Удское, Чумикан, Охотск как вехи жизни человека с севера Виктора Ивановича Рахубы

Rachuba

Родные и знакомые знают: разыскать его можно только по сотовому, поскольку дома Виктор Иванович не сидит, хотя на пенсии вторую пятилетку. То на работе он, то погружен в общественные дела, которых меньше не становится. Рахуба и краевед, и активист охотского землячества, и неизменный даритель музеев края и города. А как он вальсирует!.. На конкурсе, который недавно проходил в Кировском районе Хабаровска, Виктор Иванович Рахуба и Нелли Васильевна Дубенина, директор Дома культуры нефтеперерабатывающего завода, были признаны лучшей танцевальной парой.

 

Шмонины и другие

 

Село Удское, основанное в середине XVII века, за два столетия почти не изменилось. На высоком берегу реки Уда громоздились строения острога, где в царское время содержали каторжников, а ниже по течению, в просторной долине, стояли избы крестьян и казаков. Именно казаки проложили отличную дорогу от острога до жилищ. Слева и справа от дороги для стока воды был проложен кювет, который со временем зарос кустарником и травой. И в этот кювет глубиной с полметра угодил Витя, которому не исполнилось пяти лет. К счастью, руки и ноги остались целы, однако на детский плач никто не отзывался. Стар и млад трудились на полях местного колхоза, где убирали картофель, капусту, морковь, которые до заморозков отправлялись морем в населенные пункты Охотоморья, включая Николаевск-на-Амуре.

 

Из кювета мальца вытащил мужчина в фуфайке и кирзовых сапогах, который шагал с уборочной в правление колхоза. Это был Роман Шмонин, как позже узнал Витя, брат Андрея Шмонина, который возглавил восстание против Советской власти в 1931 году. Тогда из Удского, ставшего центром несогласных с политикой большевиков, отправился отряд для захвата райцентра. «Чумикан возьмем — Москва сама сдастся», — приговаривали участники похода, эвенки и русские.

 

Почему Андрей Шмонин, председатель сельского Совета в Удском, оказался среди главарей мятежа? На этот вопрос Виктор Иванович Рахуба искал ответы в перестроечные годы, когда события 1931 года перестали восприниматься однозначно. Перегибы в коллективизации, пустые полки кооперативной торговли появились не по указке из-за границы, а из-за головотяпства власти, центральной и местной. Но разве меньше его в последние десятилетия, когда в северных районах свели на нет растениеводство и животноводство?

 

…Часто снится почта в Удском — бревенчатое здание впечатляющих размеров, где не только принимали и выдавали почтовые отправления. Там же располагалась радиостанция, которая обеспечивала связь с другими населенными пунктами, и служебная квартира начальника почты Ивана Фомича Рахубы.

 

К удивлению Вити, отправившегося в первый класс, вместе с ним сели за парты мальчики и девочки, которые оказались старше его на три-четыре года. Это были эвенки, выросшие в оленеводческих стойбищах, откуда их определяли в школу и интернат. Директором была Евдокия Артамоновна Диадорова, выпускница Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, кузницы кадров народностей Севера. Завуч Агния Васильевна Соловьева, как выяснил первоклассник Рахуба, вышла замуж за колхозного бухгалтера Шмонина — того самого, который вытащил Витю из придорожного кювета. Муж Соловьевой оказался добрым дядькой, который не стеснялся рассказывать о себе разные истории. Например, о том, как при освобождении Южного Сахалина от японцев его, бойца Красной Армии, смуглого и раскосого, приняли за солдата армии противника и едва не пристрелили.

 

Самое большое событие из жизни школы в Удском — запуск генератора, который вырабатывал ток. Во всех восьми классных комнатах и в коридоре зажглись электрические лампочки. И не надо было приносить из дома свечки … Вскоре начальник почты Рахуба получил повышение, и за ним отправилась в райцентр на оленьих упряжках его семья.

 

В Чумиканской средней школе Виктор подружился с парнями, увлеченными спортом. Это Валерий Майков, внук убитого восставшими северянами в марте 1931 года в Удском Маркела Майкова, который прибыл туда как представитель потребительской кооперации района и отказался поддержать вооруженный протест. Это Виталий Стручков, позже ставший тренером по греко-римской борьбе, воспитав не одно поколение борцов Комсомольска-на-Амуре. Это Анатолий Чепалов, в будущем отец и тренер Юлии Чепаловой, трехкратной олимпийской чемпионки по лыжным гонкам.

 

На зимних каникулах их, четырех старшеклассников-комсомольцев, вызвали в школу. В котельной заканчивался уголь, и спасти здание от разморожения можно было, перейдя на дрова. Предлагался вариант Павки Корчагина: срочно доставить с лесосеки, что в пятнадцати километрах от райцентра, швырок — однополенные дрова. Комсомольцы получили в распоряжение грузовик, вмещающий десять кубометров. Он вернулся, груженный под завязку. И они, четверо, тоже, без обморожения и других телесных повреждений, усталые, но довольные.

 

Письмо министру

 

Школу сменил институт: Рахуба поступил в хабаровский политен, предшественник теперешнего Тихоокеанского университета. В 1967 году студенческий отряд автомобильного факультета работал на Всесоюзной ударной комсомольской стройке — строительстве Уктурского леспромхоза. Поручили прокладку подъездных железнодорожных путей. Рельс длиной 12,5 метра и весом 600 килограммов двенадцать студентов поднимали с задором и смехом. Полсотни кило на брата — не повод для возмущений и жалоб.

 

Виктор с дипломом инженера-механика получил распределение в краевое управление автомобильного транспорта, откуда его направили в Охотское автотранспортное предприятие. Оно занималось не только пассажирскими, но и грузовыми перевозками, хотя не только ими… Теплоход, принявший в трюмы две тысячи тонн рыбы, штормом выбросило на берег. Спасали неудачника так: бульдозеры автотранспортного предприятия вырыли яму, похожую на фарватер, потом, когда приливная волна ее заполнила, стоявшие на рейде буксиры тросами начали подтягивать теплоход к себе. И судно было возвращено в родную стихию. Без взаимовыручки и без риска на севере не обойтись. Характер северян, их профессионализм и душевные качества складываются в чрезвычайных обстоятельствах.

 

Главного инженера Рахубу на автотранспортном предприятии знали как человека, для которого интересы дела превыше всего. От подчиненных он требовал того же, хотя далеко не каждый его требовательность и эмоциональность принимал. Недоброжелатели главного инженера поутихли, когда его поддержал министр автомобильного транспорта. Поводом для обращения к нему стало увеличение волевым решением срока эксплуатации аккумуляторных батарей с трех до пяти лет, о чем республиканский Минтранс поставил в известность территориальные управления. Охотским водителям оставалось только выругаться: в северных условиях батареи работали два года, после чего нормальная работа сменялась нервотрепкой. А тут пять лет!.. В общем, или ставь на прикол машину-кормилицу, или покупай злополучную батарею за свой счет.

 

Виктор Рахуба был активным читателем журнала «Автомобильный транспорт» и невольно обратил внимание на состав редакционной коллегии журнала, где фигурировал Е. Г. Трубицын. Сомнений не было: это сам министр. И тогда Рахуба отправил письмо Евгению Георгиевичу, адресовав его в редакцию журнала. Ровно через месяц был получен ответ из министерства: ваши доводы приняты, приказ о продлении срока эксплуатации аккумуляторных батарей отменен.

 

В том далеком уже поступке весь Рахуба с его нетерпимостью к любой несправедливости, с его желанием переубедить любого начальника. Недавно он направил телеграммы в Москву президенту и председателю правительства с изложением доводов в поддержку присвоения Хабаровску почетного звания «Город воинской славы». По мнению Виктора Ивановича, Хабаровск более достоин этого звания, нежели Петропавловск-Камчатский и Владивосток, которым оно присуждено. Аргументы и факты, приведенные в телеграммах, обошлись отправителю в четыре с лишним тысячи рублей.

 

Веря, надеясь, любя

 

Как практиковалось в партийно-советское время, его двинули по горизонтали: главный инженер автотранспортного предприятия стал начальником транспортного цеха рыбозавода там же, в Охотске. Причем транспорт рыбозавода включал в себя не только автомобили и технику на гусеничном ходу, но и флот, с которым было больше всего проблем. Близилась путина, а лихтер 5-1, перевозивший рыбу из района лова на завод, находился в неисправном состоянии. Начальник транспортного цеха, в отличие от коллеги по известному рассказу Михаила Жванецкого, не стал проводить собрания и держать речь с трибуны...

 

Лихтер был отремонтирован в небывало короткий срок на Северном судоремонтном заводе в Советской Гавани, куда командировали Рахубу. Помогла горбачевская перестройка: кроме средств, перечисленных Северному заводу, охотчане выделили деньги для дополнительного премирования рабочих, участвовавших в ремонте, и это уже не считалось нарушением финансовой дисциплины.

 

При поддержке народного депутата СССР Евдокии Гайер, чьим доверенным лицом был Рахуба, он попал на прием к министру рыбного хозяйства СССР Николаю Исааковичу Котляру, выходцу из «Дальрыбы», ведущего предприятия отрасли на Дальнем Востоке. Министр знал о технической отсталости охотчан, ведь они эксплуатировали морозильное оборудование, которое было установлено японскими концессиями полвека назад.

 

Рахуба выходил из кабинета Котляра счастливым: была одобрена бартерная сделка, разрешавшая поставки деликатесной икры сельди из Охотска в Японию в обмен на оборудование. В частности, скороморозки — морозильные камеры контейнерного типа, а также вакуумные машины для упаковки рыбы. И это не осталось на бумаге, а было реализовано. Таких удач у него, позже главного механика, потом главного инженера рыбозавода, было немало, но довольство и гордость отодвинуты разочарованием и горечью. Закрытие предприятий, взлет цен, люмпенизация населения — это тревожит всех северян. И оставшихся доживать свой век в Охотске, Чумикане, Удском, и перебравшихся, как они говорят, на материк, в частности, в Хабаровск.

 

Виктор Иванович в краевом центре не первый год, но не было, пожалуй, дня, когда бы мысленно он не возвращался на север. Звонит тем, с кем рос и работал, спешит отправить оказией то, чего в глубинке не достать, с щедростью принимает прилетающих в столицу края северян. Второго августа они поздравляли старого друга с 65-летием и много чего ему желали. Сам Рахуба себе пожелал пока одного — довести до конца дело с установкой стелы в селе Удском. Это дань памяти как известным первопроходцам, так и простым людям, обживавшим север в царские и советские времена, живущим там сегодня, веря, надеясь, любя.

Михаил КАРПАЧ.

Источник: http://priamurka.ru/index.php/history/1408-udskoe-chumikan-oxotsk-kak-vexi-zhizni-cheloveka-s-severa-viktora-ivanovicha-raxuby.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Удское, Чумикан, Охотск как вехи жизни человека с севера Виктора Ивановича Рахубы | | 2012-08-17 08:25:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Родные и знакомые знают: разыскать его можно только по сотовому, поскольку дома Виктор Иванович не сидит, хотя на пенсии вторую пятилетку. То на работе он, то погружен в общественные дела, которых | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: