Web 2.0 для дизайнеров

Во времена Web 1.0 довольно ограниченное количество авторов создавали веб-страницы для большого числа читателей. В результате люди получали информацию, непосредственно посещая источник. Однако со временем всё больше и больше людей начали не только читать, но и сами писать в Сети. Эффект получился довольно интересным – внезапно образовалось слишком много информации для ознакомления. Стало просто физически невозможным посетить многочисленные сайты, даже если они и достойны внимания. Вот тогда-то и стало ясно, что парадигма Web 1.0 должна измениться.

Добро пожаловать в Web 2.0 – видение Сети, в котором информация поделена на микро-частички, которые могут быть распределены на десятки доменов. Сеть документов трансформировалась в Сеть данных. Мы больше не ищем старые источники информации: теперь мы пытаемся найти инструменты для группировки микро-частичек информации в удобном виде.

Эти инструменты-интерфейсы Web 2.0 станут первым рубежом дизайнерских нововведений.

Подтверждение тому уже существует в виде RSS-аггрегаторов, поисковых систем, порталов, всевозможных API и веб-сервисов ( XML- RPC, SOAP и др.). Web 2.0 часто описывается как «Сеть как платформа», и мы думаем о ней как о платформе для взаимодействия с информацией, мы начинаем видеть как она влияет на дизайн. Представьте себе, что информация предоставляется различными участниками процесса – компаниями, индивидуумами, правительством – и которую можно объединить одним интерфейсом под одной крышей. Например, Amazon предоставляет доступ к своей базе данных всем, кто пожелает. Для него можно сделать свой собственный интерфейс, который в большей мере удовлетворяет ваши потребности. Важно то, что подача информации может быть подстроена для различных нужд.

Можно насчитать 6 тенденций, которые характеризуют Web 2.0 для дизайнеров. Мы попытаемся просуммировать все эти тенденции с краткими примерами.

Переход к смысловой разметке и XML


Одна из главнейших особенностей в понимании Web 2.0 это переход к смысловой разметке, которая аккуратно описывает информацию, к которой она относится. Наиболее популярные языки разметки HTML и XHTML в основном используются для отображения информации. Для этого предназначены тэги, к которым можно применять стили CSS. Однако для описания разнообразной информации данных тэгов не хватает: мы имеем только простейшие параграфы, заголовки, списки и, грубо говоря, всё. А в Web 2.0 такие описания не только возможны, но и критически важны!

В пример можно привести формат RSS/ XML для объединения информации в удобной форме. Это простой способ донести до читателей вести о новых материалах на сайте. Нужно всего лишь подписаться на RSS в программе для работы с подобными данными.

Предоставление веб -сервисов

На раннем этапе развития сети, когда о смысловой разметке ещё мало кто и думал, сайты представляли собой собрания страничек. Странички были или полностью статичные, или же как-то анимированные для придания интерактивности. Общим методом для рекламы сайтов было позиционирование их как особых «мест» — Сеть как виртуальный мир со своими магазинами и порталами.

В конце 90-х, а особенно в начале 21-го века наступление XML-технологий и веб-сервисов стало постепенно изменять дизайн и устройство сайтов. XML-технологии позволили информации стать общей и доступной для различных систем, а веб-сервисы обеспечили интерфейсы к «внутренностям» сайтов. Таким образом, визуальный интерфейс для доступа к данным превратился в программный (API).

Неплохие примеры веб-сервисов – сайты eBay и Amazon. Их база данных доступна каждому программисту, кто в силах написать свой интерфейс для работы с API.

Преобразование информации: из «что и когда» в «кто и зачем»

Веб-дизайн времён Web 1.0 представлял создание сайта как «вещь в себе». Но информация уже не может оставаться в одном единственном месте – если не идти против природы социальной Сети и не замкнуть её на замок. Веб-дизайн Web 2.0 должен создавать уже не сайты, а некую среду, управляемую событиями. И не случайно, что RSS стал одним из ключевых кирпичиков. Он позволяет получать информацию в аггрегаторе в любое время без внешнего дизайна. Поисковые системы также могут предоставлять результаты поиска в этом формате.

Так как информация теперь течёт свободным потоком в RSS-каналах, дизайнеры должны думать о том, как правильно предоставлять саму информацию, а не сайты.

Обновлённая навигация и значимость информации

В результате преобразования информации она может быть прочитана вдали от своего источника. Таким образом, большая часть навигации, которая используется для доступа к определённой информации, может быть недоступна, например в аггрегаторах.

Один из побочных эффектов этого состоит в том, что источники и пути получения полезной информации будут постоянно меняться, и пользователи не будут знать, где её найти. К счастью, аггрегаторы имеют ответ на этот вопрос: они могут следить за тем, что делает пользователь. Записывая те микро-частички информации, которые пользователь просматривает чаще всего, аггрегатор может предсказать, какая информация может понадобиться в будущем. Как пример можно привести сервисы Del. icio. us, Blogdex.

Заложенная в их основание схема подсчёта значимости информации помогает пользователям находить что-то новое на других, неизвестных сайтах, даже не посещая их. Наиболее популярные пути навигации будут вырастать из поведения пользователей, и не создаваться кем-то специально для этой цели.

Метаданные и сообщества, создающие социальные базы знаний

Одной из особенностей Web 1.0, которая, казалось, изменит всё, была возможность изменить публикацию в любое время. В Сети нет таких типографских понятий, как «редакция» или «печать». Есть только сайт и его текущее состояние. Мы уже привыкли такому положению дел, и оптимист может надеяться, что информация в Сети будет становиться только лучше со временем: будут добавляться метаданные (данные о данных), описания станут более глубокими, названия более чёткими и ссылки исчерпывающими.

То, что мы видим в Web 2.0, ушло намного дальше этого и пользователи могут добавлять свои собственные метаданные. Например, те же самые ключевые слова, которые можно добавлять к публикациям на разных сайтах-сообществах. Интересно также наблюдать за тенденциями, проявляющимися при сопоставлении ключевых слов большого количества пользователей. Можно найти много того, о чём мы даже и не подозревали.

Смещение к программированию: разделение структуры и стиля


Во времена Web 1.0 существовало два этапа веб-дизайна. Раньше дизайнеры использовали анимированные картинки, вложенные таблицы в самых разных комбинациях. Позднее вошёл в моду CSS, который дал возможность отделить стиль от структуры. Но даже после этого упор был всё ещё на визуальном дизайне: это был основной путь привлечения внимания.

Мир Web 2.0, однако, уже не определяется как «место», и не основывается на одном только визуальном стиле. Единственная валюта Web 2.0 – XML, поэтому слова и смысл важнее внешнего вида. Информация стала мобильной и доступной программными методами. Можно сказать, что теперь мы создаём дизайн для машин, а не для людей.

Что это значит для веб-дизайнеров? Это значит, что дизайнерам придётся начинать думать о том, как лучше подать информацию. Дизайнерам придётся дружить с веб-сервисами, API и RSS. В конце концов, дизайнерам нужно стать немножко программистами.

Итого

Последствия Web 2.0 далеко идущие. Как и все изменения парадигм, она влияет на то, как люди будут использовать Сеть в социальных, культурных или личных целях. Одна из самых подверженных этому влиянию группа – это дизайнеры и разработчики сайтов. И не только потому, что им придётся повышать свою квалификацию, но также и потому, что им нужно будет осознавать информацию как часть объединённого целого, экосистемы, если хотите, а не отдельного острова.

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Web 2.0 для дизайнеров | | 2010-09-20 04:30:54 | | Языки разметки | | Во времена Web 1.0 довольно ограниченное количество авторов создавали веб-страницы для большого числа читателей. В результате люди получали информацию, непосредственно посещая источник. Однако со | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: