XHTML, говорите?
Одна из самых печальных вещей, которую я замечаю, когда набредаю на русскоязычные веб-разработчицкие сообщества — это полное нежелание разбираться в сути вопросов. Когда что-то у кого-то не получается, он сначала спрашивает это в форуме, где куча самозванных “гуру” начинает ему рассказывать несусветную чушь. Потом, если повезет, кто-нибудь даст ссылку на какую-нибудь более-менее адекватную статью, которая может частично касаться вопроса. Совет же почитать первоисточник (например спецификацию языка) обычно воспринимается как издевательство, потому как по-английски все “свободно разговаривают” только в своих резюме.
Все это приводит к тому, что русское веб-сообщество полно совершенно странных мифов, пугающе противоречащих логике:
* “надо верстать и таблицами, и div’ами”
* “1 em = 16 px”
* “надо писать на XHTML, а не на HTML”
Вот по поводу последнего — сегодняшняя статья.
“Ложки нет”
Во-первых, нужно четко понимать, что чисто технически никакого XHTML в современном вебе не существует. По той простой причине, что самый распространенный браузер, которым пользуются люди, XHTML отображать не умеет. Если IE скормить реальную XHTML-страницу, то он ее покажет как любой другой XML-документ — в виде дерева элементов.
Многие здесь подумают, что я объелся лебеды, и несу чушь, потому что вот же, например — известный сайт, у которого в сурсе сверху недвусмысленно написано, что это XHTML 1.0, и валидатор подтверждает, что так оно и есть. И IE его, разумеется, отображает.
Загвоздка тут в том, что браузеры выясняют тип документа не по DOCTYPE. Вместо этого они смотрят на то, что указано в заголовках HTTP-ответа, с которым пришел документ. А написано там в подавляющем большинстве случаев:
Content-type: text/html
… ну и еще кодировка, возможно. А это значит, что браузер для отображения документа использует HTML-ный парсер. Чтобы браузер начал отображать документ именно по правилам XHTML, нужны две вещи:
* тип должен быть xml’ным: application/xml, text/xml или рекомендуемый именно для XHTML — application/xhtml+xml
* элементы должны принадлежать зарегистрированному для XHTML пространству имен — это вот та штука xmlns="http://www.w3.org/1999/xhtml"
Если так сделать, то как я уже сказал, IE, у которого специального XHTML-парсера нет, будет просто показывать дерево элементов, а новые браузеры действительно включатся в XHTML-режим.
DOCTYPE
Стоит уточнить, зачем же все таки нужен DOCTYPE. Как я уже писал в статье про валидацию, теоретически, он указывает на отдельный документ — DTD — по которому можно фомально проверить синтаксис XHTML. Но стандарт XML позволяет браузерам этого не делать и быть невалидирующими парсерами. Они и не делают. И единственная программа, которая таки использует DTD — это сам валидатор (мне это напоминает негласное требование к москвичам носить с собой паспорт только для того, чтобы милиция могла его наличие проверять :-) ).
Тем не менее, браузеры все-таки используют строчку DOCTYPE. Но исключительно для того, чтобы по совпадению этой строки с некими внутренними шаблонами включать разные режимы обратной совместимости. Например, будет ли IE6 считать размеры боксов по стандарту или в режиме совметимости с IE5, зависит от того, указать ли ему DOCTYPE строгого (X)HTML или нет. А в Gecko-браузерах таких режимов аж три: “загадочный”, “как IE” и “стандартный”.
Кстати, интересующимся сильно советую почитать свежую статью Тима Брея о том, чем вреден DOCTYPE. Тим Брей, между прочим, один из авторов XML.
А и не нужно
Думаю, я не ошибаюь сильно, считая, что призывы писать только на XHTML основаны исключительно на том, что это модно. Я помню, что многих людей в свое время издевательски (зная ответ) спрашивал, а зачем именно они вставляют слеш (”/”) в теги и и зачем именно они пишут в начале документа DOCTYPE разных вариантов XHTML. Никакого внятного ответа я на свой вопрос не получал.
Потому что на практике использовать настоящий XHTML а) трудно и б) практически незачем.
Напомню, что кардинальное отличие XHTML от HTML состоит в том, что XHTML подчиняется жестким XML’ным правилам well-formed’ности. То есть, если в документе хоть чуть-чуть что-то неправильно, то барузер обязан бросить парсить документ и сообщить пользователю об ошибке.
Такая строгость нужна и удобна, если ваш пользователь — программа. Тогда, чем более просты и строги правила синтаксиса, тем проще она сама.
Но такое поведение не подходит на вебе. Ни одному пользователю не интересно знать, как там где-то ошибся автор страницы или автор его CMS. Они приходят пользоваться, а не отлаживать. А в современном вебе, где документы составляются из кучи разных несвязанных кусочков информации, синатксические ошибки, к сожалению, слишком часты. Что означает, что ваш правильный XHTML-сайт будет слишком много времени неюзабельным. Достаточно, например, просто перенести copy-paste’ом URL’ку из браузера в блог и, если в URL’ке есть амперсанды (&), то вы получаете сломанный XHTML, который требует, чтобы эти амперсанды были экранированы (&).
Смысл все же есть
Есть редкие случаи, когда применение XHTML оправдано и на вебе тоже.
Одна из областей применения — микроформаты (о которых я уже как-то писал). Поскольку они предлагаются как вещи и человекочитаемые, и машиночитаемые одновременно, то строгость XML’а для них уже полезна.
Другая, еще более редкая штука — смешанные документы. XML позволяет в одном и том же документе объединять элементы разных XML-языков (поскольку синтаксис общий). Чаще всего это используется для вставления в XHTML кусков математики на MathML и графики на SVG. Есть известный блог — Musings — который это широко использует.
Однако, наверное самый полезный эффект, который XHTML произвел, лежит отнюдь не в технических аспектах. Эта самая буква “X” сыграла в свое время важную роль, сделав из простого как бы всем известного и скучного HTML новую модную технологию. Не будь XHTML’а, наверное куда меньше людей заинтересовались бы идеями современной верстки CSS’ом, разделением содержимого и оформления и стали бы читать спецификации хотя бы и только для того, чтобы повесить на страницу бесполезную кнопочку валидации. Пусть… Главное — общий эффект.


Поделиться статьей:
Акция: Закажи любой сайт до окончания акции и получи скидку + подбор семантического ядра + поисковую оптимизацию сайта Это позволит Вам получать еще больше трафика и соответственно клиентов из Интернета!
До конца акции осталось
0
5
4
3
2
1
0
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
0
5
4
3
2
1
0
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
0
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
|
Узнайте подробности акции у менеджеров компании по телефонам: 8-924-200-7194 г.Хабаровск 8-800-550-9899 Бесплатно по России (с 3 до 11:30 по Мск) |
Новые статьи и публикации
- 2021-01-22 » PHP и регулярные выражения: азы для новичков
- 2021-01-22 » Факторы ранжирования-2021
- 2021-01-19 » Вопросы юзабилити: на что обратить внимание в 2021 году?
- 2021-01-12 » Алгоритм YATI: новая разработка Яндекса
- 2020-12-29 » DdoS-атаки: суть и способы защиты от них
- 2020-12-21 » Оплата за конверсии в Яндекс.Директе: в чём выгода и как проходит подключение?
- 2020-12-14 » Предновогодняя суета: как привлечь клиентов и активизировать продажи?
- 2020-12-03 » Ведение блога: на своём сайте или на специальной платформе?
- 2020-11-30 » Виджеты для веб-сайтов: влияние кнопок на продажи
- 2020-11-30 » CRM: что это и как помогает бизнесу?
- 2020-11-13 » Тепловые карты сайта: особенности и возможности для продвижения
- 2020-11-11 » Яндекс.Клиенты: всё о новых возможностях георекламы
- 2020-10-27 » Описания товаров для интернет-магазинов: секреты успешных продаж
- 2020-10-27 » Увеличиваем мобильный трафик: 10 способов привлечь новых клиентов
- 2020-10-14 » Определение CMS сайта: как это сделать?
- 2020-10-13 » Сайты-агрегаторы: сотрудничать или бороться за ТОП?
- 2020-10-05 » Интернет-магазин в Instagram: как его открыть?
- 2020-09-28 » Интернет-тролли: как с ними бороться и не подмочить репутацию?
- 2020-09-17 » Bing: обновление для веб-мастеров
- 2020-09-15 » Подключение платформы Яндекс.Диалоги на веб-сайт
- 2020-09-07 » Яндекс.Вордстат: как это работает?
- 2020-08-27 » Настройка аудиорекламы в социальных сетях: как её выполнить?
- 2020-08-21 » Текст для карточки товара: как сделать идеальное описание?
- 2020-08-17 » Сайты-визитки: какими они должны быть?
- 2020-08-10 » Оценка страниц Google: как это работает?
- 2020-07-30 » Онбординг: получаем признание клиентов за несколько секунд
- 2020-07-23 » Особенности YMYL в Google
- 2020-07-21 » Лид-магниты: секреты притяжения клиентов
- 2020-07-09 » Проверка оптимизации сайта: выполняем SEO-анализ самостоятельно
- 2020-07-07 » Игра в портретиста: как определиться с целевой аудиторией?
Предоставляем полный комплекс услуг по созданию, обслуживанию и продвижению сайтов по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.