Онлайн-шопинг: покупателей мало, инвесторов много

Онлайн-шопинг: покупателей мало, инвесторов много Рынок электронной торговли в России оценивается в 10-11 млрд долларов. Фото: PhotoXPress

По словам экспертов, из-за недостаточной прозрачности в этом секторе рынка, реальный объем годовых вложений может достигать миллиарда долларов.

По прогнозам East-West Digital News, к 2015 году российский рынок вырастет до 23-30 млрд долларов, а к 2020 году может составить 40-60 млрд.

Самой большой популярностью у инвесторов пользуются интернет-магазины. Бизнесмены верят в перспективность рынка, несмотря на существующие в России барьеры для его развития: проблемы с доставкой товаров, недоверие со стороны потребителей, непопулярность безналичных платежей и дороговизну аренды.

По итогам первого квартала 2012 года, в России было 58 млн интернет-пользователей. В 2011 году каждый третий пользователь совершал покупки в Интернете.

Из всех видов электронной коммерции особенно быстро растет сектор продаж туристических услуг — на 70-80% в год.

Тайные сделки

За год инвестиции в российские интернет-компании выросли более чем в два раза, при этом размер средней сделки уменьшился.

По официальным данным, в прошлом году объем инвестиций в российский Интернет составил 537 млн долларов, но из-за недостатка прозрачности в этом секторе можно предположить, что общий размер вложений был больше — около 1 млрд долларов, полагает старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов.

При этом средний размер сделки стал меньше. Сильнее всего сократились инвестиции на самых ранних — «посевных» — стадиях.

«Появились инвесторы, которые раскрывают, какие суммы они вкладывают на ранних этапах. Есть инвесторы, которые немного денег дают, а есть инвесторы, которые раскрывают небольшие инвестиции. Это «потянуло» средний размер сделки вниз», — объясняет Куликов.

На ранних стадиях инвесторы осторожничают и дают меньше денег, отмечает эксперт. Размер средней сделки в 2011 году на ранних стадиях стартапа почти в 300 раз меньше, чем на последних.

Онлайн-магазин: 7 лет до первой прибыли

«Интернет каждый год создает компании, которых раньше не было, которые создают новые сегменты, — рассказал в интервью Би-би-си Оскар Хартманн, основатель сайта KupiVIP. — Такая динамика появляется в каких-то секторах, но редко, например, после изменения законов или после войны».

По оценкам Fast Lane Ventures, 344 млн долларов было вложено в стартапы в области интернет-торговли. Рынок электронной коммерции эксперты оценивают в 10-11 млрд долларов. Это в двадцать раз меньше американского рынка и в восемь раз — британского, посчитали эксперты сайта East-West Digital News.

Российский рынок можно сравнить с итальянским или бразильским, но темпы роста у Бразилии в полтора раза выше, чем у России.

Инвестиции в интернет-магазины идут с большим отрывом от инвестиций в другие виды онлайн-компаний, например, видео или производителей программного обеспечения. Хотя втроем они составляют тройку лидеров по размеру инвестиций, если не считать поисковиков Yandex и Mail.ru или соцсетей «ВКонтакте» или Odnoklassniki, которые, однако, стартапами уже назвать нельзя.

Чтобы создать интернет-магазин, кроме вложений в сайт, персонал и маркетинг, нужно потратиться на склад и логистику, объясняет Андрей Куликов.

«Размер команды [сотрудников] в электронной коммерции больше, чем в других интернет-компаниях, — добавляет эксперт. — Кроме этого, инвестиции в электронную коммерцию начинают возвращаться далеко не сразу, и окупаемость таких проектов очень длинная».

Например, крупнейший интернет-ритейлер в мире Amazon, основанный в 1994 году, получил первую прибыль в 2001 году. При этом развитие компании совпало с кризисом доткомов в Америке.

Кроме того, в России выше стоимость аренды и сложнее организовать логистику.

Ждать курьера шесть часов

«В мире 90% всех билетов на концерты, игр и отелей покупают в Интернете», — рассказал Би-би-си вице-президент по работе с клиентами и рынками PricewaterhouseCoopers Дональд Алмейда.

В России доля покупок в Интернете не превышает 1,5%, посчитали аналитики сайта East-West Digital News. Это больше, чем, например, в Италии, но меньше, чем в среднем по Европе. Больше всего покупают в Интернете в США — 12% покупок совершается онлайн.

Российский покупатель все еще не доверяет интернет-магазинам, уверен директор по развитию бизнеса Ozon-Travel Дмитрий Яковлев.

«Есть большое количество людей, которые считают, что их обманут, что им продадут не тот размер одежды, привезут некачественный товар или люди просто исчезнут. Из-за этого популярны модели, при которых курьеру платят наличными после доставки», — рассказывает Яковлев.

Оплата покупок в интернет-магазине Ozon.ru на 80% производится наличными деньгами, рассказывает Дмитрий Яковлев, в то время как покупатели Ozon-Travel 70% сделок оплачивают онлайн.

«В России трудно доставлять посылки почтой, у нас дорогие склады, дорогая логистика и пока еще плохо платят карточками», — добавляет Андрей Куликов.

«Перед тем, как открывать свой магазин, я специально поставила эксперимент и все заказывала в Интернете, — рассказала Би-би-си предприниматель, открывшая свой интернет-магазин по продаже женской одежды американских марок. — Мне звонили курьеры и сообщали, что приедут в течение шести часов! Как можно, живя в таком динамичном городе, как Москва, быть на одном месте в течение шести часов!».

Екатерина Дробинина
Бизнес-корреспондент Би-би-си, Москва
 

Источник: http://www.bfm.ru/articles/2012/06/30/onlajn-shopping-pokupatelej-malo-investorov-mnogo.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Онлайн-шопинг: покупателей мало, инвесторов много | | 2012-06-30 16:33:00 | | Технологии и новости мира IT | | Рынок электронной торговли в России оценивается в 10-11 млрд долларов. Фото: PhotoXPress По словам экспертов, из-за недостаточной прозрачности в этом секторе рынка, реальный объем годовых вложений может достигать миллиарда долларов. | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: