В Хабаровске нашли Атлантиду: спектакль-лаборатория Театра юного зрителя стер границы между континентами

atlantida tuz

Никто не поймет, что творится в душе тинейджера, лучше, чем он сам. Переходный возраст — от ребенка к взрослому человеку — практически никогда не проходит без эксцессов. Меняется тело, со всех сторон поступает огромное количество новой информации, начинают выстраиваться совершенно иные, непознанные пока межгендерные взаимоотношения, игрушки становятся совсем другими — все это заполняет жизнь вчерашнего младшего школьника быстро и неожиданно.

Именно в этот период ребенку особенно важно участие со стороны, близость людей, которые помогут разобраться, не свернуть на неверный путь, не отчаяться перед волной многообразия ощущений. Книги, фильмы, а теперь еще и интернет-пространство в это время становятся проводником нарождающейся человеческой личности к новой, незнакомой взрослой жизни. Одним из таких средств становится театр. Для детско-юношеских театров особенно важно быть в русле времени, говорить со своим зрителем на одном языке, помочь ему найти ответы на самые важные сейчас вопросы, увидеть со стороны переживаемые в реальном времени события и ощущения. Не просто убить время на общеклассовом культпоходе, но выйти из зрительного зала с ощущением непотерянного времени.

 

Вот почему в хабаровском ТЮЗе стараются приблизиться к своему зрителю всеми доступными способами. В прошлом году здесь неожиданно, но вполне закономерно родился российско-американский проект «Дети пишут для театра».

 

Режиссер Ольга Подкорытова побывала в Вашингтоне, в Театре юного драматурга, встретилась с ребятами, которые сами пишут пьесы. Тогда же как-то само собой родилась идея совместного проекта — американские подростки пишут пьесы для русских актеров и зрителей-ровесников. Тюзовцы обратились в кабинет детских театров Союза театральных деятелей РФ и получили грант на создание спектакля-лаборатории. Из более сотни пьес отобрали семь на самые актуальные темы, волнующие современных подростков. Сделали подстрочный перевод и отправили известному российскому драматургу Николаю Коляде. Он живет в Екатеринбурге, где его студенты — будущие драматурги — создали литературные версии подстрочников, которые свела в единое сценическое произведение набирающая известность ученица Коляды Анна Батурина. А уже в хабаровском ТЮЗе началась работа по созданию спектакля под названием «Атлантида, дом 17». Режиссером-постановщиком стала Ольга Подкорытова, художником — Андрей Непомнящий, пластическое решение спектакля принадлежит Александру Звереву.

 

Для большего приближения к зрителю, которому адресован этот спектакль, ведущие роли в каждой мини-пьесе отданы хабаровским школьникам, где они играют наравне с профессионалами. В целом каждый отрывок выглядит так, словно главному герою очередной мини-истории ассистируют взрослые актеры, которые перевоплощаются во вспомогательных персонажей, в связках между отрывками обсуждая пьесу и поднятую в ней тему.

 

Примечательно, что большая часть сюжетов имеет полное право называться «чернухой». По словам постановочной группы, практически все пьесы юных американских авторов написаны именно с ощущением, что все плохо-плохо-плохо и лучше не будет. Впрочем, это отнюдь не означает, что «загнивающий капитализм» того гляди затопит юные души своих квартирантов в болоте всеобщего негатива. Существует мнение, что дети просто любят демонстративно пострадать, пожаловаться, представить, «что скажут обо мне, когда я умру». К тому же давно замечено, что гораздо проще написать, равно как и сыграть, драму или трагедию, чем комедию.

 

Оформление спектакля наполнено смыслами. Все начинается с поисков загадочной Атлантиды — древнего города, якобы затопленного много веков назад то ли вследствие природного катаклизма, то ли по воле некоего высшего разума. Действие происходит в небольшом бассейне, наполненном настоящей водой, по которой на протяжении всего спектакля взрослые бродят в резиновых сапогах — словно бы стараясь защититься, закрыться от проблем, которые перед ними поднимают босые школьники. Рассказывают о девочке, которую медленно убивает рак. Она встречает подружку с таким же диагнозом, которая не отчаивается, а старается прожить последние дни по возможности счастливо. Героиня заражается ее оптимизмом — впрочем, узнав о смерти подружки, перегоняет судьбу, проглотив смертельную дозу таблеток. Другая история — о настоящей женской дружбе в самом язвительном понимании этого явления. Когда две одноклассницы насмерть ссорятся из-за победы в школьном конкурсе пения, готовые на любую подлость.

 

Школьники говорят о наркомании, непонимании во взаимоотношениях с родителями, об уничтожающем человеческую личность праздном образе жизни, отсутствии стремления к нормальному существованию... Общую «чернуху» разбавляет музыкальная пауза от Евгения Ворушило с авторской песней в некой растаманской стилистике, в итоге приводящая героя-подростка к пониманию, как надо жить. Финальный отрывок настолько философичен, что не похож на детское творчество. Будущий человек проходит тест, успешный результат которого открывает ему дорогу к земному рождению и дальнейшему существованию. Каким оно будет, с чего начнется, кто вырастет из «эмбрионов», поднимающихся по лестнице на театральный чердак, — ответит сама жизнь.

 

Эскизный — как написано на программке — скорее, отчетный, схематичный, чем окончательно сценический спектакль поочередно показали двум возрастным категориям — ребятам из средних классов и чуть более старшей молодежи. В завершение устроили обсуждения, где ребята высказывали свои впечатления не столько о постановке, сколько об озвученных в ней темах.

 

И хотя хабаровские ребята в полном восторге от своих ролей, все же заметна разница менталитетов. Наши школьники признались, что хотели бы написать пьесы о настоящей дружбе или просто что-то юмористическое, однако подтверждают — все те же проблемы и переживания, которые поднимают в своих зарисовках американские юные драматурги, есть и у нас.

 

Занятый в постановке артист ТЮЗа Петр Нестеренко признался:

 

— Когда мы прочитали эти пьесы, первое, что подумали — слишком банально, есть тексты на те же темы гораздо более интересные. Я б и сам мог штук пятнадцать таких за ночь написать. Но когда в театр пришли ребята и мы начали с ними работать, понял, что все написанное — совершенно не банально, потому что очень искренне. Думаю, без ребят мы бы не справились. Мы могли бы сыграть все сами, профессионально, но это было бы не так интересно. Работая с детьми на одной сцене, сразу чувствуешь свои изъяны. Хочешь стать таким же естественным, искренним, не играя, как эти дети.

 

Уже в феврале «Атлантида, дом 17» займет полноправное место в репертуаре хабаровского ТЮЗа. По словам художественного руководителя театра Константина Кучикина, спектакль будет доработан и дополнен. Пока нам не раскрывают всех секретов, которых, вероятно, не знают до конца и сами постановщики. Скорее всего, в окончательный вариант войдут еще две не попавшие в эскизный проект пьесы — про ребенка из семьи, где есть две мамы и нет ни одного отца в привычном гендерном понимании этого слова, и история девочки, которую обманным путем вовлекли в преступление ее одноклассники.

 

Но уже сейчас очевидно, что это совершенно новое — во всяком случае, для Хабаровска — начинание обречено на успех у того самого юного зрителя, для которого работает и ради которого собственно и существует театр юного зрителя.

 

Елена РОМАНОВА.

Фото Валерии РУМЯНЦЕВОЙ.

Источник: http://priamurka.ru/index.php/cult/2203-v-xabarovske-nashli-atlantidu-spektakl-laboratoriya-teatra-yunogo-zritelya-ster-graniczy-mezhdu-kontinentami.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

В Хабаровске нашли Атлантиду: спектакль-лаборатория Театра юного зрителя стер границы между континентами | | 2012-12-05 10:39:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Никто не поймет, что творится в душе тинейджера, лучше, чем он сам. Переходный возраст — от ребенка к взрослому человеку — практически никогда не проходит без эксцессов. Меняется тело, со всех сторон поступает огромное количество новой информации, начинают выс | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: