Педагогический риск – проблема методологии социальной педагогики

Педагогический риск – проблема методологии социальной педагогики

Современный социокультурный кризис является открытой системой, состоящей из противоречий. Они различны внешне, но суть их едина. Модель противоречия состоит из пары ценностных отношений (например, человек – средство), которая может выступать критерием при оценке возникшего между людьми противоречия, может быть мерилом поступка или основой для выбора цели и средства действия в различных сферах социальной деятельности, и педагогической в том числе.

По мнению некоторых социологов, современное общество является обществом риска. О том, что же такое риск для социальной педагогики, активно начали рассуждать в последние десятилетия, до этого он рассматривался только в качестве величины в математических теориях. Исследования, посвященные теме риска, выделили три основных направления для изучения этого понятия.

Формально-нормативный подход направлял исследования на необходимость создать универсальный эталон риска, который помог бы сравнивать различные его виды. Психологически-когнитивный подход ставит вопрос о том, каковы процедуры принятия решений при возникновении риска. При социологических исследованиях риска на первое место вынесли вопрос об определении факторов, на основе которых с учетом определенных социальных кругов будет доминировать определенное мнение о риске. Сторонники культурно-социологического подхода утверждают, что восприятие риска отфильтровано социально, а затем заключено в рамки социальных клише. Но, ни один из этих подходов не рассказывает о риске социализации.

Когда в педагогику вошло понятие «социализация», произошли разительные перемены. Не так давно это понятие было инструментарием социологии, социальной психологии, а педагогика описывала механизмы становления личности через понятие «воспитание». Авторы многочисленных педагогических работ сегодня разделились: одни упраздняют воспитание, а все, что ранее к нему относилось – называют социализацией, привычные определения в педагогике теснят и не добавляют им новый научный смысл; другие называют социализацией гражданское и нравственное воспитание, и пытаются решить проблему смены жизненных ценностей средствами социализации; а вот третьи полагают, что социализация – все педагогические и стихийные влияния на ребенка, что уводит их (авторов) за пределы предмета педагогики.

Интересны исследования  Н.Ф. Головановой, она называет социализацией процесс, который характеризует образование личности, предполагает совместную со сверстниками и взрослыми выработку своего социального опыта, стиля жизни и ценностных ориентаций; а не только усвоение готовых форм социальной жизни, способов адаптации к социуму и взаимодействия с ним. Методологический интерес исследования Головановой заключается в том, что автор ищет адекватное определение характеристик содержания социализации, а затем переводит это понятие в систему педагогических задач социализации. Чтобы педагогика смогла предупредить риски социализации, она должна увидеть ее феномен со своей стороны, а не через призму других наук.

Потребность ввести в педагогическое исследование понятие «риск» возникла после информационно-технологической революции, основанной на развитии новых технологий, внесших ощутимые перемены в науку и современную культуру. Вследствие этого произошла технизация образования, педагогической науки, в педагогический процесс ввели педагогические технологии, и понятийный аппарат (понятие «риск» в этом случае) из других наук позаимствовали нетехнические науки, к которым относится и педагогика.

«Рисковая» ситуация социокультурного кризиса предполагает возрастание предупреждающей функции педагогики. Существует множество реальных фактов, которые свидетельствуют о следующем: методики, основанные на отношении «человек – высшая ценность» это реальность, реализация которой возможна в условиях экстремальных, условиях перевоспитания и воспитания. Педагогика имеет большое основание для реализации потенциала таких возможностей.

Педагогика и общество.

Если задуматься о том, способна ли педагогика повлиять на развитие общества, которое рассматривается в качестве цельного многообразия социальных групп, то нужно обратить внимание на актуализацию и рационализацию этого процесса. Педагогика, как и другие общественные науки, использовались утилитарно, являлись слугами идеологии, мало осмысливали реальные процессы, которые происходили в общественной культуре и практике. Это привело к вырождению общественных наук в чистую идеологию. И сегодня, несмотря на то, что ситуация изменилась на законодательном уровне, ценности и установки большинства педагогов остались прежними. Пока еще образование не стало ценностью для общества.

Судить об этом можно по числу беспризорных детей, росту социальных патологий у молодежи, качеству обучения, материальному состоянию образовательных учреждений, отношению к профессии педагога, содержанию образовательных стандартов. Любое действие, совершенное в гуманитарной сфере, является очень ответственным, и если оно приносит ущерб духовности, хоть одному человеку, его необходимо пересмотреть.

Очень важным для педагогических исследований является тезис о том, что при решении педагогической задачи может появиться побочный продукт, и он не должен наталкивать ребенка к плохому поступку. Особую важность он представляет для социально-педагогических исследований, которые направлены на предупреждение социальных отклонений, которые и являются теми самыми побочными продуктами. Педагогическое влияние является деятельностью педагога, направленной на предупреждение социальных отклонений. Задачей педагога-методолога является осмыслить систему педагогических средств, которая является системой педагогических рисков.

Педагогический риск.

Этимология понятия «риск» связывает его происхождение с кораблекрушением, которое в греческом языке называли подобным образом. Риск – это возможная опасность, это замысел, который осуществляют не из-за уверенности в результате, а в надежде на случайность. Риск в гуманитарной сфере является возможным основанием человеческой судьбы. Он связан с человеческой деятельностью, поэтому его значение и смысл обусловлены предметом такой деятельности.

Часто случается, что при педагогическом влиянии, педагог наградит ученика одобрительным взглядом, тем самым вселив в него уверенность в своих силах, что породит позитивные изменения. Возможен и обратный вариант, когда суровые и беспощадные требования к ребенку вводят его в чуждый ему мир знаний, требуют того, что чуждо душе ребенка. Например, учитель требует систематичности, сосредоточенности и внимания от ребенка, забывая о том, что в его душе живет наблюдательность и подвижность, не давая ему возможности развивать ум через вопросы, развивать желание учиться самому. Решение, выбранное педагогом, может стать причиной дидактогении – отрицательного психического состояния ученика, которое вызвано нарушением педагогического такта. В таком случае риском является выбор педагогического риска.

В педагогике базовое понимание риска – рефлексивное взаимодействие между педагогической деятельностью учителя и образовательной деятельностью ученика. Любой, даже самый опытный педагог, войдя в класс, оказывается в ситуации неопределенности, а также сам ее создает. При этом возникает ситуация оценивания педагога учениками и наоборот, после чего происходит выбор стратегии поведения. Здесь возникает и риск учителя, и риск ученика. Перед тем, как зайти в класс, педагог осмысливает рамки взаимодействия и будет его корректировать в зависимости от отношения и реакции учащихся.

Педагогический риск является актом принятия педагогического решения, когда возникает ситуация неопределенности, а наиболее вероятный прогноз – получение ожидаемого результата. Обоснованность и надежность прогноза являются степенью педагогического риска. Педагогический риск отражает готовность учителя к тому, чтобы рискнуть и предпринять инновационную деятельность. В качестве способа деятельности педагогический риск имеет такие компоненты:

  • Ответственность, которую берет на себя учитель при осуществлении педагогического замысла;
  • Преодоление неопределенности, когда возникает ситуация выбора и необходимость принять педагогическое решение;
  • Регулировка отношений между участвующими в образовательном процессе;
  • Согласование педагогических действий всех членов педагогического коллектива.
Риск в методологии педагогики.

При деятельностном подходе риск является мерой успешности совместной деятельности педагога и учеников. Философский контекст деятельностного подхода предполагает, что неопределенность – это необходимая составляющая человеческой деятельности, поэтому педагогический риск является всегда обоснованным, а иначе он не есть педагогическим, поскольку потерянна функция педагогики, охраняющая духовное и физическое здоровье ребенка.

На уровне методологии педагогики существует необходимость формирования понимания педагогического влияния, повышающего ответственность учителя и осуществляющее рефлексивное взаимодействие педагога с учениками, предупреждающего девиантное поведение последних. Осуществить это возможно при постановке социально-педагогических задач с позиции психологической безопасности личности, когда их направленность – развитие готовности к самозащите от внешнего влияния.

Характеристика рисков воспитания предполагает следующее:

  • область риска: это рефлексивное взаимодействие учителя и учеников в процессе воспитания;
  • ситуация неопределенности педагогического события: педагогическая ситуация и взаимодействие имеет ряд уникальных факторов, поэтому перед тем, как педагог зайдет в класс, он должен построить план встречи с ним, быть готовым его корректировать, быть готовым к ситуации неопределенности, уметь самому создать ее;
  • адресат риска: педагогическое событие предполагает наличие риска всех участников образовательного процесса, но педагогическим считается риск утраты позитивных ценностных ориентаций, которые лежат в основе педагогического взаимодействия; нет риска – нет воспитания;
  • принятое педагогическое решение: при педагогическом действии педагог должен рефлексивно оценить совершенный поступок с позиции участников педагогического взаимодействия и их ценностных ориентаций; педагогический поступок направлен на то, чтобы ученики усвоили опыт ответственности и отрицательных ценностных ориентаций;
  • амбивалентность результата, отсроченность последствия выполнения педагогического процесса: формирование коллективизма, закрепление положительных ценностных ориентаций всех участников педагогического взаимодействия.

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Педагогический риск – проблема методологии социальной педагогики | | 2013-10-16 22:41:00 | | Образование, педагогика, обучение | | Современный социокультурный кризис является открытой системой, состоящей из противоречий. Они различны внешне, но суть их едина. Модель противоречия состоит из пары ценностных отношений (например, | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: