Отладка JavaScript для начинающих

В последние несколько лет благодаря появлению различных библиотек, таких как jQuery и Prototype, JavaScript завоевал лидирующее место среди языков для создания скриптов для веб проектов. Растущая популярность и простота использования привела к появлению полноценных приложений, например, Gmail, которые содержат тысячи строк JavaScript, выдвигающих к команде разработчиков повышенные требования к уровню владения инструментарием.

Результатом увеличения сложности приложений является необходимость в наличии мощных инструментов для отладки, которые позволяют быстро и эффективно найти источник ошибки. Простой вывод значений переменных с помощью функции alert() потерял свою актуальность.

В данном уроке проводится краткий обзор возможностей современных инструментов разработчиков, которые помогают сделать отладку JavaScript кода более простым процессом. Основное внимание будет уделяться возможностям браузера Chrome и дополнения Firebug для FireFox, но большинство описанных функций доступны и в других инструментах, например, Dragonfly для Opera.

 

Консоль - общий взгляд

В большинстве программ для разработчиков самым лучшим другом программиста будет консоль. Многоцелевая панель используется для журналирования сообщений об ошибках, проверки DOM, отладки кода JavaScript и множества других задач. В зависимости от браузера консоль вызывается разными командами (кроме прямого выбора через меню):

  • в браузере Chrome и Dragonfly для Opera – Ctrl + Shift + I
  • Firebug - F12

Консоль автоматически выводит ошибки в коде, которые выявляются в ходе выполнения скрипта. Файл и строка указываются рядом с ошибкой, а нажатие клавиши мыши на ошибке перемещает фокус ввода в соответствующее ей место.

 

Данные выводим в консоль

Консоль может не только показывать ошибки в коде скрипта. С помощью Console API и Command Line API можно управлять выводом данных в консоль.  Самая известная и полезная команда .log().

При разработке кода формы очень полезно знать значения переменных, чтобы проверять правильность работы кода. Обычной практикой является использование функции alert() для визуального контроля. Однако, использование такого метода блокирует выполнение остальной части кода до нажатия кнопки в окне диалога.

Современным решением является использование метода console.log, который выводит значения переменных на панель консоли:

console.log(“Captain’s Log”); // выводит “Captain’s Log” в панель консоли

Метод можно использовать для вывода вычисленных значений:

function calcPhotos() { 
       total_photos_diff = total_photos - prev_total_photos;
       // Выводим значения переменных в консоль
       console.log(total_photos_diff);
}

Преимуществом такого подхода по сравнению с методом использования диалога alert() является то, что выполнение кода не прерывается, и разработчик может несколько раз выводить значения переменных для наблюдения за изменениями данных в реальном времени.

var t = 3,
    p = 1;
 
 
function calcPhotos(total_photos, prev_total_photos) {
        var total_photos_diff   = total_photos - prev_total_photos;     
        
        // Выводим значения в консоль
        console.log(total_photos_diff);
        
        // Обновляем значения
        t = t*1.3;
        p = p*1.1;
}
 
 
setInterval(function() {
        calcPhotos(t,p);
},100);

 

Выделение сообщений

В выше приведенном примере цикл будет выводить много значений переменных в консоль. Однако, часто бывает удобно визуально разделять различные данные, чтобы эффективно выделять в коде места, требующие повышенного внимания. Для решения таких задач Console API имеет несколько методов.

console.info(): выводит иконку "информация" и выделяет цветом представляемую информацию. Данный метод удобно использовать для предупреждения о различных событиях.

console.warn(): выводит иконку "предупреждение"  и выделяет цветом представляемую информацию. Удобно использовать для информации о выходе параметров за рамки ограничений.

console.error(): выводит иконку "ошибка" и выделяет цветом  представляемую информацию. Удобно использовать для представления информации об ошибках и критических условиях.

Примечание: инструмент разработчика Chrome не имеет средств для различного представления информации в консоли.

 

Группировка вызовов метода .log()

Использование различных методов для вывода информации в консоль позволяет представить данные в наглядном виде. Представление информации можно улучшить с помощью объединения в блоки. Используется метод console.group():

// Первая группа
console.group("Photo calculation");
      console.info("Total difference is now " + total_photos_diff);
      console.log(total_photos_diff);
console.groupEnd();
 
// Вторая группа
console.group("Incrementing variable");
       console.log("Total photos is now: " + t);
       console.log("Prev total photos is now: " + p);
console.groupEnd();

Данный пример сгруппирует информацию в консоли. Визуально е представление будет различаться в разных браузерах, на рисунке ниже представлен вид в Dragonfly для Opera:

Выше приведенные примеры представляют небольшой список доступных методов из Console API. Имеется много других полезных методов, которые описаны на официальной странице Firebug.

 

Прерывание хода выполнения скрипта

Вывод информации в консоль является полезным средством, но код может выполняться очень быстро и при этом отслеживать много переменных.

Чтобы облегчить процесс отладки можно прерывать ход выполнения кода в определенной точке с получением доступа к данным. Для этого использутся точки прерывания.

Работаем с точками прерывания

Для установки точки прерывания нужно перейти на закладку 'Scripts' и выбрать нужный скрипт из списка. Теперь ищем строку, где нужно прервать ход выполнения скрипта, и жмем на поле с номером строки для активации - появится визуальный индикатор. Теперь перегружаем страницу и выполнение кода прервется в заданной точке:

Когда выполнение прервется, можно поместить курсор мыши над любой переменной и отладчик выведет подсказку со значением в текущий момент.

Затем можно продолжить выполнение кода с помощью специальных кнопок, которые располагаются вверху боковой панели:

 

  • “Continue”: продолжает выполнение кода до следующей точки прерывания.

 

  • “Step Over”: выполняет следующую строку кода. Если код вызывает другую функцию, то отладчик не будет "погружаться" в ее код.

 

  • “Step Into”: похоже на "Step over", за исключение того, что при вызове функции, отладчик переходит к первой строке внутри кода функции.

 

  • "Step Out": если вы вошли в код функции с помощью кнопки "Step Into", то нажатие кнопки "Step out" вызовет выполнение кода функции до конца и переход к родительской функции.

На боковой панели можно отслеживать изменение состояния кода, включая динамику локальных и глобальных переменных.

Условные точки прерывания

В процессе отладки кода иногда требуется останавливать выполнение кода только при соблюдении определенных условий. Например, если в вашем скрипте есть цикл, каждая итерация которого совершается за 50 миллисекунд, то будет очень неудобно запускать процесс выполнения после остановки на каждом шаге, когда нам нужна лишь 300 итерация. Для таких случаев есть условные прерывания.

В примере на рисунке выполнение кода не будет прерываться до тех пор, пока значение перменной total_photos_diff не станет больше 200.

Для активации условного прерывания нужно нажать правую клавишу мыши на точке прерывания и выбрать пункт 'Edit Breakpoint' для вывода диалога редактирования условий формирования прерывания.

Установка точки прерывания в коде

Не всегда удобно устанавливать точки прерывания с помощью интерфейса инструмента разработчика в браузере. Иногда проще запустить отладчик из кода специальной командой. В примере, приведённом ниже, показано, как вы можете прервать выполнение кода при соблюдении определенных условий:

if (total_photos_diff > 300) {
          debugger;     // запускаем отладчик и прерываем выполнение кода
}

 

Другие способы прервать выполнение кода

Кроме использования точки прерывания инструмент разработчика предоставляет другие возможности остановить выполнение кода в разных случаях.

Остановка при изменении DOM

Если вам нужно отладить часть кода, которая управляет изменениями DOM, то инструмент разработчика предоставляет в ваше распоряжение способ остановки выполнения кода при изменениях узла DOM.

На панели кода HTML при нажатии правой кнопки мыши на нужном элементе можно выбрать условия остановки кода (изменение атрибутов, добавление/удаление потомков, удаление элемента) при изменении DOM. Перегрузите код и при изменении элементов выполнение кода остановится.

Остановка при появлении всех или необрабатываемых исключений

Большинство инструментов разработчика позволяют останавливать выполнение скрипта при появлении исключений. В Chrome данный функционал может быть включен с помощью иконки 'Pause' в нижней строке интерфейса.

Можно выбрать, для каких исключений будет выполняться остановка выполнения кода. Пример, приведенный ниже, демонстрирует одно необрабатываемое и одно обрабатываемое (блок try|catch) исключения:

var t = 3,
        p = 1;
 
 
function calcPhotos(total_photos, prev_total_photos) {
        var total_photos_diff   = total_photos - prev_total_photos;     
        
        // Первая группа
        
        console.info("Total difference is now " + total_photos_diff);
 
        
        // Обновляем значения
        t = t+5;
        p = p+1;
 
        // Необрабатываемое исключение
        if (total_photos_diff > 300) {
                throw 0;
        }
 
        // Обрабатываемое исключение
        if (total_photos_diff > 200) {
                try {
                        $$('#nonexistent-element').hide();
                } catch(e) {
                        console.error(e);
                }
        }
 
}
 
 
setInterval(function() {
        calcPhotos(t,p);
},50);


Введение в стек вызовов

Если ошибка появится при выполнении вашего скрипта, то выше описанные методы помогут остановить программу для анализа ошибки. Но не всегда сразу понятно, где скрывается причина.

Когда выполнение скрипта прерывается, обратите внимание на правую панель, на которой представлена полезная информация, среди которой содержится стек вызовов (Call stack).

Стек вызовов показывает полный путь, который привел к точке появления ошибки и остановки выполнения кода.

На представленном ниже рисунке ошибка намеренно сгенерирована в функции incrementValues(), что привело к остановке выполнения кода. инструмент разработчика показывает полный стек вызовов, что позволяет определить потенциально опасные места.

 

Заключение

Данный урок является отправной точкой для более детального изучения документации по тому инструменту, которым вы планируете активно пользоваться.

Источник: http://feedproxy.google.com/~r/ruseller/CdHX/~3/modwjlfyK5U/lessons.php

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Отладка JavaScript для начинающих | | 2012-06-19 11:59:02 | | Статьи Web-мастеру | | В последние несколько лет благодаря появлению различных библиотек, таких как jQuery и Prototype, JavaScript завоевал лидирующее место среди языков для создания скриптов для веб проектов. Растущая | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: