Генри Форд завоевал мир и создал новую Америку

Мир формируют идеи. XX век начался не в 1900 году. XX век начался 4-июня 1896 года, когда молодой изобретатель Генри Форд выехал из своего сарая на небольшом самоходном транспортном средстве и проехался на нем по городу. Кроме зевак, на это тогда никто не обратил особого внимания. Начало нового столетия наступило столь же незаметно, как и начало третьего тысячелетия.

Вопреки распространенному заблуждению, Форд не изобретал ни автомобиля, ни двигателя для него. Экспериментирование с разного рода самоходными повозками было широким поветрием в конце XIX-начале XX веков. Генри Форд сделал нечто большее - он сделал автомобиль доступным каждому. "Философия", благодаря которой он сколотил многомиллионное состояние и завоевал всемирную известность, была проста, но продуктивна: "Я построю машину для большинства…она будет настолько недорогой, что любой человек…сможет приобрести ее".

XIX век оставил в наследство XX три кита, на которых будет держаться империя Форда: сталь, нефть и железная дорога. В 1864 году был открыт мартеновский процесс, и началась современная эпоха стали. В следующем году нефтяная индустрия проложила первые километры обширной сети трубопроводов, а еще через несколько лет Америка была покрыта сетью железных дорог. Форд родилсявместе с индустриальной эпохой и стал одним из ее символов.

 

Детство. Отрочество. Юность

Генри Форд родился в 1863 году в многодетной семье фермера недалеко от Дирборна, небольшого городка около Детройта, штат Мичиган. В 9 лет во время работы на ферме юный Форд упал с лошади - именно тогда ему впервые пришла мысль о создании транспорта, более надежного, чем транспортные средства с использованием силы животных. В 16 лет Форд переезжает в Детройт, где устраивается работать на машиностроительном заводе. Там он впервые знакомится с двигателем внутреннего сгорания. Через три года молодой Форд возвращается на ферму, занимаясь, кроме сельского хозяйства, также различными подработками. В частности, он работает лудильщиком в основанном им небольшом механическом цеху. Его первым детищем на ниве автомобилестроения стал небольшой "локомотив для фермы": трактор с шасси от косилки и самодельной паровой машиной в качестве двигателя.
Тихая фермерская жизнь не устраивает Форда, и через девять лет уже семейным человеком он возвращается в Детройт. Через некоторое время он занимает должность главного инженера на основном в Детройте заводе компании Эдисона. В его обязанности входит обеспечение круглосуточного бесперебойного снабжения города электроэнергией, однако, ввиду отсутствия жесткого расписания, у него остается достаточно свободного времени для экспериментирования с разного рода самоходными транспортными средствами. Одним из результатов экспериментов явился "Квадрицикл" - бензиновый двигатель мощностью в 4 лошадиные силы, установленный на раме от детской коляски на четырех велосипедных колесах. Налюбовавшись на свое творение, Форд, не задумываясь, продает его для финансирования дальнейших проектов. Та же участь постигает и все последующие детища изобретателя - он настойчиво ищет модель, отвечающую его целям.

Жизнь молодого изобретателя не ограничивается только мастерской. Понимая, что без капиталовложений все усилия напрасны, Форд приобретает связи среди людей, которые смогли бы вложить деньги в новое производство. Через некоторое время образовывается "Детройтская автомобильная компания". Однако цели хозяев компании и Форда идут врозь, так как учредители хотели как можно скорее выпустить на рынок пассажирский автомобиль, в то время как Форд настаивал на дальнейших усовершенствованиях, полагая, что модели, над которыми пока работает коллектив, еще не готовы к тому, чтобы встретить своего потребителя.

 

Мировое господство - это реальность

Плод вызрел и налился соком только в 1903 году. 16 июня 1903 года возникает компания "Форд Мотор", в активе которой неисчерпаемый энтузиазм и 28 тысяч долларов, предоставленные инвесторами. Под руководством главного инженера Генри Форда (президентом он станет позже) была разработана "бензиновая коляска" мощностью в 8 лошадиных сил, получившая незатейливое наименование "Модель А". Этот автомобиль был разрекламирован как "наиболее совершенная машина на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчик". За руль первого автомобиля в истории "Форд Мотор" сел некто доктор Е. Пфеннинг из Чикаго, очень кстати изъявивший желание обзавестись столь многообещающим транспортным средством, - за месяц банковский баланс компании упал до 223 долларов, что не на шутку взволновало акционеров.

Почин был положен, однако на пути к успеху молодую компанию поджидала еще одна колдобина. Уже через пять недель после появления "Форд Мотор" ее деятельности стала серьезно угрожать Ассоциация лицензированных производителей автомобилей. Основой для их притязаний послужил выданный в 1895 году Джорджу Селдену патент на дорожные локомотивы, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, на основании которого Ассоциация взимала плату за любую повозку, передвигающуюся без лошади, сделанную или проданную в США. Генри Форд, не задумываясь, нарушил это драконовское установление, чем и вызвал гнев Ассоциации. Ассоциация мало заботилась об усовершенствовании процесса производства автомобилей, стремясь только к сохранению прибыли для своих членов. Форд, всегда ненавидевший бюрократию и финансовых воротил, без колебаний вступает в судебную волокиту. Этот нелепый патент тормозил не только развитие компании "Форд Мотор", но и ставил заслон на пути дальнейшего усовершенствования автомобиля. "Все изобретения являются основой эволюционного развития, - говорил Форд, - только Селден объявлен единственным создателем".

Моська вдруг стала лаять на слона: компания Генри Форда с уставным капиталом в 28 тысяч долларов выступила против индустриальной группы с миллионными оборотами. Судебная волынка играла шесть лет - в 1909 году Форд проиграл процесс. Однако он подает на апелляцию и выигрывает дело в 1911. Процесс наделал в США много шума, в результате которого Форд приобрел большую популярность и стал чуть ли не национальным героем. Его победа была значительным событием не только для его бизнеса - этот процесс положил конец монополии Ассоциации и дал мощную искру, воспламенившую всю автомобильную промышленность. Шлюзы были подняты - поток автомобилей грозил хлынуть на американский и мировой рынок.

Несмотря на все дрязги, в течение первых полутора лет работы семейство "Модели А" разрослось до 1700 автомобилей. Инженеры компании продолжали работать над усовершенствованием выпускаемых машин, создав в период с 1903 по 1908 год 19 моделей и добравшись, таким образом, до буквы S. Наибольшим успехом у покупателей пользовалась "Модель N" - небольшой легкий четырехцилиндровый автомобиль по цене 500 долларов. Зато рассчитанная на состоятельных людей "Модель K" - шестицилиндровый лимузин стоимостью в 2500 долларов - продавалась слабо. Эта ситуация еще более укрепила уверенность Форда в том, что будущее компании в производстве недорогих автомобилей для среднего класса.

В результате внезапно возникших трений с одним из акционеров, Форд приобретает контрольный пакет акций и становится президентом компании. Он продолжает настойчиво воплощать свою мечту о надежном и всем доступном автомобиле в жизнь, понимая, что достигнутый успех (а компания процветала) ничтожен по сравнению с перспективами, открывающимися на горизонте. В то время автомобиль был, в основном, игрушкой для богатых людей. "Я буду строить автомобиль для большинства", - заявил Форд в октябре 1908 года, сообщая о рождении автомобиля модели Т. Цена этой машины составляла всего лишь 260 долларов, а с дополнительным оборудованием - около 400.

"Большинство" по достоинству оценило столь трогательную заботу о нем: в первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности. Однако эти обороты были только началом. В рекордно короткие сроки "Модель Т" завоевала признание миллионов (!) американцев: с 1908 по 1924 год на заводах Форда было произведено 10 миллионов машин этой модели. Всего за 19 лет существования модели Т Форд продал около 17 миллионов автомобилей по всему миру, а к концу 1913 года компания "Форд Мотор" производила уже половину всех автомобилей в мире (!!).

"Модель Т" стала символом недорогого, но надежного транспортного средства, которое могло пройти там, где другие машины застревали в грязи. Сам Форд называл ее универсальной машиной, а американцы стали ласково именовать ее "Жестяная Лиззи". "Лиззи" перевернула представления людей о том, что такое автомобиль, сразу же заняв одну из первых полос в истории.

 

Пятый сон Веры Павловны

Генри Форд был революционером по натуре, никогда не останавливающимся на достигнутом. Рынок требовал все большего и большего количества автомобилей, и прежние методы производства явно не справлялись с запросами индустриальной эпохи. Было очевидно, что экспансивное разрастание заводов и увеличение их количества вряд ли смогли бы переломить ситуацию - массовый автомобиль требовал массового производства. Хорошо знакомый каждому конвейерный способ производства ввел в широкую практику не кто иной, как Генри Форд, впервые опробовав конвейерное производство на своих заводах в 1913-14 годах. Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет выполнять одну определенную операцию, то время производства автомобиля существенно сократится. Воплотившись в практику, эта идея стала началом индустриальной революции и основой всей будущей промышленности. В результате полное автомобильное шасси собиралось каждые 93 минуты, что явилось огромным шагом вперед по сравнению с прежними 728 минутами. "Модель Т" сходила с конвейера каждые двадцать четыре секунды!

Едва только массовое производство было внедрено и стало давать первые результаты, Генри Форд удивил мир еще раз - будто события рисковали стать чересчур предсказуемыми. 5 января 1914 года он заявил, что минимальная зарплата в компании "Форд Мотор" будет составлять 5 долларов в день. Эта ставка ровно вдвое превышала существующий минимальный оклад. Кроме того, рабочий день был уменьшен с девяти часов до восьми, что позволило ввести трехсменную систему.

Этим шагом Форд завоевал всемирную славу. Однако ни великим гуманистом, в качестве которого его превозносили одни, ни сумасшедшим социалистом, как клеймили Форда другие, он не был и руководствовался сугубо практическими и даже своекорыстными целями. Прежде прибыль финансовых магнатов была основана на том, чтобы платить рабочему минимально возможную плату, за которую он соглашался работать, а продавать автомобили за такую максимально высокую цену, за которую их только можно было продать. Классическая эксплуатация человека человеком по Карлу Марксу. Форд, всегда отличавшийся оригинальными и нестандартными решениями, решил поступить наоборот. Он резко снизил продажную цену автомобиля - и завоевал максимально возможный сектор рынка, многократно увеличив свои прибыли. Повышение же оклада в два раза не только сделало заводы Форда привлекательным местом работы, обеспечив ему постоянный приток рабочей силы, и, в результате увеличения благосостояния, повысило качество работы, но и… позволило увеличить размеры продаж! Расчет Форда был прост, но гениален: недорогие машины будут продаваться гораздо лучше, если их смогут покупать сами рабочие. Выходит, что теория "разумного эгоизма" - не миф?

Форд мечтал не только об увеличении объема производства, но и о полной независимости. Первая мировая война с ее нехваткой сырья и ростом цен продемонстрировала ему необходимость контроля над материалами. Медленная работа поставщиков убедила его в том, что он должен производить свои собственные запасные части. Колеса, проволока, обивка и другие необходимые детали прежде покупались у сторонних компаний, которые не могли угнаться за потокоподобным ростом производства империи Форда, что нередко приводило к нежелательным задержкам, - невозможно было координировать производство и поставки так, чтобы каждый продукт прибывал в нужное место в нужное время.

Для предотвращения сбоев в работе сборочных линий, Форд первое время стремился накопить большие запасы сырья и комплектующих, но вскоре осознал, что это приводит к нецелесообразному замораживанию больших капиталов. Его осенила еще одна блестящая идея - он пришел к мысли ускорения движения комплектующих так же, как и готовой продукции. К 1927 году был построен завод на Красной реке, олицетворяющий идею интеграции операций производства и сборки. Для окончательного завершения интеграции он купил железную дорогу, 185 тысяч гектаров лесных угодий, приобрел контроль над 16 угольными шахтами и так далее…

Империя Форда стала полностью автономной и независимой организацией, работающей слаженно, как часы. Генри Форд, по сути, создал капиталистический вариант натурального хозяйства, совершив еще одну революцию, но на этот раз бескровную - ни один цент не был заимствован для того, чтобы оплатить все это производство.

 

В зените славы

В 1908 году общее число производимых "Форд Мотор" автомобилей составляло 100 штук в день. Владельцы акций компании были очень довольны, Форд - нет, ставя себе цель довести производство до 1000 автомобилей в день. Как мы могли убедиться выше, свою норму он не только добросовестно выполнил, но и перевыполнил. К 1916 году петровская поступь Генри Форда стала серьезно беспокоить акционеров. Форд, не имевший в своем словарном запасе слова "хватит", был занозой для акционеров компании, хотевших, наконец-то, пожить спокойно, не волнуясь каждую минуту за судьбу своих дивидендов. Стремясь защитить свои деньги от неудержимых и всепоглощающих, как горный поток, планов Форда, акционеры организовали судебный процесс с целью запретить ему использовать получаемую прибыль на дальнейшее расширение производства.

Форду был предъявлен иск в том, что он начал опрометчивое расширение, приведшее к падению цен на продукцию компании и, в результате, к снижению дивидендов акционеров. В декабре 1917 года суд вновь принял решение не в пользу Форда. Как и в случае с Селденом, автомобильный магнат подал на апелляцию, однако раз на раз не приходится - на этот раз Форд проиграл процесс. Не литьем, так катаньем - недовольный тем, что "паразиты" в лице суда и бюрократии будут мешать руководству компанией, он решил выкупить у них все акции. В 1920 году компания "Форд Мотор" была реорганизована и полностью передана во владение Форду и членам его семьи. Никогда прежде один человек не контролировал настолько полно столь гигантское предприятие.

Впрочем, с поста президента компании Форд ушел чуть раньше, в декабре 1918, отказавшись от него в пользу своего единственного сына Эсдела. Автомобильные щупальца компании протянулись в 33 страны мира, где были организованы холдинги "Форд Мотор".

В последние годы, несмотря на неиссякаемый энтузиазм и блестящие идеи, работа империи Форда стала заметно ухудшаться - ряд стратегических просчетов значительно поубавили размер сектора рынка, который занимала компания. Форд просто не выдержал давления беспрецедентного масштаба достигнутого успеха…

 

Демиург (вместо заключения)

Постоянное внимание к сиюминутным потребностям рынка, упорство в отстаивании своей стратегии в бизнесе и неослабное стремление к прогрессу принесли Генри Форду многомиллионные капиталы и всемирную известность.

Новаторские идеи Форда изменили саму структуру общества. С Генри Форда начала свой отсчет эра автомобиля. "Модель Т", этот самый известный автомобиль за всю историю автомобилестроения, стал инструментом действительного, а не воображаемого передела мирового порядка.

Автомобиль не как роскошь, а как средство передвижения стали прелюдией к широкой промышленной революции. Миллионы людей могли свободно путешествовать по стране. Фермеры больше не были изолированы от удаленных ферм. Лошади исчезли так быстро, что передача пастбищных земель под зерновые явилась причиной аграрной революции. Менее чем в два десятилетия автомобиль стал главной опорой американской экономики и стимулятором урбанизации страны. "Модель Т" завоевала мир и создала новую Америку. Феноменальный, ошеломляющий, обескураживающий - вряд ли мы сможем подобрать слово, которое смогло бы вместить в себя масштабы этого успеха.

"Вы не можете анализировать гения, а Форд - гений", - так характеризовал своего босса Джеймс Коузен, бывшим менеджером "Форд Мотор" с момента основания компании. Но на самом деле Форд не был гением, он был не более чем предприимчивым человеком.

За свою долгую и богатую событиями жизнь Форд опубликовал не одну книгу и статью, однако среди них пальму первенства по праву держит его автобиография "Моя жизнь, мои достижения".

Простыми словами Форд учит нас повседневной жизни и объясняет сложнейшие производственные отношения. Примеры, которыми изобилует книга, - бесценный опыт моделей, которые придуманы, внедрены и работают. Простота анализа производственных, социальных, экономических и финансовых отношений наглядно доказывает жизненную важность основных идей Форда:

  • Моя цель - простота.
  • Хозяйственный принцип - это труд.
  • Нравственный принцип - это право человека на свой труд.
  • Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу.

 

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Генри Форд завоевал мир и создал новую Америку | | 2010-08-25 04:42:37 | | Бизнес статьи | | Мир формируют идеи. XX век начался не в 1900 году. XX век начался 4-июня 1896 года, когда молодой изобретатель Генри Форд выехал из своего сарая на небольшом самоходном транспортном средстве и | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: