Творчество, преломленное ГУЛАГом

repressii

Накануне дня жертв политических репрессий стоит вспомнить талантливых людей, которые внесли свой вклад в развитие культурной жизни не только Хабаровского края, но и всей страны. Среди них знаменитые, известные и не очень — те, чьи судьбы прошли через систему ГУЛАГа.

Театральная жизнь Хабаровска реально началась в 1887 году, когда возвели здание Военного собрания и в нем был поставлен первый любительский спектакль. В жизнь хабаровчан такие спектакли вошли прочно, а их посещение стало престижным видом досуга. С конца XIX века в городе проходили гастроли профессиональных артистов цирка, певцов и музыкантов.

 

В 1926 году опереттой И. Кальмана «Сильва» открыл свой театральный сезон первый на Дальнем Востоке театр комической оперы. Из-за нехватки рабочих рук применялась система вербовки, которая была распространена и на театр. Уполномоченный по набору труппы ездил по стране и заключал договоры на работу в хабаровском театре. К 1930 году коллектив театра насчитывал около 90 человек. К сожалению, приезжавшие артисты работали по договору один-два сезона, иногда уезжали раньше.

 

Тридцатые годы ознаменовались страшным голодом в европейской части страны. Не потому ли многие соглашались работать на востоке? В сентябре 1932 года из Одессы во главе с тенором Арнольдом Григорьевичем Азриканом прибыли 26 артистов оперного жанра.

 

От тюрьмы и от сумы не зарекайся. Народная мудрость точно определяет период сталинских репрессий. Не то сказал, не так сделал, не прославлял власть, а если еще и поборолся за свои права...

 

21 ноября 1932 года в хабаровском театре разразился скандал. Для начсостава Красной Армии шел спектакль «Разлом». Отыграв первый акт, артист Арнольд Азрикан отказался продолжать спектакль по причине низкой температуры в зале. Мол, горло — это его единственный способ заработка. К тому же в театре шли ремонтные работы, и повсюду была пыль.

 

Администрация театра организовала товарищеский суд над Азриканом. Вскоре последовал и арест, пресловутая статья 58.10 Уголовного кодекса. Артиста, правда, освободили из-под стражи через три дня. Но из театра Арнольд Григорьевич был уволен. Реабилитирован только 21 июня 2001 года.

 

...В начале 1941 года директором театра музыкальной коме-дии был назначен Рудольф Густавович Грибель, уроженец Башкирии, который с 1927 года проживал на Дальнем Востоке. Бывший солдат Хабаровского кавалерийского полка после службы в Красной Армии стал политическим редактором Владивостокского областного радио. С 1937 года, до назначения, был председателем крайкома Союза работников искусства (Рабис).

 

Но театральное директорство длилось недолго — до 15 ноября 1941 года. Грибеля, немца по национальности, выселили из города вместе с семьей в Селемджинский район Амурской области. А через четыре месяца мобилизовали, как он думал, для отправки на фронт. Но оказалось — для работы в Умальтинском рудоуправлении. Где и кем только не приходилось ему работать: десятником дорожного строительства, завхозом транспортного отдела, заведующим чайной, пекарней продснаба, помощником начальника центральной электростанции поселка Чегдомын. В 1947 году был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». К сожалению, реабилитации не дождался. После освобождения со спецпоселения прожил недолго, умер в 1960 году в возрасте 55 лет. Немцы вплоть до 1946 года были на правах политзаключенных: без права переписки и за колючей проволокой.

 

...Музтеатр, все в том же здании бывшего Военного собрания, но уже перестроенном и достроенном (ныне Концертный зал филармонии), прожил до 80-х годов прошлого века, когда по улице Карла Маркса был возведен новый театр музкомедии (ныне краевой музыкальный театр). С ним связан и пострадавший от репрессий Николай Менцер. Николай Николаевич родился в 1910 году в Астрахани. Начинал скрипачом в 17 лет, через два года поступил в Саратовский музыкальный техникум, а еще через два года в школу Гнесиных в Москве.

 

В 1935 году Николай Менцер по приглашению Камчатского драмтеатра назначают заведующим музыкальной частью и од-новременно в радиокомитете — заведующим музыкальным вещанием. В 1941 году переехал во Владивосток. В марте 1942-го его повесткой вызвали в военкомат. Но как и все немцы — дальневосточники, оказался в Верхнебуреинском районе на спецпоселении. В 1947 году просил разрешения работать по специальности. Начальник отдела спецпоселений отказал в переезде в Хабаровск, все же разрешив участвовать в зрелищных мероприятиях Умальтинского рудника — вести музыкальные кружки. Среди таких же спецпоселенцев оказалось немало творческих людей. Вместе с Рудольфом Федоровичем Краузе Николай Николаевич собрал группу людей, умеющих играть на музыкальных инструментах. Так был создан оркестр.

 

В феврале 1948 года по ходатайству краевого радиокомитета спецпоселенцу Менцеру разрешили работать в симфоническом оркестре радиокомитета и театре музыкальной комедии в Хабаровске. Но в 1949 году талантливого музыканта, аранжировщика, композитора и дирижера в связи с указом о вечном поселении немцев возвращают в Верхнебуреинский район, в поселок Чекунда.

 

Однако в краевом радиокомитете хорошо знали цену Менцеру и не забывали о нем. В результате с 1951 года он вновь в Хабаровском театре музкомедии. Но, служа искусству, Николай Николаевич оставался, увы, спецпоселенцем. Каждое движение контролировалось спецкомендатурой. На период гастролей первая скрипка театрального оркестра получала маршрутный лист, от которого нельзя было отклоняться. А по приезде в каждый населенный пункт надлежало делать отметки в спецкомендатуре о прибытии и убытии.

 

Театральное руководство давало поручительство за Менцера в том, что постановление Совета народных комиссаров СССР о правовом положении спецпоселенцев он нарушать не станет. Управление МГБ по Хабаровскому краю в свою очередь секретной почтой направляло в свои подразделения уведомления о предстоящих гастролях по пути следования театра — для взятия на временный учет опального скрипача.

 

Всю свою жизнь он служил музыке. Работал в Дальневосточном симфоническом оркестре. Вместе с Юрием Владимировым создал Дальневосточную композиторскую организацию. Занимался сбором и обработкой национального музыкального фольклора народов Севера и Приамурья. Оставил немалое музыкальное наследие — песни, дуэты, концерты, сюиты. При его участии был создан ансамбль «Эргырон» в Магадане. Музыка аборигенов, как отмечал Николай Николаевич, помогала преодолевать сложности бытия.

 

В свои 82 года музыкант дождался реабилитации. В Хабаровске, на доме по улице Ленина, 13, где с 1962 по 1977 год жил заслуженный деятель искусств России Николай Николаевич Менцер в 2004 году была открыта мемориальная доска.

...Анна Кузьминична Шмидт (в девичестве Левченко) родилась в Хабаровске в 1916 году. Окончила хабаровскую музыкальную школу, затем Томский музыкальный техникум. С 1938 года она — певица хабаровского краевого радиокомитета. Вышла замуж за коренного ленинградца, летчика, направленного на Дальний Восток. Вскоре Шмидт становится начальником штаба 13-го авиаотряда Хабаровска. За успешную операцию по розыску потерпевшего катастрофу самолета «Родина» и спасение его экипажа был награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР.

 

Все было бы прекрасно, если бы не война и немецкая фами-лия мужа, сыгравшая роковую роль. Руководство дальневосточной авиации пыталось спасти Шмидта. Не дожидаясь выселения, его переводят в поселок Чекунда начальником местного аэропорта. Но это не уберегло семью от спецпоселения.

 

Анна Кузьминична поехала за мужем и тоже была поставлена на учет. Работала в школе учителем пения, художественным руководителем районного дома культуры в поселке Средний Ургал. В 1946 году для лечения дочери по разрешению Верхнебуреинской спецкомендатуры выехала в Томск. Мужу в выезде было отказано.

 

Сестра Анны Кузьминичны, заместитель директора Томского института эпидемиологии и микробиологии, обратилась с письмом к Сталину, пытаясь объяснить всю сложность ситуации. С 1949 по 1952 год велась переписка между Москвой, Томском и Хабаровском вокруг соединения семьи. Анна Шмидт под присмотром уже томской спецкомендатуры в эти годы работала солисткой областной филармонии при симфоническом оркестре. До Москвы, где нужно было делать операцию ребенку, она не добралась и в дальнейшем вернулась на Дальний Восток. После снятия с учета в спецпоселении в 1954 году семья так и осталась в Верхнебуреинском районе, так как ехать уже было некуда. Анна Кузьминична Шмидт реабилитирована в 1994 году.

 

...Рудольф Федорович Краузе, 1904 года рождения, выпускник школы фабрично-эксцентричного актера при «Ленфильме», в прошлом директор Ленинградского управления госэстрады, директор Сухумского, Новосибирского цирков, награжденный орденом «Знак Почета», приехал в Хабаровск в 1939 году. Его направили на должность директора здешнего цирка и уполномоченного Главцирков по Дальнему Востоку. Однако немецкая на-циональность определила его судьбу по-другому.

 

В мае 1941 года круизе признали негодным к военной службе и непригодным к физическому труду в связи с травмой ноги. Тем не менее ему была уготована трудовая колонна по строительству подъездных путей к Умальтинскому руднику. Позднее, после перевода на спецпоселение, он заведовал поселковым домом культуры, который для местных жителей был настоящим очагом культуры, где кипела жизнь: хорошо организованная работа художественных коллективов и духового оркестра, конкурсы среди школьников, танцы под оркестр. В 1947 году Краузе получил медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Местные власти неоднократно обращались в НКВД с просьбой о его направлении в Хабаровск или Владивосток для занятости в одном из учреждений культуры, достойном его профессионального уровня. Но лишь в 1952 году его перевели в Хабаровск заместителем директора театра драмы.

 

...Сотрудница Хабаровского краевого радио, артистка детского радиовещания Лидия Петровна Богословская-Черкасова в 1937 году была арестована. После почти десяти месяцев тюрьмы ее осудили по статье 58.10 УК к восьми годам лишения свободы. Реабилитирована за отсутствием состава преступления в июне 1958 года по определению Военного трибунала ДВО.

 

...Анатолий Галактионович Жуков еще ребенком попал в систему Дальлага. В 1934 году после ареста отца он с матерью, братьями и сестрами оказался на спецпоселении. В 1942 году снят с учета и в составе стрелковой дивизии направлен на фронт радистом. Прошел от Сталинграда до Праги, заслужил немало наград — от медали «За отвагу» до ордена Красной Звезды. Имея вокальные данные, после войны окончил Львовскую консерваторию и в 1953 году стал ведущим солистом Новосибирского оперного театра, которому отдал более тридцати лет и где исполнял сорок ведущих партий. В 1971 году получил звание заслуженного артиста России, награжден тремя орденами «Знак Почета».

 

...Еврей Эдди Игнатьевич Рознер, известный под эти именем, родился в Берлине в 1910 году и был наречен Адольфом. До Второй мировой войны имел титул «Золотая труба Европы», гастролировал по Америке, получил вторую премию мира. Скрываясь от фашистов, оказался в Польше, затем в Белоруссии. Всю войну прошел с концертными фронтовыми бригадами. После победы работал в оркестре Белорусской ССР.

 

«Пошлость на эстраде» — такая статья появилась в газете «Известия» 18 августа 1946 года. В ней Рознеру досталось за отсутствие в его репертуаре советских и белорусских песен. В декабре 1946 года он был арестован, а в июле 1947-го Особым совещанием при МГБ СССР приговорен по статье 58-1а УК к десяти годам лагерей.

 

Но истинный артист всегда остается артистом. Рознер собрал лучших исполнителей, мотавших сроки в тюрьмах и колониях Хабаровского УИТЛК, создал оркестр из заключенных, с которыми выступал в лагерных зонах строящейся дороги на Советскую Гавань, в хабаровском клубе НКВД. Теперь тот клуб — театр драмы и комедии, и на его стене установлена мемориальная доска в память о Рознере.

 

По воспоминаниям очевидцев, в летний период для детей работников исправительно-трудовых лагерей открывался под Хабаровском пионерский лагерь имени Дзержинского, где знаменитый джазист был трубачом, играя утреннюю побудку и отбой. В пионерлагере у него была возможность работать над музыкальными произведениями. Великий музыкант и композитор, заслуженный артист БССР не носил лагерную одежду, выступал всегда во фраке с бабочкой.

 

В апреле 1954 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР приговор 1947 года был отменен, уголовное дело прекращено, и в мае Рознер вышел на свободу. Он создал новый коллектив, который соперничал с оркестром Леонида Утесова. В 1972 году Рознер получил разрешение на выезд в Берлин, где умер 8 августа 1976 года.

 

... Вадиму Алексеевичу Козину 21 марта 2013 года исполни-лось бы сто лет. Он ленинградец, легенда русского городского романса. Имел огромный успех, собирал полные залы, участвовал в концерте с мировой известностью Марлен Дитрих. Исполнял романсы под любой аккомпанемент: рояль, гитару, инструментальный ансамбль. Его пением восхищалась вся страна. Неоднократно его приглашали к Сталину не только петь, но и аккомпанировать, когда солировал сам вождь.

 

По прихоти Берии в феврале 1945 года Козин оказался на Лубянке и Особым совещанием при НКВД СССР осужден по статье 58.10 на восемь лет. Причина? Не пел песен о Сталине.

 

В лагере, он, как и Рознер, не валил лес, не мыл золото. Вел сценическую деятельность в Магадане. Жил в лагерном бараке. Через пять лет — в сентябре 1950 года — был освобожден за примерное поведение. Остался жить в Магадане. Под присмотром госбезопасности ездил на гастроли по северному краю без всякой рекламы, выступал в заводских клубах, в воинских частях, перед рыбаками. Умер в 1994 году. Кавалер ордена Красной Звезды.

 

...В женском лагпункте поселка Половинка Ульчского района отбывали наказание несколько артисток ансамбля «Россия», который был сформирован немцами во время войны из числа военнопленных. Ансамбль не раз выступал в Берлине, потому что русские песни нравились Гитлеру. После падения нацизма всех артистов осудили на 25 лет и разбросали по разным лагерям страны. Их имена не известны. Зато хорошо известно и понятно, что ожидало бы пленных, отказавшихся петь фашистам.

 

Описанные выше судьбы творческих людей — лишь единицы среди множества подобных. История не сохранила имен многих из них. Но вряд ли можно сомневаться, в потерях, понесенных отечественной культурой из-за того, что истинные таланты раскрывались не на профессиональных сценах, а на просторах ГУЛАГа.

 

Наталья ДЗЮНЯ.

Источник: http://priamurka.ru/index.php/history/1941-tvorchestvo-prelomlennoe-gulagom.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Творчество, преломленное ГУЛАГом | | 2012-10-29 03:55:32 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | Накануне дня жертв политических репрессий стоит вспомнить талантливых людей, которые внесли свой вклад в развитие культурной жизни не только Хабаровского края, но и всей страны. Среди них знаменитые, известные и не очень — те, чьи судьбы прошли через систему Г | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: