Громкий скандал в BBC

Британская вещательная корпорация BBC оказалась в центре громкого скандала, ввергнувшего эту общественную телерадиокомпанию в самый глубокий кризис за последние годы, который стал причиной отставки генерального директора Джорджа Энтуисла. Он занял этот пост только в сентябре, сменив Марка Томпсона.

Причиной скандала стала передача, создатели которой безосновательно обвинили в педофилии видного политика и бизнесмена, владельца крупной строительной компании, бывшего казначея Консервативной партии лорда Макалпайна, известного своей близостью к бывшему премьеру Маргарет Тэтчер. Макалпайн также известен тем, что в 1998 году по его приглашению в Лондон приезжал бывший лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов /он встретился с Тэтчер во время званого обеда в отеле "Ритц", на котором присутствовал узкий круг бизнесменов и политиков/.

Имя Макалпайна не было названо в передаче – журналистском расследовании, подготовленном для вечерней информационно-аналитической программы второго канала BBC "Ньюснайт".

Источником обвинений был 49-летний Стивен Месшем, который в детстве и юности был воспитанником приюта в Северном Уэльсе, где он вместе с другими детьми стал жертвой действовавшей в этом регионе в 1970-80-е годы группы педофилов. Месшем заявил создателям передачи, что среди преступников якобы был видный политик-консерватор. Хотя имя не было названо в программе, личность предполагаемого "преступника" была известна создателям передачи, а также, очевидно, некоторым людям, с которыми они общались.

Вскоре после выхода программы в эфир в интернете и социальных сетях стали циркулировать сообщения, где раскрывалось имя политика, которого якобы имели в виду авторы программы – лорда Макалпайна. В числе знаменитостей, "заклеймивших" Макалпайна в "Твиттере", были левый журналист, автор поддерживающей лейбористов газеты The Guardian Джордж Монбио, а также известная "светская львица" Салли Беркоу, жена спикера британского парламента консерватора Джона Беркоу. Оба они принесли извинения Макалпайну, когда высинилось, что обвинения были необоснованными. Лорд выразил возмущение инсинуациями в свой адрес и пообещал подать в суд на СМИ, которые опубликовали ложные сведения о нем.

Помимо Макалпайна в интернете циркулировали и другие имена якобы "педофилов", вина которых не была доказана. Судя по сообщениям СМИ, среди них было несколько людей из окружения Маргарет Тэтчер, что было воспринято особенно болезненно многими консерваторами, для которых "железная леди" воплощает эпоху расцвета их партии. Хотя стоит отметить, что некоторые политики-консерваторы охотно делились с прессой своими подозрениями в адрес нескольких соратников по партии.

Эти слухи стали поводом для скандальной сцены, увиденной телезрителями. 8 ноября в прямом эфире телеканала ITV ведущий передал премьер-министру Дэвиду Кэмерону взятый из интернета список предполагаемых "педофилов". Журналист попросил премьера прокомментировать его. При этом листок со списком оказался в поле зрения телекамеры, и фигурирующие в нем имена людей, которые подозревались на основе слухов, могли быть прочитаны телезрителями, что вызвало всеобщее возмущение в Великобритании.

Премьер, не ожидавший такого подвоха /темой передачи должна была стать правительственная программа помощи пожилым людям, страдающим болезнью Альцгеймера/, не стал знакомиться со списком. Он сказал, что преступления педофилов должны быть расследованы и наказаны, однако предупредил, что эти разоблачения не должны превращаться в "охоту на ведьм", направленную против гомосексуалистов.

Консервативные публицисты, в частности, авторы газеты The Daily Telegraph, усмотрели в обвинениях в адрес консерваторов злой умысел соперников-лейбористов. Эти авторы также расценили скандал как доказательство того, что среди журналистов BBC якобы преобладают люди левых взглядов, проводящие в своих программах собственную идеологическую линию на дискредитацию консерваторов. В частности, такое мнение высказал бывший министр правительства Тэтчер Норман Теббит, который потребовал "очищения" BBC.

Подозрения о якобы существовавшей в прошлом сети влиятельных педофилов, среди которых был помощник одного из бывших премьер-министров Великобритании, впервые высказал в октябре депутат парламента от партии лейбористов Том Уотсон. В прошлом он сыграл важную роль в разоблачении злоупотреблений журналистов газет медиа-магната Руперта Мердока, занимавшихся прослушиванием телефонов знаменитостей.

Сразу после заявления Уотсона, прозвучавшего во время выступления премьер-министра в парламенте, Дэвид Кэмерон дал указание провести новое расследование случаев педофилии в приютах Северного Уэльса. Эти преступления были расследованы в 1990-е годы специальной комиссией, созданной по указанию занимавшего в то время пост министра по делам Уэльса консерватора Уильяма Хейга, который сейчас является министром иностранных дел. По словам Месшема, он заявлял сотрудникам комиссии о своих обвинениях в адрес политика-консерватора, однако его слова якобы безосновательно были проигнорированы.

Буквально через несколько дней после выхода в эфир программы "Ньюснайт" сенсация оказалась блефом. Стивен Месшем заявил, что он обознался, и что Макалпайн не был человеком, который насиловал воспитанников детского приюта. Выяснилось, что создатели передачи даже не показали Месшему фотографию Макалпайна, чтобы удостовериться, что обвинения обоснованы.

Этот факт вызвал у публики серьезные сомнения в профессионализме журналистов BBC, хотя программа "Ньюснайт" является одной из наиболее известных и престижных. Выяснилось, что перед тем, как снять программу, журналисты советовались с юридическими консультантами BBC и те, судя по всему, не высказали никаких сомнений, несмотря на шаткость предполагаемых доказательств.

Более того, программа с тяжкими обвинениями в адрес анонимного "видного консерватора" была подготовлена для BBC не ее собственными журналистами, а коллективом Бюро журналистских расследований – структуры, действующей при университете лондонского Сити.

После того как выяснилась ложность обвинений, генеральный директор BBC Джордж Энтуисл 10 ноября был вынужден подать в отставку. Он взял на себя ответственность за программу, о создании и выходе в эфире которой он, как оказалось, не был уведомлен. Авторы программы советовались с менеджерами BBC, и разрешение на ее создание дал глава пятого канала радио BBC Адриан Ван Клаверен, который исполнял обязанности руководителя новостного вещания. Генеральный директор BBC, по его словам, узнал о программе только после того, как она вышла в эфир. Это вызвало у общественности вопрос о том, насколько эффективно руководство корпорации контролирует действия своих сотрудников.

В последний раз кризис подобного масштаба BBC переживала в 2004 году. Причиной тогда стала передача четвертой программы радио BBC, в которой говорилось, что лейбористское правительство Тони Блэра годом ранее исказило данные разведки о якобы имеющемся у Ирака оружии массового поражения, чтобы оправдать вторжение в эту страну. Источником этих сведений был эксперт министерства обороны доктор Дэвид Келли. Его имя как источника разоблачений попало в прессу. Ученый был вызван для опроса в парламентский комитет по иностранным делам. После этого Келли, находившийся в состоянии стресса, покончил с собой. Независимая комиссия во главе с судьей лордом Джеймсом Хаттоном пришла к выводу, что обвинения BBC в адрес британского правительства в искажении "иракского досье" были необоснованными. После публикации подобного вывода подали в отставку генеральный директор корпорации Грег Дайк и председатель Треста BBC Гэвин Дэвис.

Как прогнозируют эксперты в сфере медиа-бизнеса, Джордж Энтуисл, руководивший творческим коллективом BBC всего 54 дня, - не последняя "жертва" скандала в высших эшелонах ее руководства. В прессе раздаются призывы к отставке другого руководителя корпорации – лорда Криса Паттена, бывшего крупного деятеля Консервативной партии, который ныне возглавляет Трест BBC, наблюдательный совет корпорации, функция которого – отстаивать общественные интересы в творческой и деловой политике корпорации.

Комментаторы тут же заподозрили, что причиной выхода в эфир злополучной программы могла быть попытка некоторых сотрудников BBC отвлечь внимание общественности от другого скандала на почве педофилии, разгоревшегося около месяца назад, в центре которого оказалась BBC. Причиной в этом случае стали обвинения в преступлениях против подростков, выдвинутые против ныне покойного телевизионного ведущего Джимми Сэвила. Скончавшийся в прошлом году в возрасте 84 лет эксцентричный шоумен был одной из главных "звезд" телевидения BBC и вел популярные музыкальные и развлекательные передачи.

Сэвил был ведущим программы "Top оf the Pops" /"Самые популярные"/, выходившей в эфир с 1964 по 2006 год. В ней выступали "звезды" современной музыки, такие как The Beatles, The Rolling Stones, Дэвид Боуи. Эта программа одной из первой в истории мирового телевидения стала показывать в эфире музыкальные видеоклипы.

С 1975 по 1995 год Сэвил также вел передачу BBC "Jim'll Fix It" /"Джим все устроит"/. По сюжету программы, ведущий исполнял пожелания и мечты телезрителей, в первую очередь детей, - например, спеть вместе с группой ABBA или встретиться с боксером Мухаммедом Али.

Выяснилось, что Сэвил совершал свои преступления в отношении детей и подростков на протяжении более чем четырех десятилетий и оставался безнаказанным благодаря своей славе "звезды" шоу-бизнеса. Жертвы его преступлений опасались позора, а также боялись обвинить столь популярного у публики человека, считая, что им не поверят. Первоначально с обвинениями в адрес Сэвила выступили несколько женщин, однако вскоре число предполагаемых жертв, заявивших в полицию, выросло до более чем 300.

По словам ветеранов BBC, некоторые коллеги Сэвила, в том числе прежние руководители корпорации, имели информацию об извращенных наклонностях, но не заявляли на него в полицию, опасаясь, что скандал повредит репутации BBC. В связи с этими шокирующими разоблачениями в прессе высказывается мнение, что причиной такой вопиющей ситуации стала распространенная среди сотрудников BBC культура, пропитанная духом элитарности и презрения к рядовому человеку.

Подозрения, что журналисты "Ньюснайт" сняли скандальный сюжет, чтобы отвлечь внимание и защитить BBC от критики, усилились в связи с тем, что в адрес передачи были выдвинуты обвинения в замалчивании фактов о преступлениях, в которых обвиняют Сэвила. В конце прошлого года коллектив репортеров "Ньюснайт" намеревался снять программу, посвященную обвинениям в адрес знаменитого телеведущего, однако по каким-то причинам было принято решение отказаться от подготовки передачи. Интервью с группой женщин, заявляющих, что в юности они подверглись насилию со стороны Сэвила, было снято и показано на другом телеканале. Обозреватели предполагают, что сотрудники BBC в очередной раз не хотели "выносить сор из избы" и решили не компрометировать корпорацию.

В течение последних месяцев скандал вокруг Сэвила и BBC не сходит в первых страниц британских газет, как бульварных, так и серьезных, что не удивительно, учитывая тяжесть преступлений, о которых идет речь, а также то, что их жертвами стали дети и подростки.

В британский политических кругах и в прессе звучит тезис о том, что скандал, вызванный разоблачением Сэвила и безосновательными обвинениями в адрес Макалпайна, подорвал общественное доверие к BBC и ее информации. А уровень этого доверия действительно очень высок. Британцы привыкли считать государственную телерадиокомпанию, в отличие от частных средств массовой информации, защитницей общественных интересов.

Согласно социологическому опросу, проведенному в ноябре 2011 года государственной комиссией "Офком", регулирующей рынок коммуникаций и массовой информации, 59% британцев заявили, что доверяют информации BBC. Второе место с рейтинге общественного доверия с большим отрывом заняли новостные передачи крупнейшей частной телевизионной телекомпании ITV – с показателем в 7%. Ни одна из британских газет не имела показатель доверия выше двух процентов. По данным газеты Financial Times, ныне рейтинг доверия BBC упал ниже 50%, однако по-прежнему остается высоким.

Некоторые медиа-комментаторы полагают, что британские газеты воспользовались моральным кризисом, в котором оказалась BBC, чтобы восстановить свою репутацию. Она оказалась подорванной в результате скандала, вспыхнувшего в прошлом году из-за обвинений в адрес газетных репортеров, прослушивавших телефоны политиков, "звезд" шоу-бизнеса и других известных людей.

По мнению обозревателей, защищающих BBC, скандалом могут воспользоваться конкуренты корпорации, которые рассчитывают укрепить свои позиции на медиа-рынке. В числе конкурентов - в первую очередь могущественный медиа-магнат Руперт Мердок. Именно его газеты оказались в центре скандала вокруг прослушивания телефонов, который грозит разрушить созданную им империю. По мнению аналитиков, кризис империи Мердока поставил под сомнение переход руководящих полномочий от престарелого Руперта к его сыну Джеймсу. В последнее время как вполне вероятный обсуждался сценарий продажи австралийским магнатом его британских газетных активов, в числе которых знаменитая британская газета The Times.

В своих недавних комментариях в блоге в сети "Твиттер" Мердок призвал правительство консерватора Дэвида Кэмерона взять ситуацию вокруг BBC под контроль правительства. "Неразбериха вокруг BBC дает Кэмерону прекрасную возможность должным образом реорганизовать великую вещательную компанию", - заявил Мердок. "Необходимо расследование, в котором приняли бы участие как критики, так и сторонники BBC", - говорится в другом "твите" Мердока.

Под реформой критики BBC подразумевают масштабную перестройку ее управленческой структуры, которая может повлечь массовые отставки среди высших менеджеров. В пользу "структурной" перестройки корпорации выступил также глава ее Треста лорд Паттен.

Однако, по информации газеты The Guardian, Дэвид Кэмерон не спешит воспользоваться советом Мердока и не считает, что кризис BBC принял "экзистенциальные" масштабы, то есть, угрожает самому существованию корпорации. Несмотря на то, что BBC часто занимает критическую позицию в отношении правительства, государственная корпорация не ведет собственных политических игр, чем постоянно занимаются медиа-магнаты, в первую очередь Мердок. Уже более четырех десятилетий он имеет заслуженную репутацию человека, способного повлиять на исход парламентских выборов, что дает ему возможность диктовать свои условия политикам и правительствам.

Пришедший к власти в 2010 году при поддержке Мердока Дэвид Кэмерон в последнее время пытается ослабить влияние слишком могущественного медиа-магната. Поэтому можно предположить, что ослабление BBC, которое приведет к усилению Мердока, не выгодно нынешнему премьеру так же, как и большинству британских политиков. В последнее время почти никто из них не поддерживает дружеских отношений с этим газетным и телевизионным "бароном". Исключение составляет мэр Лондона Борис Джонсон, которого считают "восходящей звездой" Консервативной партии и который, по мнению прессы, может составить конкуренцию Кэмерону ближе к будущим выборам, предстоящим в 2015 году.

По иронии судьбы, скандал вокруг BBC разгорелся, когда корпорация отмечает 90-летний юбилей. Генеральный директор Джордж Энтуисл подал в отставку в день, когда в эфире BBC шли юбилейные программы, посвященные 90-летнюю ее первой радиотрансляции. BBC встретила юбилей не только на фоне скандала, подорвавшего ее репутацию, но и в непростых условиях сокращения финансирования, что также способствует ослаблению ее позиций в медиа-пространстве.

 

Вещательная корпорация была основана 18 октября 1922 года. Сначала она была частной компанией, но в 1927 была преобразована в организацию общественного радиовещания. Экспериментальные телепрограммы корпорация передавала с 1932 года, а с 1936 года она начала вещать в телеэфире на регулярной основе.

В 1932 году BBC начала мировое вещание. Первая передача BBC на русском языке вышла в эфир в июне 1941 года. Тогда корпорация передала перевод речи премьер-министра Уинстона Черчилля, в которой он говорил об агрессии нацистской Германии против Советского Союза.

В годы войны в передачах BBC на русском языке рассказывалось о борьбе союзников с гитлеровской Германией. Выпуски теленовостей на русском раз в неделю передавали из студий BBC два представителя ТАСС. К регулярному вещанию на Советский Союз BBC приступила с началом "холодной войны" в 1946 году.

Сегодня BBC – одна из крупнейших в мире медиакорпораций, она осуществляет как внутреннее, так и внешнее, радио- и телевещание, а также распространяет информацию через свои интернет-сайты. BBC не размещает рекламу. Ее деятельность финансируется за счет ежегодных взносов в размере 145 фунтов /230 долларов или 7275 рублей/, которые платят все британские домохозяйства, имеющие телевизор. Корпорация получает коммерческие доходы от продажи дисков с созданными для ее эфира телевизионными фильмами и передачами, а также с музыкальным записями из ее фонотеки. Ежегодный бюджет BBC составляет около 5 млрд фунтов /около 8 млрд долларов/.

Политика резкого сокращения госрасходов, которое проводит правительство Великобритании, не обошла стороной и BBC. В 2010 году правительство заморозило размер ежегодного взноса телеабонентов сроком на пять лет. Бюджетное финансирование, из которого оплачивается работа Всемирной службы, также было урезано. Чтобы сократить расходы, руководство корпорации приняло решение продать треть принадлежащей ей недвижимости.

В начале прошлого года глава треста BBC Крис Паттен в интервью The Daily Telegraph заявил, что корпорация должна сократить внутреннее вещание, чтобы сохранить в неизменном объеме Всемирную службу. С этой целью он предложил сократить объем спортивных трансляций, а также полностью упразднить третий /развлекательный/ или четвертый /культурно-просветительский/ каналы телевидения BBC. Кроме того, Паттен не исключил прекращения дневного вещания на втором канале. Правда, сейчас, полтора года спустя, ни одна из этих радикальных идей пока не была воплощена в жизнь.

В нынешнем сезоне BBC решила сэкономить 150 млн фунтов на покупке прав на трансляцию автогонок "Формулы-1", приобретя их "в складчину" с компанией спутникового телевидения Sky /принадлежащей Руперту Мердоку/. В результате впервые в истории популярные гонки передаются по общедоступным государственным телеканалам в урезанном виде. Британцы вынуждены платить за кабельное ТВ, чтобы увидеть соревнования в полном объеме.

Матчи английского футбольного дивизиона стали "не по карману" государственной телекомпании еще в 1992 году, когда была основана Премьер-лига. BBC показывает только их короткие отрывки. В прямом эфире в Британии игры Премьер-лиги передаются только по платным каналам.

В прошлом году Всемирная служба BBC прекратила радиовещание на ряде языков, в том числе на русском. С марта 2011 года Русская служба корпорации распространяет свою информацию исключительно в Интернете. Ряд британских политиков заявили, что сокращение иновещания BBC приведет к уменьшению влияния Великобритании в мире.

Между тем, глава Всемирной службы BBC Питер Хоррокс заявил в недавнем интервью ИТАР-ТАСС: "Русская служба BBC по-прежнему очень важна для нас. Несмотря на то, что мы изменили способ передачи информации нашей службы, используя интернет-платформы и возможности наших партнеров для трансляции наших радио- и телепередач, потребность в достоверных и непредвзятых новостях в России не только сохраняется, но и растет".

Впрочем, оптимизация расходов на BBC не является тенденцией последних двух с половиной лет, когда у власти находится правительство Кэмерона. За последнее десятилетие штат корпорации был сокращен на семь тысяч человек. Именно в кадровом кризисе, недостатке опытных сотрудников, прежде всего журналистов, некоторые комментаторы видят причину нынешних скандалов. Такого мнения придерживается, в частности, известный телеведущий BBC Джонатан Димблби. "Где больше всего были заметны все эти сокращения? - спрашивает Димблби. - Отнюдь не среди руководящего персонала, а прежде всего в секторе новостей, который является передовой линией, определяющей миссию BBC", - констатирует журналист.

При этом надо отметить, что, несмотря на скандал и пошатнувшуюся репутацию BBC, никто в Британии не выдвигает идею ликвидации или приватизации корпорации. Большинство критиков выступают за сохранение финансирования компании за счет взносов и не предлагают разрешить компании размещать рекламу.

Источник: http://tasstelecom.ru/articles/one/3736

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Громкий скандал в BBC | | 2012-11-22 22:57:53 | | Связь и телекоммуникации | | Британская вещательная корпорация BBC оказалась в центре громкого скандала, ввергнувшего эту общественную телерадиокомпанию в самый глубокий кризис за последние годы, который стал причиной отставки | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: