Маркетплейсы — это крупные торговые площадки в интернете. По сути, они являются онлайн-витринами, на которых разные продавцы выставляют свои товары. Маркетплейсы — это всего лишь посредники, которые связывают между собой покупателей и продавцов, предоставляя место для размещения товарных позиций.
На некоторых площадках реализованы возможности для общения с покупателями прямо в интерфейсе системы, также они помогают организовать доставку.
Благодаря тому, что эти торговые площадки привлекают большое количество покупателей, они являются оптимальным местом для ведения интернет-торговли, это вывод бизнеса на многомиллионную аудиторию.
Поэтому часто, несмотря на то, что у компании есть свой собственный интернет-магазин, они продолжают работу с маркетплейсами и автоматически выкладывают на них товары, интегрировав работу систем по API, ведь дополнительный трафик и заказы никому не повредят.
У маркетплейсов нет ограничений по количеству выложенных товаров, поэтому их каталог постоянно растет, тем самым привлекая больше покупателей, за которыми приходят новые продавцы, по принципу снежного кома.
Разновидности маркетплейсов
Маркетплейсы могут быть универсальными и специализированными. На первых продаются различные товары, на вторых — определенный вид.
Еще их отличают по видам продавцов. Одни работают с товарами от производителей и посредников, которые находятся только внутри страны, на других свои товары могут разместить компании из других стран. Например, «Яндекс.Беру» — только для внутренней торговли, а на Joom, Ozon свои товары могут разместить компании как из России, так и из-за границы.
Маркетплейс может быть создан изначально на основе большого интернет-магазина. А затем со временем он совмещает свой ассортимент с товарами от других продавцов, например, как Goods от «М.Видео». Либо они могут быть самостоятельной торговой площадкой, как AliExpress.
Какие функции выполняют маркетплейсы?
Торговые интернет-площадки чаще всего сами выбирают модель работы и наборы определенных сервисов, которыми будут пользоваться продавцы и покупатели. Но, как правило, маркетплейсы реализовывают следующую функциональность.
Привлекают покупателей.
Через поисковые системы, соцсети организовываются различные акции, распродажи, разрабатываются программы лояльности.
Заключают сделки и принимают оплату.
Торговая площадка принимает от покупателей деньги и переводит их продавцу. Маркетплейс для удобства покупателей предлагает различные варианты оплаты.
Доставка товаров.
Те торговые площадки, которые работают только с внутренними продавцами, зачастую функцию доставки берут на себя. Благодаря этому сделка контролируется от момента покупки до получения товара покупателем.
Выступают гарантом и осуществляют поддержку.
Торговые площадки выступают гарантом того, что покупатель получит свой товар, а в случае возникновения спорных ситуаций, сами разбираются с продавцом. Выполняя функцию поддержки, маркетплейсы отвечают покупателям на вопросы, если товар ненадлежащего качества — делают возвраты.
Услуги склада.
Некоторые площадки, такие как Ozon и Wildberries, имеют свои складские помещения и могут предоставлять услуги хранения товара и комплектации заказа.
Контент.
Некоторые торговые площадки имеют фотостудии и могут красиво сфотографировать товар продавца.
Маркетплейсы сегодня — это стремительно развивающийся бизнес в сегменте eCommerce. За счет роста популярности на рынке электронной коммерции, в ближайшей перспективе они способны занять его основную долю.
Автоматизация бизнес-процессов с помощью интеграций по АПИ позволяет торговым площадкам использовать этот эффективный инструмент практически без дополнительных расходов времени и средств.