Фильм «Слова» как повод вспомнить об утраченных рукописях великих авторов

В фильме «Слова» молодой американский журналист в послевоенном Париже, опустошенный смертью маленькой дочери и разлукой с убитой горем женой, пишет роман, которому суждено стать великим. Жена писателя забывает рукопись в поезде, и автор навсегда теряет способность или желание писать.

Спустя много лет другой молодой американец Рори Дженсен, тоже начинающий писатель, случайно натыкается на пропавший манускрипт в парижском антикварном магазине. Мучимый невозможностью опубликовать собственные произведения, он выдает найденную рукопись за свою. Книга становится бестселлером, но писателю это не приносит счастья: он встречает Старика, настоящего автора шедевра, и тот открывает ему жестокую правду.

Позже мы узнаём, что первые две истории, на самом деле, рассказаны в романе еще одного писателя, Клея Хаммонда, и этот роман, возможно, является автобиографическим. Фильм заканчивается амбивалентно, и зрителям остается лишь строить догадки о том, что произошло на самом деле.

Интересно, что в основу фильма положена действительная история с пропавшими рукописями молодого Хемингуэя. Авторы «Слов» оставили в своем фильме намеки: так, Рори Дженсен с женой во время медового месяца посещают музей Хемингуэя в Париже; на полке в квартире безымянного Автора манускрипта стоит роман «И восходит солнце»…

***

В декабре 1922 года Хемингуэй, тогда молодой корреспондент американской газеты, встречается в Лозанне с Линкольном Стеффенсоном, известным журналистом левых взглядов. Стеффенсон впечатлен талантом начинающего автора и хочет прочесть все работы Хемингуэя. В то время будущий великий писатель жил в Париже со своей женой Хэдли Ричардсон. По просьбе мужа она собирает в портфель все его бумаги и отправляется в Швейцарию.

Во время стоянки поезда на Лионском вокзале Хэдли выходит из вагона, а когда возвращается, не находит портфеля с рукописями.

В то время Хемингуэй еще не смог опубликовать ни одну из своих литературных работ. Педантичная Хэдли взяла с собой не только все рукописи, но и черновики и копии. Сохранилось всего два рассказа: «Мой старик» (отосланный в один из журналов для публикации) и «У нас в Мичигане» (который лежал глубоко в ящике стола); позже эти рассказы вошли в первую из изданных книг Хемингуэя, «Три рассказа и десять стихотворений».

Фильм «Слова» как повод вспомнить об утраченных рукописях великих авторов

Хемингуэй с Хэдли в Швейцарии, 1922 год. Судя по всему, писатель только что узнал о потере всех трудов его жизни. В руках у Хэдли ружье, — так, на всякий случай?

Считается, что Хемингуэй был глубоко потрясен и обескуражен потерей. В письме к Эзре Паунду в январе 1923 года он напишет:

«Полагаю, что вы уже слышали о потере моей ювеналии [автор имеет в виду ювенилию, т.е. ранние работы – А.Ш.]. На прошлой неделе я ездил в Париж и понял, что Хэдли выполнила работу полностью, собрав все копии, дубликаты и т.д. Всё, что осталось от моих рукописей: три карандашных наброска стихотворения, которое я позже уничтожил, кое-что из переписки с Джоном МакКлюром [поэт и журналист из Нового Орлеана – А.Ш.], и несколько копий статей. Вы, конечно, скажете, что это «к лучшему» и т.д. Но мне такого не говорите. Я еще не готов это услышать».

В отличие от Старика из фильма «Слова», потеря не сломила Хемингуэя. Уже в следующем году выходят два его сборника: упомянутые выше «Три рассказа…» и «в наше время» [с маленькой буквы – А.Ш.], а в 1926 году опубликован блистательный «И восходит солнце», который некоторые литературоведы считают наиболее значительным романом автора.

Насколько известно, Хемингуэй не предпринимал сколько-нибудь существенных попыток найти свои рукописи. Согласно дневнику, он думал о том, чтобы предложить нашедшему награду в 150 франков (около 10 долларов). Означает ли столь ничтожная сумма, что потерянные манускрипты были не так уж важны для него?

***

Как поступил похититель, обнаружив в портфеле вместо денег или ценностей лишь бесполезную бумагу — разрозненные работы начинающего автора? Выбросил в Сену? Сжег? Спрятал на чердаке? Ясно одно: в отличие от героя фильма «Слова», он не стал публиковать их под своим именем – да и вряд ли такое было возможно.

Ранние рукописи Хемингуэя наверняка были несовершенны; и тем не менее, обнаружься они сегодня, стоили бы огромных денег. Впрочем, этого, почти наверняка, уже не произойдет – слишком много времени прошло.

***

Мысль о возможности прочесть утраченные или не написанные труды великих авторов очень заманчива. Посмотрев фильм «Слова» я вспомнил два произведения, где эта идея звучит.

Первое — «Вавилонская библиотека» Борхеса. Помните?

«…Библиотека всеобъемлюща… на ее полках можно обнаружить все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) или всё, что поддается выражению — на всех языках. Всё… гностическое Евангелие Василида, комментарий к этому Евангелию, комментарий к комментарию этого Евангелия… трактат, который мог бы быть написан (но не был) Бэдой по мифологии саксов, пропавшие труды Тацита».

Второе – новелла Кинга «УР», где протагонист чудесным образом получает доступ к библиотекам других миров, с иной историей и другими книгами великих писателей, существовавших и в нашем мире. Интересно, что Кинг тоже вспоминает о Хемингуэе:

«Он [Уэсли, герой рассказа – А.Ш.] нашел Эрнестa Хемингуэя в паре десятков из почти пятнадцати миллионов УРов и обнаружил как минимум двадцать произведений, о которых никогда не слышал. В одном из УРов Хемингуэй оказался автором детективных романов. Уэсли загрузил книгу под названием «Это кровь, дорогая!», и увидел, что это обычное бульварное чтиво, но написанное отрывистыми, энергичными предложениями, которые он узнал бы везде».

Источник: http://alexschneider.ru/2012/12/film-slova-kak-povod-vspomnit-ob-utrachennykh-rukopisyakh-velikikh-avtorov/

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Фильм «Слова» как повод вспомнить об утраченных рукописях великих авторов | | 2012-12-08 23:40:00 | | Технологии и новости мира IT | | В фильме «Слова» молодой американский журналист в послевоенном Париже, опустошенный смертью маленькой дочери и разлукой с убитой горем женой, пишет роман, которому суждено стать великим. Жена писателя забывает рукопись в поезде, и автор навсегда теряет способн | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: