникальной коллекции в ярких красках детально отражает мировоззрение и традиционный уклад жизни нанайцев (они же гольды) — коренного народа Приамурья, сумевшего найти функциональное применение рыбьей коже.

 

Именно этот изначально грубый по структуре, легковесный, непромокаемый, обладающий свойством хранить тепло материал вплоть до XX века служил местным мастерицам основным сырьем для изготовления летней одежды и обуви. Богато орнаментированные растительными и зооморфными узорами изделия выступали далеко не в качестве эстетских декоративных облачений, им была уготована участь оберегов. С помощью многоступенчатой системы образов вышивка и аппликация превратились в чудодейственные заклинания, письменность, лишенную буквенных знаков.

 

Нанайцы верили в то, что злые духи подстерегают их повсюду, мышиной пробежкой следуют за ними словно тень, вихрем врываются в сновидения, со скоростью звука меняют личины, вселяются не только в живых существ, но и в неодушевленные предметы. Поэтому люди были всегда начеку и искали защиты в магических вещах, обладающих охранительными свойствами. В роли амулета выступали строго регламентированные изображения почитаемых животных, статуэтки идолов, украшения, зубы зверей, перья птиц и многое другое. Благодаря таящейся в них волшебной энергии можно было стать невероятно храбрым охотником или удачливым рыбаком, магнитом, притягивающим в сети улов, стремительно выздороветь, а также оградить от опасности не только отдельного индивида, но и семью, род, жилище.

 

Так, к примеру, в каждом гольдском доме в углу стоял сэвэн — выструганная из дерева фигурка человечка с заостренными обобщенными чертами лица, являющаяся своеобразным шлагбаумом для темных сил. Его считали одухотворенным существом, обладающим разумом и непредсказуемым характером. По этой причине идола задабривали, делая подношения.

 

Одним из самых ценных и загадочных экспонатов музея считается костюм удэгейского шамана Мивану Кимонко, выполненный в начале XX века из хлопчатобумажной ткани в лоскутной технике. Умело скроенный из разноцветных прямоугольных мотивов, он напоминает мозаичное панно теплого бабушкиного одеяла ручной работы. Полотна халата и юбки плотно населяют похожие на наскальные рисунки, нанесенные краской духи-помощники: силуэты змей, символизирующих силу, ящериц — быстроту, лягушек — удачу в исполнении обряда. Висюльки по краю изделия отождествляют перья. Зеркало (толи), представляющее собой отшлифованный латунный диск, отражает все людские деяния.

 

— С древних времен шаманы считались посредниками между мирами. Они делились на врачевателей (целителей) и касатов (более сильных шаманов, провожающих души умерших в загробный мир Буни), — рассказывает экскурсовод Евгения Одзял. — По количеству металлических ветвей рогов на шапке (хоя) и пришитых к поясу (янгпан) конусообразных побрякушек (от 13 до 31) можно было определить степень их силы.

 

К шаману часто обращались люди с просьбой найти какого-нибудь человека. С помощью камлания, состоявшего из игры на овальном бубне, песнопений и плясок, он входил в транс, превращался в птицу и в этом облике, облетая Землю, искал пропавшего. В далеком путешествии его сопровождали покровители (духи-помощники). У каждого из них была своя миссия. Одни оберегали от всяческих бед, другие, словно лучи света, шаг за шагом прокладывали тропу в темном царстве. По окончании ритуала по описанию ведуна из определенного материала изготавливалась фигурка сэвэна. И начинались чудеса...

 

Валерия РУМЯНЦЕВА.

Фото автора.

Источник: http://priamurka.ru/index.php/cult/2189-magiya-veshhej-narody-priamurya-chtut-tradiczii-i-veryat-v-chudesa-.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Магия вещей: народы Приамурья чтут традиции и верят в чудеса | | 2012-12-04 07:18:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Время от времени со всех концов нашей необъятной Родины и зарубежья в село Троицкое съезжаются не только этнографы, но и оголодавшие от нехватки диковинных впечатлений туристы, художники, декораторы. Движимые здоровым чувством любопытства дизайнеры в погоне за | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: