Рекламодатели банковских услуг вводят потребителей в заблуждение

ыв

В 2006 году Федеральный закон «О рекламе» вышел в новой редакции, ужесточив, в частности, требования к рекламодателям банковских услуг. О результатах проверок рассказывает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (УФАС РФ) Оксана Власкина.

 

— Оксана Николаевна, что принципиально нового появилось в новой редакции закона «О рекламе»?

 

— В последнем варианте введена статья 28 — реклама финансовых услуг, в которой более четко прописаны многие нюансы рекламной деятельности финансовых структур.

 

— Какие чаще всего нарушения фиксируют сотрудники вашей службы?

 

— С начала года у нас на рассмотрении было шесть дел, касающихся нарушений в сфере финансовых услуг как наружными средствами, так и в СМИ. Пять из них завершено, одно находится в производстве. В 2011 году возбуждено и рассмотрено 11 дел в отношении банков и два дело в отношении ипотечных агентств. Причем ряд кредитных организаций привлекались к ответственности неоднократно.

 

Финансовые организации продолжают размещать рекламу, нарушающую требования рекламного законодательства, пытаясь привлечь внимание к своим услугам.

 

— В чем заключались нарушения со стороны банков?

 

— Информация о существенных условиях вклада либо кредита выполнена столь мелким (по сравнению с основным рекламным текстом) шрифтом, что делает невозможным ее восприятие относительно условий по рекламируемому вкладу (кредиту), чем вводит потребителя в заблуждение.

 

По закону в рекламе финансовых услуг должны быть указаны все существенные условия, которые влияют на сумму доходов по вкладам, либо условия по расходам, которые понесет заемщик (комиссии, платежи), — все это указано шрифтом, который не увидишь и не прочтешь.

 

Одно из главных нарушений заключается в том, что в рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: максимальная процентная ставка по вкладу либо минимальная — по кредиту. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по оформлению вклада (кредита) в банке, написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.

 

— Случались ли в вашей практике дела, которые доходили до Высшего арбитражного суда?

 

— Да, это было практически одно из первых наших дел. Речь идет о Град-банке. Банк, размещая рекламу в печатном СМИ, указывал процентные ставки «до» и «от», например, кредит выдается от десяти процентов, вклад — до 20 процентов. Мы говорили, что здесь не даны конкретные условия. По закону, если указана процентная ставка, то также должны быть все существенные условия как по кредиту, так и по вкладу. Тогда мы выиграли суд первой инстанции, вторую и третью инстанции — апелляцию и кассацию — проиграли. Обратились в Высший арбитражный суд, который оказался на нашей стороне, оставив в силе решение суда первой инстанции. Таким образом, мы оказались первой ласточкой, создав прецедент по нарушениям, связанным с рекламой банковских услуг.

 

— С тех пор прошли годы, другими стали банки и потребители, но стало ли меньше нарушений в рекламе финансовых услуг?

 

— Сказать однозначно «да» или «нет», наверное, нельзя, поскольку и рекламодатели сегодня действуют иначе. Банки отлично знают требования законодательства по размещению рекламы банковских услуг, но зачастую идут на нарушения осознанно: от ФАС они получат штраф, допустим, сто тысяч рублей, а выдадут кредитов и разместят вкладов на сотни миллионов рублей.

 

— Приведите наиболее, скажем так, характерные примеры ненадлежащей рекламы банковских услуг.

 

— Один из банков, головной офис которого находится не на территории края, рекламировал по телевидению вклад «Бородино» — 12 процентов годовых. Цифра и процент — крупным планом, на весь телеэкран, зато другие условия — мелким шрифтом и транслировались короткое время. В связи с этим за рекламу вклада «Бородино» мы наложили штраф 300 тысяч рублей. Следует отметить, эта кредитная организация, по сути, наш «постоянный клиент», с 2008 года мы уже девятый раз ее штрафуем.

 

Именно несоразмерность шрифтов создает впечатление, что видим привлекательную процентную ставку, не подходя к рекламному щиту, а когда приходим в банк, то узнаем о малопривлекательных условиях. Как, например, недавно на ТВ размещалась реклама одного из банков, который предлагал для вкладов довольно высокую — 11,5 процента годовых — ставку, однако, прочитав внимательно условия по данному вкладу, установили, что минимальный взнос для него составляет миллион рублей.

 

Таким образом, реклама формирует ожидания на положительное решение вопроса, но, придя в банк, потратив немало времени на это, клиент понимает, что ему подобные условия не по карману.

 

— Один знакомый, говоря о банковской рекламе, привел такой пример: был на ТВ (он и сейчас частенько мелькает на экранах телевизоров) рекламный ролик, на котором во весь экран лицо улыбающегося известного российского актера Бориса Щербакова. Знакомый говорит: «Щербакова помню, а какой банк был — не помню». По-вашему, зачем рекламодатели прибегают к таким уловкам?

 

— Рекламу с актером на телевидении размещает Совкомбанк. У нас к этому рекламному ролику также были претензии: ролик длится двадцать секунд, естественно, успеваешь заметить самого актера и крупную цифру 12 % — такова максимальная ставка по вкладу. Другие условия указаны мелким шрифтом и транслируются всего три секунды, понятно, за это время не успеваешь не только прочесть, но даже разобрать, что за информация там размещена. Банк оштрафован на сто тысяч рублей.

 

— Нередко на рекламных щитах можно увидеть только одну цифру и название банка без какой-либо дополнительной информации. Это считается нарушением?

 

— Указание в рекламе только одного условия — максимальной (минимальной) возможной процентной ставки является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов либо расходов. Опять же приведу пример: банк размещает рекламу, в которой указывает кредит под 17 процентов годовых, при этом не указывает, что этот кредит — для постоянных клиентов. Между тем в любой рекламе — наружной или в СМИ — должны указываться различные условия кредитования, все комиссии, сообщаться о том, например, нужно ли нотариально заверять, надо ли проводить оценку имущества, необходим ли залог и так далее.

 

Отсутствие в законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 закона «О рекламе» относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя рекламы.

Вера КАЛИНИНА.

 

Источник: http://priamurka.ru/index.php/obvo/1244-reklamodateli-bankovskix-uslug-vvodyat-potrebitelej-v-zabluzhdenie.html

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Рекламодатели банковских услуг вводят потребителей в заблуждение | | 2012-07-18 08:35:00 | | ДВ СМИ, новости и публикации | | В 2006 году Федеральный закон «О рекламе» вышел в новой редакции, ужесточив, в частности, требования к рекламодателям банковских услуг. О результатах проверок рассказывает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимоноп | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: