Принципы воспитания в педагогике. Часть II

Принципы воспитания в педагогике. Часть IIВ общих чертах принцип инициирования субъективности подразумевает придание воспитанию характера диалога. Именно посредством диалога с другим человеком, в напряженном общении с ним, в проникновении в его чувства раскрывается человек в человеке. Причем, в этом диалоге совсем неважно, кто именно является собеседником, будь то педагог или писатель, журналист или музыкант, школьный товарищ, мама, бабушка или даже герой книги. Лишь в диалоге ребенок выявляет себя, прежде всего, для себя самого. Познает собственное «Я» в диалоге с «Я» своего собеседника. В качестве собеседника ребенка может выступать и неодушевленный предмет, например, кукла, дневник, телевизор или картина.

По мнению М. Бахтина понятие «быть» означает общаться диалогически. С окончанием диалога все кончается. Два голоса, по его мнению, это минимум жизни, минимум бытия. То есть диалог в представлении ведущих педагогов это та модель реального мира, по которой ребенок может определить взаимоотношения всех субъектов мира. Без обращения к другому человеку нет возможности обратиться и к самому себе, понять то, кто ты есть, обрести собственное «Я» через сравнение с другими и через отношения других к тебе, через сопоставление своего выбора с выбором собеседника.

Групповая работа педагога с детьми в современном понимании должна строиться только на основании диалога, который положен в ее основу. С принципом субъективности абсолютно несовместим такой традиционный метод воздействия, как жесткий приказ в адрес ребенка. В то же время он снимает слепое повиновение ребенка взрослому, кроме критических ситуаций, но при этом усиливает роль этикета в отношениях педагога с детьми, способствует приближению стиля и формы его общения к тонким этическим достижениям современной культуры. Элементарные нормы поведения и обязанности школьников при таком принципе гарантируются договоренностью между педагогом и учениками. Без этой договоренности невозможно осуществление образовательного процесса и ее обязаны соблюдать обе стороны.

Принцип субъективности в какой-то степени облегчает труд педагога, однако он также ставит его перед необходимостью продумывать каждый свой шаг и обладать при этом высоким профессионализмом. Наиболее важным в профессиональной готовности к развитию у детей субъективности может стать умение педагога видеть за материальным телом ребенка его внутренний духовный мир, за духовным миром признавать уникальность личности, ее индивидуальность, проявлять к ней интерес и уважение.

Принципы воспитания в педагогике. Часть IIТретьим принципом воспитания в педагогике является так называемый принцип целостности. Он заключается в вопросе «как?», поставленном перед педагогом при декларировании его общего руководства как профессионала. По отношению к другим любая личность проявляет себя как целостный феномен. Каждым актом своего поведения она определенным образом выстраивает всю систему своих личностных отношений к окружающим. Таким образом, целостность личности с точки зрения социально-педагогического феномена определяет целостность воспитательного воздействия педагога на ученика.

Любая личность несет в себе целую гамму разнообразных отношений, которая порождается даже самым кратким, мелким и незначительным актом ее поведения. В свою очередь и педагогическое воздействие должно представлять собой в некотором роде полифонию. В воспитательном процессе целостность создается полифонией поведения и поступка, однако без участия педагога реализовать этот потенциал невозможно. В случае нарушения педагогом данного принципа воспитательный процесс может потерпеть фиаско. В качестве примера можно привести изучение искусства в грязном кабинете. Это способствует формированию у школьников цинизма и, в конечном счете, приводит к соответствующему результату, удивляя учителя, не понимающего, что на помойке могут вырасти лишь помойные цветы.

Применяя грубый окрик в призыве к гуманности, учитель вызывает у ребенка агрессию, поскольку воздействует на его психику не конкретным набором слов, а злобной экспрессией. При хорошо организованной жизни ребенка режим, стиль, формы, содержание и общий строй школьной реальности направлены на наивысшие человеческие ценности, коими являются добро, истина и красота.

Отношение ребенка к окружающему миру является целостным, и именно таким должно быть влияние на него педагога. Оно должно обеспечивать выход на все активные каналы восприятия, то есть на разум, чувство, воздействие через психологические каналы: слух, зрение и ощущение движения. В то же время и выявление ребенком собственного «Я» также должно носить целостный характер. Ведь он единовременно выходит на взаимодействие с окружающим его миром посредством звука (речь, ее ритм и интонация, мелодика голоса), движения (действие, поведение и поступок), пластики, мимики и манипулирования предметами. То есть целостное воспитание является воспитанием, апеллирующим к отношению как к наиглавнейшему объекту внимания педагога.

Целостность воспитания обязывает педагога не только видеть в каждом отдельном акте поведения ребенка его личное отношение, но еще и учить его воспринимать каждое отдельное событие в его жизни как часть целого мира, отражающее отношение людей к этому миру.

Между принципом субъективности и принципом целостности существует прямая взаимосвязь. Если первый в своей практической реализации вооружает ребенка способностью к стратегии в собственной жизни, то второй в свою очередь оснащает его жизненной тактикой, выстраивая его поведение в соответствии с единым отношением к жизни и людям. В зависимости от возраста воспитанника, чем он старше, тем вероятнее у него формирование общей жизненной позиции. И чем он старше, тем более гармонична его личность, то есть с возрастом она начинает обретать стержневые социальные отношения, которые определяют его выбор в той или иной жизненной ситуации.

Педагог ни в коем случае не должен пренебрегать принципом целостности, поскольку в итоге может сформироваться импульсивная личность, обладающая совершенно непредсказуемой реакцией на воздействия окружающей среды. Это происходит вследствие того, что знания, чувства и привычки складывались по замыслу педагога, но в одночасье аннулировались при первой же потребности ребенка проявить свое личное отношение к событию.

Среди личностных предпосылок к реализации принципа целостности можно выделить умение учителя в каждой конкретной ситуации оценивать каждое частное проявление человека как его отношение к целому миру и к конкретным его объектам.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Принципы воспитания в педагогике. Часть II | | 2012-11-25 21:10:00 | | Образование, педагогика, обучение | | В общих чертах принцип инициирования субъективности подразумевает придание воспитанию характера диалога. Именно посредством диалога с другим человеком, в напряженном общении с ним, в проникновении в | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: