Музейная педагогика. Часть III

Музейная педагогика. Часть IIIНесмотря на столь положительное влияние музеев на воспитание и обучение подрастающего поколения, в настоящее время музейная педагогика, к сожалению, утратила свои позиции в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим возникает необходимость обратить внимание ответственных органов и педагогических коллективов на ту роль, которую играет музейная педагогика в сфере образования. 

Роль музеев в деле воспитания подрастающего поколения неуклонно возрастает, соответственно возрастает и роль музейного педагога в качестве посредника между музеем и школой. Доказательством этому может служить статья «Отечественное музейное дело в русле международных тенденций» И.М. Косовой и Е.Б. Медведевой. В этой статье отмечаются количественные и качественные изменения музеев. В частности, речь идет о появлении новых типов музеев, так называемых «средовых музеев», сохраняющих и воспроизводящих различные элементы культурного прошлого в сжатом, концентрированном виде.

Одним из примеров подобных музеев являются музеи экологии, получившие широкое распространение в Великобритании, США, Канаде и Японии. Недавно они стали создаваться и в некоторых регионах Российской Федерации, например, в Кемеровской области, в Бурятии, в Красноярском крае и других.

Другим типом музеев, которые в настоящее время привлекают наибольшее внимание, являются детские музеи. Всего в мире их количество приближается к 400, причем большинство из них расположено на территории Соединенных Штатов. Созданы они и в некоторых российских городах, например, в Москве это Дом сказки «Жили-были», в Санкт-Петербурге это Детский этнографический центр и Детский исторический музей, есть подобные музеи и в некоторых областных центрах.

Музейная педагогика наиболее ярко проявляется в школьных музеях, являющихся для школьников своего рода моделью краеведческого музея в миниатюре и объектом пристального внимания, изучения и пополнения. Многие педагоги отмечают уникальность появления школьных музеев в России как самобытного явления в отечественной истории. А произошло это в конце девятнадцатого века, в процессе формирования системы музеев.

Музейная педагогика. Часть IIIВ советское время в результате серии реформ системы образования школьные музеи становятся неотъемлемым атрибутом любой школы. Одной из главных задач таких музеев становится краеведческая работа, знакомство школьников с родным краем, его достопримечательностями, культурными традициями и обычаями, привитие любви к своей родине.

Масштабы проведения краеведческой работы в годы Советской власти поражают воображение. Наряду с повседневной рутинной работой, связанной с наполнением музеев материалами, их систематизацией, взаимодействием с местным краеведческим музеем и с органами власти, проводились крупномасштабные мероприятия, в которые включались все школы города, района или области.

Одними из таких мероприятий были краеведческие эстафеты в рамках Всесоюзного похода по местам боевой и трудовой славы советского народа. В период с 1956 по 1964 год проведено четыре таких эстафеты. Всесоюзная эстафета «Комсомол шагает впереди», приуроченная к 50-летию ВЛКСМ, проходила в период с 1965 по 1968 год. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина с 1969 по 1970 год был организован Всероссийский поход.

С 1970 по 1972 год проводилась экспедиция «Мое отечество», а с 1972 по 1990 год проходила экспедиция «Моя Родина – СССР». За время этой самой длительной экспедиции было организовано огромное множество экспедиционных отрядов и экспозиционных центров по всей стране. В эту краеведческую работу были включены все школы, дворцы пионеров и другие детские учреждения. В результате этой экспедиции был накоплен уникальный материал, имеющий огромную культурную и историческую ценность.

В 1990 году в Российской Федерации стартует программа туристско-краеведческого движения учащихся под названием «Отечество». Она была основана на самых традиционных и эффективных средствах обучения и воспитания учащихся, на туризме и краеведении. Участвуя в этой программе, учащиеся получили реальную возможность самостоятельно осуществлять поисково-собирательную деятельность с использованием средств туризма и краеведения. Школьные музеи при этом стали такими же хранителями бесценного фонда культурно-исторического наследия, как и государственные музеи.

В соответствии с этим расширились задачи и направления деятельности школьных музеев, созрела необходимость наметить концепции школьного музея на современном этапе развития. Также необходимо было определить его статус, усовершенствовать систему паспортизации школьных музеев, осуществить всестороннюю поддержку учителей-организаторов школьных музеев. Были разработаны соответствующие положения, необходимые для включения школьного музея во Всероссийский реестр музеев.

В настоящее время школьный музей может быть представлен в качестве важного и неотъемлемого компонента учебно-воспитательного процесса, в котором можно осуществлять методы как классной в рамках школьной программы, так и внеклассной работы. На базе школьных музеев могут быть организованы своеобразные научно-исследовательские лаборатории, в которых ученик с помощью учителя сможет совершать свои маленькие открытия.


Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Музейная педагогика. Часть III | | 2013-02-14 17:56:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Несмотря на столь положительное влияние музеев на воспитание и обучение подрастающего поколения, в настоящее время музейная педагогика, к сожалению, утратила свои позиции в учебно-воспитательном | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: