В Хабаровске нашли Атлантиду: спектакль-лаборатория Театра юного зрителя стер границы между континентами
Никто не поймет, что творится в душе тинейджера, лучше, чем он сам. Переходный возраст — от ребенка к взрослому человеку — практически никогда не проходит без эксцессов. Меняется тело, со всех сторон поступает огромное количество новой информации, начинают выстраиваться совершенно иные, непознанные пока межгендерные взаимоотношения, игрушки становятся совсем другими — все это заполняет жизнь вчерашнего младшего школьника быстро и неожиданно.
Именно в этот период ребенку особенно важно участие со стороны, близость людей, которые помогут разобраться, не свернуть на неверный путь, не отчаяться перед волной многообразия ощущений. Книги, фильмы, а теперь еще и интернет-пространство в это время становятся проводником нарождающейся человеческой личности к новой, незнакомой взрослой жизни. Одним из таких средств становится театр. Для детско-юношеских театров особенно важно быть в русле времени, говорить со своим зрителем на одном языке, помочь ему найти ответы на самые важные сейчас вопросы, увидеть со стороны переживаемые в реальном времени события и ощущения. Не просто убить время на общеклассовом культпоходе, но выйти из зрительного зала с ощущением непотерянного времени.
Вот почему в хабаровском ТЮЗе стараются приблизиться к своему зрителю всеми доступными способами. В прошлом году здесь неожиданно, но вполне закономерно родился российско-американский проект «Дети пишут для театра».
Режиссер Ольга Подкорытова побывала в Вашингтоне, в Театре юного драматурга, встретилась с ребятами, которые сами пишут пьесы. Тогда же как-то само собой родилась идея совместного проекта — американские подростки пишут пьесы для русских актеров и зрителей-ровесников. Тюзовцы обратились в кабинет детских театров Союза театральных деятелей РФ и получили грант на создание спектакля-лаборатории. Из более сотни пьес отобрали семь на самые актуальные темы, волнующие современных подростков. Сделали подстрочный перевод и отправили известному российскому драматургу Николаю Коляде. Он живет в Екатеринбурге, где его студенты — будущие драматурги — создали литературные версии подстрочников, которые свела в единое сценическое произведение набирающая известность ученица Коляды Анна Батурина. А уже в хабаровском ТЮЗе началась работа по созданию спектакля под названием «Атлантида, дом 17». Режиссером-постановщиком стала Ольга Подкорытова, художником — Андрей Непомнящий, пластическое решение спектакля принадлежит Александру Звереву.
Для большего приближения к зрителю, которому адресован этот спектакль, ведущие роли в каждой мини-пьесе отданы хабаровским школьникам, где они играют наравне с профессионалами. В целом каждый отрывок выглядит так, словно главному герою очередной мини-истории ассистируют взрослые актеры, которые перевоплощаются во вспомогательных персонажей, в связках между отрывками обсуждая пьесу и поднятую в ней тему.
Примечательно, что большая часть сюжетов имеет полное право называться «чернухой». По словам постановочной группы, практически все пьесы юных американских авторов написаны именно с ощущением, что все плохо-плохо-плохо и лучше не будет. Впрочем, это отнюдь не означает, что «загнивающий капитализм» того гляди затопит юные души своих квартирантов в болоте всеобщего негатива. Существует мнение, что дети просто любят демонстративно пострадать, пожаловаться, представить, «что скажут обо мне, когда я умру». К тому же давно замечено, что гораздо проще написать, равно как и сыграть, драму или трагедию, чем комедию.
Оформление спектакля наполнено смыслами. Все начинается с поисков загадочной Атлантиды — древнего города, якобы затопленного много веков назад то ли вследствие природного катаклизма, то ли по воле некоего высшего разума. Действие происходит в небольшом бассейне, наполненном настоящей водой, по которой на протяжении всего спектакля взрослые бродят в резиновых сапогах — словно бы стараясь защититься, закрыться от проблем, которые перед ними поднимают босые школьники. Рассказывают о девочке, которую медленно убивает рак. Она встречает подружку с таким же диагнозом, которая не отчаивается, а старается прожить последние дни по возможности счастливо. Героиня заражается ее оптимизмом — впрочем, узнав о смерти подружки, перегоняет судьбу, проглотив смертельную дозу таблеток. Другая история — о настоящей женской дружбе в самом язвительном понимании этого явления. Когда две одноклассницы насмерть ссорятся из-за победы в школьном конкурсе пения, готовые на любую подлость.
Школьники говорят о наркомании, непонимании во взаимоотношениях с родителями, об уничтожающем человеческую личность праздном образе жизни, отсутствии стремления к нормальному существованию... Общую «чернуху» разбавляет музыкальная пауза от Евгения Ворушило с авторской песней в некой растаманской стилистике, в итоге приводящая героя-подростка к пониманию, как надо жить. Финальный отрывок настолько философичен, что не похож на детское творчество. Будущий человек проходит тест, успешный результат которого открывает ему дорогу к земному рождению и дальнейшему существованию. Каким оно будет, с чего начнется, кто вырастет из «эмбрионов», поднимающихся по лестнице на театральный чердак, — ответит сама жизнь.
Эскизный — как написано на программке — скорее, отчетный, схематичный, чем окончательно сценический спектакль поочередно показали двум возрастным категориям — ребятам из средних классов и чуть более старшей молодежи. В завершение устроили обсуждения, где ребята высказывали свои впечатления не столько о постановке, сколько об озвученных в ней темах.
И хотя хабаровские ребята в полном восторге от своих ролей, все же заметна разница менталитетов. Наши школьники признались, что хотели бы написать пьесы о настоящей дружбе или просто что-то юмористическое, однако подтверждают — все те же проблемы и переживания, которые поднимают в своих зарисовках американские юные драматурги, есть и у нас.
Занятый в постановке артист ТЮЗа Петр Нестеренко признался:
— Когда мы прочитали эти пьесы, первое, что подумали — слишком банально, есть тексты на те же темы гораздо более интересные. Я б и сам мог штук пятнадцать таких за ночь написать. Но когда в театр пришли ребята и мы начали с ними работать, понял, что все написанное — совершенно не банально, потому что очень искренне. Думаю, без ребят мы бы не справились. Мы могли бы сыграть все сами, профессионально, но это было бы не так интересно. Работая с детьми на одной сцене, сразу чувствуешь свои изъяны. Хочешь стать таким же естественным, искренним, не играя, как эти дети.
Уже в феврале «Атлантида, дом 17» займет полноправное место в репертуаре хабаровского ТЮЗа. По словам художественного руководителя театра Константина Кучикина, спектакль будет доработан и дополнен. Пока нам не раскрывают всех секретов, которых, вероятно, не знают до конца и сами постановщики. Скорее всего, в окончательный вариант войдут еще две не попавшие в эскизный проект пьесы — про ребенка из семьи, где есть две мамы и нет ни одного отца в привычном гендерном понимании этого слова, и история девочки, которую обманным путем вовлекли в преступление ее одноклассники.
Но уже сейчас очевидно, что это совершенно новое — во всяком случае, для Хабаровска — начинание обречено на успех у того самого юного зрителя, для которого работает и ради которого собственно и существует театр юного зрителя.
Елена РОМАНОВА.
Фото Валерии РУМЯНЦЕВОЙ.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
- 2024-01-18 » Мифический человеко-DevOps
- 2023-12-28 » Google подвел итоги 2023 года в поиске
- 2023-12-28 » 5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
- 2023-12-28 » Американский суд признал монополию Google на рынках дистрибуции Android-приложений
- 2023-12-28 » Хостинг-провайдер GoDaddy перестанет оказывать услуги пользователям из России
Большинство людей, стремящихся к цели, способны скорее сделать одно большое усилие, чем упорно идти избранной дорогой; из-за лени и непостоянства они часто утрачивают плоды лучших своих начинаний и дают обогнать себя тем, кто отправился в путь позднее, чем они, и шел медленней, но зато безостановочно Лабрюйер Жан де (1645-1696) - французский писатель, мастер афористической публицистики |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.