Стройиндустрия жалуется на административные барьеры, высокие налоги и неразвитость инфраструктуры

stroika kran

Опрос руководителей предприятий стройиндустрии Хабаровского края, выполненный коллективом сотрудников КГБУ «Агентство регионального развития», позволил органам власти скорректировать политику в сфере жилищного строительства. Выводы кандидата экономических наук Руслана Гулидова представляют интерес и для застройщиков.

 

Проблемы по своей значимости распределились следующим образом: малые объемы строительства отметили 53 процента опрошенных руководителей. На административные барьеры указали 23 процента респондентов, высокие налоги и тарифы — 17, недостаток оборотных средств и устаревшая материальная база — по 17, отсутствие кадров — 11, неразвитость инфраструктуры — столько же, низкая зарплата — 5,9 процента.

Производители стройматериалов используют свои мощности на 40 — 75 процентов, но не указывают на такой факт, как низкая производительность труда. Доля предприятий, работающих на полную мощность, — 23 процента. Следствием этого являются недостаточный темп обновления основных фондов, низкий уровень квалификации работников, качества продукции и зарплат.

Второй по значимости проблемой обозначены административные барьеры, под которыми понимается излишний надзор со стороны органов власти и непрозрачность системы проведения тендеров в рамках размещения госзаказов. Рынок госзаказов закрыт для малых предприятий. Существующие заказы распылены между мелкими подрядчиками, что увеличивает издержки по реализации продукции. Для производителей кирпича, например, сдерживающий фактор развития — повышенный контроль. Вследствие других факторов предприятия попадают в ситуацию «инвестиционного голода» и не имеют оборотных средств на обновление технологии производства. Средняя норма прибыли в стройиндустрии 15 процентов. Проблему нехватки специалистов респонденты связывают с отсутствием желающих работать за 10 тысяч рублей в месяц при высокой величине пособия по безработице. На производстве задействованы преимущественно люди предпенсионного и пенсионного возраста. Инженеры не хотят начинать карьеру с маленькой зарплаты и уходят в другие профессии. Проблема видится в разрушении механизма преемственности или наставничества на предприятиях, когда ИТР обеспечивали передачу навыков молодым специалистам.

Сдерживающим фактором, или «барьером входа», является высокая стоимость продвижения эффективных стройматериалов. Например, анализ одной новой продукции стоит от 10 тысяч, его патентование — 100 тысяч рублей. Низкие объемы строительства сдерживают рост закупок и реализации. Во-первых, в крае отсутствуют крупные стройки, во-вторых, сложился низкий уровень покупательной способности населения. Хабаровчане приобретают преимущественно дешевые квартиры, поэтому рынок заполняется некачественными материалами.

Под «административными барьерами» респонденты понимают коррупцию и отсутствие конкуренции: «все заранее поделено» и «участие в тендерах условное». Нерыночный характер распределения госзаказов проявляется при формировании нерыночных цепочек по остальным участникам рынка. Например, в рамках нерыночных соглашений строительные организации закупают стройматериалы у одних и тех же поставщиков, причем самые дорогие.

«Барьеры входа» проявляются в сложности администрирования. В частности, оформления новых торговых точек: открыть ее, выбить землю — нужно время, на все уходит до года. Кроме того, заказчики, которые сидят на муниципальных и федеральных деньгах, не переводят деньги в срок. Государственный и муниципальный сектор становится одним из факторов формирования цепочки задержек оплаты. Для поставщиков, осуществляющих закупки в других странах, барьеры на стадии функционирования проявляются в виде «плохой» работы таможни, которая не хочет оперативно пропускать товар или выпускает только под материальное обеспечение, постоянно предъявляются новые требования к декларированию, таможня выполняет план по сбору денег за счет задержек товара. По факту компания вынуждена из своего кармана оплачивать хранение товара на складе и простой транспорт. Предприятия не имеют возможности работать в рамках плана. В то же время компаниям нужна уверенность, чтобы заключать долгосрочные контракты с производителями.

Проблемой являются высокая стоимость стройматериалов и отсутствие их производства. Около 80 процентов опрошенных компаний используют материалы местного производства и считают, что цены на них являются завышенными, а объем и ассортимент недостаточными. Строители указывают — высокая стоимость местных и завозных материалов является препятствием для снижения себестоимости жилья.

Острые вопросы встают на этапе предоставления земельных участков для целей строительства. Все это — длительный и дорогостоящий процесс, ведь земля без инфраструктуры не нужна. Все функции по возведению инфраструктуры ложатся не на государство, а на застройщиков и, в конечном счете, на потребителей. Цена вопроса высокая: по оценкам респондентов, получение права строить, включая платежи за оформление участков земли, разрешение на строительство, технологическое присоединение и «откат», в том числе за участие в торгах, занимает до 40 процентов в себестоимости квадратного метра.

Отсутствие участков, предоставленных для целей жилищного строительства, сказывается на снижении инвестиционной привлекательности региона. Дополнительной сложностью является неэффективное межведомственное взаимодействие: город и край не могут найти общего языка, потому ни одного вопроса не решишь. Участники рынка вынуждены сами решать не только производственные вопросы, но и проблемы несогласованности действий органов власти государственного и муниципального уровней.

Тарифы непосильны для компаний, работающих в секторе малоэтажного строительства. Вопросы тарифной политики естественных монополий находятся вне компетенции региональных органов власти, что влияет на перспективы развития строительного комплекса.

Специфической проблемой стала высокая стоимость вступления в СРО. Малые строительные компании не могут оплатить вступительный взнос 150 тысяч и текущие затраты около 40 тысяч рублей в год. Прежде лицензирование стоило в разы меньше. С другой стороны, по мнению респондентов, СРО является формальностью, так как используется для обеспечения большего веса перед заказчиками. Членство в нем не позволяет ускорить процесс преодоления административных барьеров. Таким образом, административные барьеры выступают в качестве спусковых механизмов формирования нерыночных отношений в экономике, порождающих цепочки неэффективных практик и способствующих повышению стоимости жилья, — сделал вывод Р. Гулидов.

Андрей СМИРНОВ.

Комментарии:

Источник: http://amurpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25402:2014-02-27-07-42-54&catid=1:latest-news&Itemid=69

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Стройиндустрия жалуется на административные барьеры, высокие налоги и неразвитость инфраструктуры | | 2014-02-27 09:37:43 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Опрос руководителей предприятий стройиндустрии Хабаровского края, выполненный коллективом сотрудников КГБУ «Агентство регионального развития», позволил органам власти скорректировать политику в сфере | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: