Хабаровск не прощается с «Золотой Маской»

zolotaya maska ViM

Три спектакля — лауреаты национальной театральной премии — собрали в дальневосточной столице полный аншлаг

На этот раз хабаровчан ждала исключительно драматическая афиша. «Золотая маска» в Хабаровске открылась жемчужинами русской классики — первые главы бессмертной эпопеи Льва Толстого «Война и мир» в одноименной сценической версии театра «Мастерская П. Фоменко» и «Дворянское гнездо» Ивана Тургенева в постановке МХТ имени А. П. Чехова. Зарубежную драматургию представил «Гамлет», режиссерский эксперимент Юрия Бутусова с актерами Московского художественного театра в разрезе современного прочтения вечно актуального Вильяма Шекспира.

 

«Война и мир» — начало романа

 

Артисты «Мастерской П. Фоменко» накануне спектакля встретились с журналистами, рассказали и о своем знаменитом театре, и о спектакле, который они называют «значимой частью нашего профессионального счастья».

 

Эта постановка создавалась, пожалуй, не менее скрупулезно, чем литературный первоисточник. Достаточно сказать, что премьера состоялась после шести лет (!) репетиций, а первые четыре месяца артисты просто читали роман — от первой до последней страницы. Стены гостиной в Центральном доме актера на Арбате, где проходили читки, заклеили старыми афишами, на которых расписывали сцены будущего спектакля, перечисляли персонажей. Последних, кстати, насчитали около полутора тысяч, но в постановке заняты всего пятнадцать актеров. Правда, большинство из них играют по две, а то и по три роли в одном спектакле. Большинство артистов известны широкой публике по экрану — Ксения Кутепова, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова и другие.

 

«Война и мир. Начало романа» иллюстрирует первые три главы четырехтомника — от салона мадам Шерер до драматического отъезда Андрея Болконского на войну. Рассказывают, что режиссер Петр Фоменко подумывал завершить действо эпилогом, в котором показывается, как в итоге сложились судьбы центральных персонажей, но отчего-то не стал. Возможно, тому причиной и так немаленькая продолжительность спектакля — 3 часа 40 минут. Впрочем, для «фоменок» это не показатель — некоторые постановки идут в их театре по пять, а то и шесть часов, а сами они говорят: «Если театру есть о чем поговорить со зрителем, он может быть очень подробным и неторопливым».

 

Вообще фоменковская «Война и мир» до премьеры пережила много интересных идей, например, многие горели желанием включить в спектакль батальные сцены, а кто-то предлагал одеть на зрителей в зале фуражки французских военных, чтобы усилить впечатление от обсуждаемой в романе войны с Наполеоном. В результате получилась история трех семей, разворачивающаяся в трех городах, на протяжении трех действий — своеобразная троица, так часто играющая сакральную, важную роль в российской жизни всех времен и, как оказалось, на театре тоже.

 

Несмотря на многие годы существования «Мастерской П. Фоменко», дух студийности так из него и не выветрился. С этой же целью однажды при театре была создана стажерская студия. В первый набор конкурс оказался 146 человек на место. Одной из избранных стала Вера Строкова, которая теперь играет Наташу Ростову — совершенно отличный от сложившихся стереотипов и вместе с тем очень точно отвечающий авторскому тексту образ.

 

Хабаровск на сегодняшний день — самая дальняя точка путешествия «Мастерской П. Фоменко». Хотя с этим одним из самых красивых своих спектаклей за одиннадцать лет его существования довелось объездить весь мир, включая территории самые экзотические. И подчас были совершенно неожиданные зрительские реакции. Например, в Японии зрители в едином порыве встали и ушли из зала на первом же антракте. Петр Наумович решил, что это тот самый провал, возможность которого он никогда не исключал. Но позже выяснилось, что виной японское отношение к культурным мероприятиям. Говорят, что японцы в театре напитываются впечатлениями, как сосуды, и как раз к концу первого акта им хватило. А в Колумбии 1200 зрителей непрерывно хохотали весь спектакль, в том числе во время монологов на серьезные политические темы, чем также вызвали недоумение русских артистов — вот такое необычное восприятие.

 

В краевом музыкальном театре оба показа «Война и мир. Начало романа» вызвали ожидаемый аншлаг. Пришлось даже поставить дополнительный ряд в партере, а часть зрителей — преимущественно артистов и творческих работников хабаров-ских театров, а также студентов театрального факультета ХГИИК — усадить в оркестровую яму. Таким образом «фоменки» в очередной раз проживали все драмы и трагедии бессмертного произведения буквально вплотную к зрителю, что, очевидно, ощутимо прибавило того самого эмоционального взаимодействия, которое так ценно для артистов. Тот же принцип изыскания дополнительных мест для желающих приобщиться к столичному театральному искусству продолжился и на следующих спектаклях «Золотой маски».

 

Воспитанники одного из знаковых мастеров современной отечественной режиссуры Петра Фоменко рассказали, что в репетиционном процессе возникала версия сделать спектакль в формате чтецкого театра. Отголоски этого видны во втором действии, где герои обыгрывают свое существование в сценическом пространстве с книгами в руках, в которые посматривают, «читая» свои монологи. Но все же это по-настоящему драматический театр, где есть место и сценическому движению (еще какому!), и музицированию.

 

В знаменитом и не слишком популярном среди предпочитающего малые формы широкого читателя многословии классика то и дело зарницами вспыхивают эпизоды, тормошащие погрузившегося в наслаждение несколько забытым литературным русским языком зрителя. Сцена флирта и последующего поцелуя Софи и Николая Ростова, забавный дубль этого архи-романтичного мероприятия в исполнении Наташи Ростовой и Бореньки, эпизод с вручением денег от графини Ростовой всеобщей родственнице Аннет — в таком монументальном и солидном произведении нашлось место для уморительно комичных сцен, которые впрочем отнюдь не сбивают с общего настроения происходящих событий.

 

По словам артистов, Фоменко мечтал, чтобы зритель по возвращении из театра дочитал оставшиеся три тома романа Толстого, и, признаться на личном опыте, ему это удалось.

 

Стоит отдать дань уважения художнику по костюмам Марии Даниловой — решение каждого образа позволяет почувствовать и понять героя с первых секунд его появления на сцене. Когда артист, только что игравший одного персонажа, в считанные мгновения перевоплощается в другого, выходя из кулис в совершенно ином внешнем облике и драматическом самочувствии, ему веришь и видишь словно впервые.

 

«Дворянское гнездо» в трех тонах

Фестивальную эстафету продолжили гастроли Московского театра имени А. П. Чехова, что для Хабаровска также событие экстраординарное. Бывший МХАТ, около ста лет назад открывший миру основы русской театральной школы и систему К. С. Станиславского, которая распространилась вскоре по всей планете и до сих пор остается главным методом актерской техники в мире, вряд ли доехал бы до восточного края России, если бы не региональный проект «Золотой маски». Естественно, что аншлаг был полным. Зрители пришли не только ради самого на сегодняшний день медийного в этом спектакле актера Дмитрия Дюжева, но и других известных артистов, завоевавших авторитет и зрительскую признательность как на драматической сцене, так и на широком экране за многие годы.

 

«Дворянское гнездо» в сценической версии МХТ — образчик буквального прочтения авторского текста, где персонажи живут в том времени и месте, о котором говорил классик. В первую очередь, это очень стройный, гармоничный, выверенный в малейших деталях спектакль, строгий, но красивый. «Говорящее» художественное оформление очень органично — декорации и костюмы выполнены всего в трех цветах. Гармония двух основных тонов, довольно нейтральных, четко структурирующих зри-тельное восприятие, — хлопково-белого и кофейно-коричневого — в остро-драматических моментах вдруг разрушается ярким изумрудно-зеленым пятном. В зеленом платье порхает по сцене ветреная жена Лаврецкого, в такого же колера сюртуке является претендент на руку и сердце Лизы Калитиной камер-юнкер Паншин. Каждое платье или мужской кюстюм не отвлекают внимание от самого персонажа, вместе с тем ненавязчивыми деталями раскрывая его роман жизни до того, как об этом расскажет сам герой.

 

Актерские работы сильные, остроиндивидуальные и вместе с тем сливающиеся в органичный ансамбль. Говорят, что этот спектакль задумывался «под Дюжева», но такой обидной для театра ситуации, когда зритель следит лишь за любимым лицом, раскрученным в популярных сериалах, в «Дворянском гнезде» нет. Не менее убедительны и ярки Варвара (Ксения Лаврова-Глинка), Лиза (Яна Гладких), Марья Дмитриевна (народная артистка РФ Наталия Егорова), Марфа Тимофеевна (народная артистка РФ Нина Гуляева), Лемм (заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Брусникин)...

 

Острая, богатая красота и совершенство настоящего русского языка, еще не искалеченные улично-лагерным арго и малопонятными американизмами; душевная тонкость, естественная по праву рождения интеллигентность, абсолютизм во мнениях, где белое никогда не станет чернее ни на тон — все обитатели «Дворянского гнезда» побуждают зрителя не только смотреть, но и слушать этот спектакль, делать выводы, пытаться искать пути решения сложных жизненных перипетий персонажей, сочувствовать, сопереживать.

 

Это очень музыкальный спектакль, в котором много поют, играют на фортепьяно. Вероятно поэтому в роли почти бессловесного, скорее вспомогательного персонажа Беленицына — профессиональный музыкант, концертмейстер Дмитрий Пресман. Впрочем, в некоторых картинах за клавишами оказывается не только он, но и другие действующие лица.

 

«Гамлет» по-питерски

 

Хабаровск давно не видел «Гамлета» в его буквальном про-чтении, не говоря уже о нестандартных режиссерских опытах с нетронутой временем трагедией Шекспира. Тем сильнее и нетерпеливей было ожидание приезда в дальневосточную столицу творения известного питерского режиссера-экспериментатора Юрия Бутусова с легендарной троицей Пореченков-Хабенский-Трухин в главных ролях. Их «Гамлет» — это история трех друзей и одновременно трех врагов. История длинная и запутанная, почти вдвое превышающая стандартный шекспировский двухчасовой регламент. В прологе, декорации которого то и дело прерывает знакомый со школы, но не всегда узнаваемый в бутусовской интерпретации сюжет, каждому зрителю видится свое. Можно принять протянутые через сцену веревки, сквозь которые пробираются персонажи, за колючую проволоку, окутавшую средневековую Данию. Кому-то вспоминаются евангельские волхвы, идущие на свет Вифлеемской звезды. А может, это электропровода, протянувшиеся над черным небом питерских окраин, уходящие в тусклые фонари, которые едва светят по бокам кулис, затененные смрадом большого холодного горо-да, где разбиваются сердца и творятся тайные злодейства?

 

Примечателен принцип распределения действующих лиц и исполнителей. Всегда второй, вечный друг героя, его коллега, напарник в многочисленных бандитско-ментовских сериалах, по которым страна узнала вышеназванную тройку артистов, — Михаил Трухин в этом спектакле наконец оказался в центре знаменитого трио. Его Гамлет — отнюдь не поэтически настроенный мальчик, рефлексирующий по поводу семейных неурядиц, но мстительный воин, прикрывающийся придуманным безумием как щитом, он стремится найти виновных и призвать их к равнозначному коварным преступлениям кровавому ответу. И вместе с тем — больной, мятежный, тоскующий, требующий от жизни и окружающих правды и только правды молодой мужчина, который отнюдь не хочет губить ростки чистой жизни вокруг себя.

 

Клавдий вечно загоняемого в рамки героя-любовника Кон-стантина Хабенского — злой гений-братоубийца, отвратитель-ное существо, которое убивает и калечит всех подряд с полным осознанием собственной правоты и безнаказанности. Его сколько-нибудь любовные сцены с Гертрудой — Мариной Голуб — не несут ни намека на нежные чувства, а наоборот замешивают ядовитый коктейль из низменной, животной похоти, заправленной щедрой порцией жажды власти.

 

Не менее органично в своей роли смотрится Михаил Пореченков. Брутальный мужчина с добавляющей ему привлекательной мужественности щетиной выходит из-за кулис настоящим шекспировским Полонием — царедворцем и интриганом, когда-то вынужденным, а теперь привыкшим и полюбившим шпионить и доносить, не жалея собственных детей; в прошлом адвокат и актер, который ныне лицемерит и совершает подлости, похоже, скорее, из любви к искусству, а не ради близости к кормушке и сохранения собственной, пропахшей преступлениями жизни.

 

Общее настроение от спектакля вводит зрителя в некое ощущение безнадежности, безвыходности и предопределенности. Безвинную жертву чужих разборок Офелию (Ольга Литвинова) не просто жалко — хочется ее воскресить и удочерить, забрать навсегда из этого смрадного болота. Тем пронзительней и обреченней слышится последний отчаянный выкрик принца Гамлета — дальше, действительно, тишина...

 

Заместитель директора МХТ имени А. П. Чехова Игорь Попов в эксклюзивном интервью газете «Приамурские ведомости» рассказал, что для их колектива расстояния — дело привычное, это подтвердили гастроли в столицу Приморья, а вот хабаровчане впервые познакомились с современным творчеством легендарного МХАТа. Виной тому огромные расходы, логично вытекающие из дальних расстояний. И если стоимость билетов на «золотомасочные» спектакли в Хабаровске варьировалось от 500 до 2000 рублей, то без поддержки правительства Хабаровского края, Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей Рф, а также участию Фонда Михаила Прохорова эта цифра уве-личилась бы как минимум втрое. Кстати, на некоторые спектакли основной сцены в самом МХТ цена билета может доходить до 7000 рублей. Что уже говорить о гастролях... Игорь Попов заявил: «Мы открыты для общения». Так что дело осталось за хабаровчанами и их готовности приобретать билеты за полную стоимость.

 

Вместо эпилога

 

Сложно поверить, что закончились эти волшебные дни, когда хабаровчане, сколько-нибудь любящие театр, наслаждались такой редкой для нашего края возможностью прикосновения к настоящему драматическому искусству признанных авторов, а не только убогой антрепризе, доносящей до Приамурья слабые отголоски тенденций столичной сцены. Впрочем, мы готовы ждать — пусть даже еще четыре года — следующего десанта мастеров сцены, которые расскажут дальневосточникам, невольным заложникам расстояний, о том, чем живет и дышит российский театр в наши дни. Тем более что организаторы проекта твердо заявили о готовности к постоянному сотрудничеству с нашим регионом.

Так что Хабаровск не прощается с «Золотой маской».

Елена РОМАНОВА.

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Хабаровск не прощается с «Золотой Маской» | | 2012-07-06 09:07:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Три спектакля — лауреаты национальной театральной премии — собрали в дальневосточной столице полный аншлагНа этот раз хабаровчан ждала исключительно драматическая афиша. «Золотая маска» в Хабаровске открылась жемчужинами русской классики — первые главы бессмер | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: