Почему над воздушным мостом между городом юности и столицей России нависает армейский шлагбаум?

aeroport komsomolsk

Аэровокзал Комсомольска-на-Амуре с началом лета ожил в полной готовности к обслуживанию десятков тысяч жителей индустриального центра ДФО, населения отдаленных районов Хабаровского края и всех граждан, заинтересованных в регулярном воздушном сообщении западной части страны с северными территориями 27 региона.

 

Интервью у трапа

 

Репортер газеты «Приамурские ведомости» на минувшей неделе вместе с представителями региональной власти провожал на взлетно-посадочной полосе 137 первых пассажиров, вылетавших в июне 2012 года стартовым рейсом авиакомпании «Якутия» с местного аэродрома Хурбы во Внуково. А накануне празднования 80-летия города юности наш собкор уже встречал первый самолет В757-200, доставивший к юбилею Комсомольска-на-Амуре довольных земляков и гостей Приамурья прямо из Москвы.

 

— Просто приятно наблюдать, как «Боинг» плавно выныривает из синевы, мягко и красиво приземляется на родную бетонку, — делится с журналистом личными впечатлениями под гул выруливающего на перрон лайнера глава Комсомольского района Александр Коломыцев. — Авиапредприятие в Хурбе имеет огромное значение не только потому, что пополняет бюджеты всех уровней на 13 миллионов рублей в год. Воздушный мост остро востребован в первую очередь жителями всех северных районов, где проживают более 400 тысяч населения нашего края. Улетая в теплые края из Хурбы, многие семьи экономят деньги, здоровье и время на утомительные переезды до терминала краевой столицы, без проблем возвращаются обратно домой после длительного перелета из Москвы.

 

Тем временем из салона современного лайнера выходят бодрые пассажиры. Щурясь от утреннего солнца, они с искренней улыбкой благодарят экипаж судна и приветливых стюардесс за комфортную доставку на родину.

 

Действительно, их настроение никак несравнимо с состоянием комсомольчан, переживших после приземления в Хабаровске многочасовые мытарства в автотранспорте или поезде. У трапа клиентов новой линии дальней протяженности встречают руководитель ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Леонид Гамей и начальник службы авиационной безопасности Сергей Еремеев.

 

Нынешний успех авиапредприятия города юности, как отмечает начальник Управления аэропортовой деятельности Росавиации Анатолий Пчелин, — результат плодотворной деятельности двух дальневосточных партнеров, напрямую заинтересованных в реальном развитии рынка воздушных перевозок в ДФО при прямом содействии правительства Хабаровского края и административной поддержке Минтранса РФ. Наш корреспондент, воспользовавшись возможностью пройти в кабину «Боинга», поинтересовался и мнением пилотов.

 

— Я приземлился в Хурбе впервые и сразу отметил технические возможности аэропорта, бесспорную компетенцию его персонала, — с ходу признается бывалый командир воздушного судна Роман Константинов. — Уверен: ресурс Комсомольского авиапредприятия лишь начал раскрываться. Мне приходилось работать во многих северных аэропортах России. Есть с чем сравнивать. Здесь максимально отработана схема захода на посадку. Не вызывает сомнений состояние взлетно-посадочной полосы. Отмечу, кстати, кроме четкого метеообеспечения, безупречную работу диспетчерской службы, сполна квалифицированную и доброжелательную.

 

На линии невидимого «фронта»

 

Признаюсь: автор этого материала на протяжении прошедшей пятилетки не раз делился с читателями и потенциальными инвесторами сомнениями по поводу судьбы Комсомольского аэропорта.

 

Ожесточенная полемика в этом направлении не утихает и поныне, но сегодня мы впервые ради принципа журналистской объективности представляем документы, демонстрирующие позицию тех, кто сохраняет и развивает Комсомольский аэропорт на линии невидимых общественности «министерских фронтов». При этом надо учесть: наиболее жесткая межведомственная борьба, породившая неразбериху на самых высоких уровнях власти, развернулась в последние годы вокруг имущества и вопроса земельной принадлежности аэродрома Хурбы.

 

Ответ без комментариев не в пользу Министерства обороны дает прежде всего представленное редакции «Свидетельство о государственной регистрации права ...на взлетно-посадочную полосу протяженностью 2500,00 п. метров по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Хурба...». А при рассмотрении следующего документа Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае от 16 декабря 2011 года становится очевиден факт передачи ОАО «Комсомольский аэропорт» на техническое обслуживание 19 ключевых объектов аэродрома.

 

В данном списке — главные сооружения и карман для разворота, перрон и места стоянок воздушных судов, рулежная дорожка и светосистемы, технические здания и многое прочее. Судя по итоговому вердикту «Единого Госреестра прав на недвижимость...», эти яблоки раздора уверенно перешли в руки гражданского авиапредприятия, активно ремонтирующего здание терминала, обновляющего пожарное оборудование, закупающего импортную снегоуборочную технику и инновационные программы обслуживания пассажиров.

 

Полоса раздора

 

Но даже на этом четком документально-финансовом фоне военные и гражданские пользователи масштабного хозяйства по сей день не могут поделить аэродром, являющийся, по сути, бесспорной собственностью одного лишь государства. Об этом, как напоминает гендиректор предприятия Леонид Гамей, всегда помнили советские хозяйственники, обеспечивая на аэродроме Хурбы одновременно в интересах народа и армии согласованное и беспрерывное движение всех видов летательной техники.

 

Обратимся к беспристрастной статистике. Еще за год до развала СССР Комсомольский аэропорт перевозил без всяких скидок на сезонность в течение всех 12 месяцев 326 тысяч пассажиров Аэрофлота. В 2010-м этот же показатель не превысил и 24000. В 2011-ом, когда кулуарный торг вокруг Хурбы вошел в непредсказуемую стадию, количество перевезенных пассажиров сократилось до 18 тысяч, при этом до 30 процентов самолетовылетов — в рамках северного завоза.

 

В январе сего года, когда противостояние двух непримиримых ведомств зависло в морозной тишине, Хурба не произвела вообще ни одного гражданского рейса. Простаивали даже ИЛы-76, арендованные при отсутствии местных грузовых бортов для жизнеобеспечения северо-востока ДФО в ходе непростых правительственных переговоров. А нет движения — аэропорт умирает, оплачивая услуги поставщиков тепла и энергии, а также труд персонала в количестве 168 работников.

 

Руководство ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» как страшный сон вспоминает совещание, на котором прибывшая из центрального аппарата МО РФ финансовый реформатор Ирина Кривич без всяких предисловий указала «единственный возможный путь к согласию». Советник Анатолия Сердюкова предложила срочно передать имущество акционерного общества в армейскую собственность, а затем платить военному министерству за каждый взлет и посадку гражданского судна.

 

К счастью для Комсомольского авиапредприятия, Правительство Хабаровского края и представители Росавиации, по словам Леонида Гамея, сделали все возможное, чтобы приподнять тяжкий военный «шлагбаум над Хурбой» и вывести из опасного экономического штопора «пикирующий аэропорт».

 

Архивное зазеркалье

 

Между тем на позициях межведомственного фронта вступило в «бой» за землю и имущество аэродрома Хурбы «оружие» архивных образцов. Военачальники, например, отстаивая принадлежность земельного участка площадью одна тысяча сто тринадцать гектаров, демонстрируют в правительственных кругах решение, утвержденное в сентябре 1941 года Иосифом Сталиным, передавшим данную территорию армии для прикрытия города юности с масштабной инфраструктурой ВПК от возможного воздушного нападения Японии.

 

«Это только на военное время», — уверяют эксперты Росимущества. Действительно, в историческом арсенале Минтранса РФ оказалось сразу несколько архивных противовесов из прошлого века. Для начала стоит обратить внимание на «Решение суженного заседания Комсомольского-на-Амуре горсовета от 20 октября 1938 года под председательством тов. Васина». Решено (цитирую дословно): «...отвести Гражданскому Воздушному Флоту сухопутный Аэродром — участок в 25 км. от города общей площадью 3,5 кв. км.».

 

Принадлежность этой земли в 1967 году под контролем строгих партийных органов определили не раз и однозначно высокопоставленные чиновники гражданской авиации СССР Б. Волосников и Б. Езерский, вверившие ВПП аэродрома и еще 28 объектов авиаперевозчикам мирных граждан. На схеме для служебного пользования практически вся территория, почти совпадающая с очертаниями нынешней взлетно-посадочной полосы, отведена без всяких шифровок штатским хозяйственникам. Военные объекты Хурбы 60-х годов прошлого столетия, наверняка, нанесены совсем на других картах под грифом «Сов. секретно». Увы, наш корреспондент пока до этих документов не добрался и будет благодарен каждому, кто в этом деле ему поможет.

 

Однако сегодня для развития Комсомольского-на-Амуре аэропорта намного более важны документы совсем иного характера.

 

Например, допуск на прием «Суперджетов», которые уже этим летом намерена приобрести у «Сухого» авиакомпания «Якутия». На повестке дня авиапредприятия под руководством отличника воздушного транспорта Леонида Гамея, прорывающегося сквозь ведомственные заслоны, также вхождение в федеральную инновационную программу (ФАИП). А у автора этого материала теперь есть веские основания прогнозировать успех трудового коллектива ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт».

 

В конце весны на адрес регионального представителя газеты «Приамурские ведомости» от заместителя Росавиации К. А. Махова поступило письмо, в котором достаточно четко обозначены основные перспективы развития авиапредприятия города юности:

 

«Росавиация отмечает, что губернатор Вячеслав Шпорт и полпред в ДФО Виктор Ишаев неоднократно выходили с хода-тайством в Минтранс, Росавиацию и Минобороны о включении аэродрома Хурба в перечень аэродромов совместного базирования России.

 

В соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ аэродром Хурба соответствует требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам. До указанных требований аэродром был доведен за счет средств гражданской авиации. Порядок его эксплуатации является предметом двух хозяйствующих субъектов. Заключение соответствующего договора тормозится Минобороны России. В настоящее время все оборудование аэродрома является гражданским и эксплуатируется специалистами ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт».

 

Командование в/ч, базирующейся на аэродроме, ни в коей мере не несет ответственность за обеспечение полетов гражданских воздушных судов. Допуск на аэродром ВС «Боинг-757-200» осуществлен в соответствии с установленными требованиями».

Юрий КОВАЛЕВ

Фото автора.

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Почему над воздушным мостом между городом юности и столицей России нависает армейский шлагбаум? | | 2012-06-14 09:40:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Аэровокзал Комсомольска-на-Амуре с началом лета ожил в полной готовности к обслуживанию десятков тысяч жителей индустриального центра ДФО, населения отдаленных районов Хабаровского края и всех | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: