JavaScript и объектная модель

Скриптовые языки в некотором роде перевернули мир, и именно благодаря им появился DHTML, который позволяет делать со страничкой практически что-угодно. Как известно, всего два языка претендуют на лавры победителя в броузере. Это VBScript - подмножество Visual Basic-а и JavaScript. Вот последним мы и займёмся как наиболее универсальным.

Сами по себе изучать скриптовые языки не имеет смысла, т.к. они тесно связаны с объектной моделью броузера и, по сути дела, большая часть скриптов просто устанавливает соответствующие свойства объектов или вызывает их методы.

Что такое объектная модель?

Давным-давно, когда броузеры ещё имели номер версии равный единице, ничего подобного не было и в помине. Информация просто выводилась на дисплей по мере поступления, не подвергаясь никаким изменениям. Всё было просто, и даже глюков совместимости ещё не было :).

Сейчас же путь странички до дисплея гораздо дольше. Давайте поэтапно проследим её путь:

  1. Страничка скачивается с сайта и размещается в памяти компьютера;
  2. Производится анализ странички, в результате которого она препарируется на составляющие;
  3. Блоки, из которых состоит страничка, размещаются во временной базе данных соответственно структуре объектной модели;
  4. База данных становится доступной другим программам и, в-частности, рендеру, который выводит страничку на экран. Для доступа и управления содержимым этой базы данных броузер предоставляет нам механизм объектов и скриптовый язык, посредством которого и выполняется доступ.

Разумеется, содержимое базы может быть изменено до вывода на экран, что и позволяет работать DHTML. Но объектная модель остаётся работать даже после того, как страничка показана на экране дисплея. Это даёт нам возможность в небольших пределах (а в последних версиях HTML 4.0 практически полностью) менять содержимое странички после загрузки.

Структура объектной модели

Чтобы было понятно, о чём мы говорим, рассмотрим общую структуру объектной модели. Ниже приведена объектная модель Internet Explorer-а версии 4 и выше:

  • window - объект, дающий доступ к окну броузера
  • frames - объект, дающий доступ к фреймам
    • window...
    • window...
    • ...
  • document - объект, содержащий в себе всю страничку
    • all - полная коллекция всех тегов документа
    • forms - коллекция форм
    • anchors - коллекция якорей
    • appleеs - коллекция апплетов
    • embeds - коллекция внедренных объектов
    • filters - коллекция фильтров
    • images - коллекция изображений
    • links - коллекция ссылок
    • plugins - коллекция подключаемых модулей
    • scripts - коллекция блоков
    • selection - коллекция выделений
    • stylesheets - коллекция объектов с индивидуально заданными стилями
  • history - объект, дающий доступ к истории посещенных ссылок
  • navigator - объект, дающий доступ к характеристикам броузера
  • location - объект, содержащий текущий URL
  • event - объект, дающий доступ к событиям
  • screen - объект, дающий доступ к характеристикам экрана

Объектная модель Netscape Navigator-а немного отличается от вышеприведённой, но её смысл точно такой же. А использование JavaScript позволяет нам обойти различия в реализации объектных моделей.

Вместо того, чтобы подробно объяснять каждый объект, входящий в модель броузера, я буду разъяснять смысл соответствующих объектов, их свойств и методов на конкретных примерах по мере возникновения в том необходимости.

Как видите, структура объектной модели достаточно сложна, но строго определена, и существует однозначный способ доступа к любому свойству или методу. Синтаксис полностью соответствует тому, что используется в объектных языках. Т.е. нижележащие объекты отделяются от вышележащих точкой, и для доступа к конкретному свойству нужно просто корректно построить строку доступа.

И, как Вы понимаете, вот здесь-то на сцену и выходит скриптовый язык, который и позволяет нам манипулировать объектами.

Как любой язык программирования, JavaScript имеет определённый набор типов переменных, операторов, встроенных функций и объектов. Изучение JavaScript как такового как раз и заключаются в запоминании всего этого. Но, как Вы понимаете, оторванный от объектной модели, он мало полезен сам по себе. А потому я просто расскажу о популярных эффектах, применяемых на страничках, попутно давая пояснения. И надеюсь, что если это Вас заинтересует, то более сложные вещи Вы уже напишете сами.

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

JavaScript и объектная модель | | 2010-12-25 08:37:50 | | Веб-дизайн | | Скриптовые языки в некотором роде перевернули мир, и именно благодаря им появился DHTML, который позволяет делать со страничкой практически что-угодно. Как известно, всего два языка претендуют на | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: