Как не наступить на грабли, заказывая дизайн сайта

Как не наступить на грабли, заказывая дизайн сайта В данной статье я поделюсь своим опытом выбора web-студии и подготовки технического задания на разработку дизайна сайта. Я набила много шишек в этом вопросе при работе над дизайном для личных и корпоративных сайтов, что стоило мне немало времени и денег.

Хочу предупредить сразу, что речь пойдет о дизайне для серьезного проекта (корпоративного сайта, интернет-магазина, портала), а не очередного МФА или сателлита. И речь именно о дизайне, а не о разработке сайта под ключ.

Несерьезный подход

Для начала расскажу, на какие грабли наступает большинство заказчиков, которые решают эту проблему впервые.

Заказчик обращается в web-студию или к дизайнеру-фрилансеру, рассказывает, что какой сайт ему нужен. Описание обычно сводится к общим фразам: “чтоб всем нравилось”, “чтоб позавидовали конкуренты”, или “чтоб было не хуже, чем у Пети“ и т.д. Дизайнер задает несколько уточняющих вопросов про цветовую гамму, цвет колонок и размер шрифтов, получает предоплату и приступает к работе. При этом считается, что он по умолчанию обладает неким телепатическим даром: ТЗ для него – простая формальность, а юзабилити у него в крови.

По своему опыту таких ситуаций могу сказать, что заказчику повезет, если в итоге макет будет хотя бы на 50% соответствовать его ожиданиям. Что дальше? В процессе сложных длительных уточнений и разъяснений макет несколько раз меняется, правится, “совершенствуется”, и в итоге все-таки с натяжкой утверждается. Дизайн натягивается на движок, сайт выходит в открытый доступ. А через 3-4 месяца заказчик осознает, что при разработке дизайна забыли учесть еще одну “деталь” – юзабилити. В итоге весь процесс до боли напоминает широко известную картинку:

Как не наступить на грабли, заказывая дизайн сайта

В подобных ситуациях виноваты обе стороны. Заказчик – в том, что нечетко поставил задачу, дизайнер – в том, что не уточнил важные моменты и взял решение спорных вопросов на себя. Но, как обычно, больше всего страдают посетители – хорошо, что всегда есть пару сотен других сайтов, где они могут найти решение своего вопроса и не сломать при этом голову.

Профессиональный подход

А теперь о том, как нужно заказывать дизайн сайта в идеале.

1. Определяется портрет целевой аудитории. Перед тем, как обратиться в дизайн-студию, заказчик должен четко представлять своего целевого пользователя и ту проблему, ради решения которой этот пользователь придет на сайт.

2. Определяется базовый функционал и структура сайта. Нужно определить, какой функционал необходим сайту, чтоб помочь пользователю решить его проблему как можно лучше. С этой же целью нужно заранее продумать, какие разделы и страницы будут на сайте и как они будут связаны между собой.

3. Выбирается web-студия. Только когда есть ясное понимание проблем пользователей и представление о функционале, который будет эти проблемы решать, можно приступить к выбору подрядчика. На этом этапе предварительно определяется стоимость дизайна.

4. Проводится брифинг заказчика. Менеджер проекта со стороны исполнителя задает заказчику ряд вопросов о целевой аудитории, функционале и структуре сайта, в ходе которых определяется базовая концепция дизайна.

5. Составляется ТЗ на разработку дизайна. На основании собранных данных, менеджер проекта составляет детальное техническое задание на разработку макетов и графических элементов (да-да, ТЗ в идеале должна формировать именно сторона исполнителя, а не заказчика). В ТЗ должно быть описание целевого назначения страницы каждого типа – какие действия должен выполнить пользователь на данной странице, какой функционал здесь предусмотрен, на чем сделать акцент и т.д.. После утверждения заказчиком, ТЗ передается в работу юзабилити-специалистам.

6. Разработка и утверждение прототипов. На основании ТЗ строится прототип каждой страницы. Прототип – это схематический макет без дизайна, который определяет размер и положение элемента в макете. Утвержденные заказчиком прототипы передаются дизайнеру, начинается последний этап работ.

7. Разработка и утверждение дизайн-макетов. На основе готовых прототипов разрабатываются макеты страниц. После утверждения, в зависимости от договоренности со студией, исходники либо отправляются заказчику, либо передаются верстальщикам для порезки и интеграции в движок.

Для того, чтоб получить качественный дизайн, нужен серьезный подход. Основная задача заказчика при таком подходе – четко описать целевую аудиторию задачи сайта, а все промежуточные технические аспекты (ТЗ, прототипы) исполнитель как более опытная сторона должен взять на себя. К сожалению, такой подход встречается очень редко и стоит на порядок дороже, чем в среднем на рынке.

Что делать, если нет денег на профессиональную студию, но не хочется быть лузером?

Подавляющее большинство студий ориентировано на средние бюджеты и работает по упрощенной схеме. Техническое задание составляет сам заказчик без помощи исполнителя, а над проектом обычно работает два человека – менеджер и дизайнер, который совмещает обязанности юзабилитиста. Макет разрабатывается сразу, без прототипа. При такой схеме работы очень многое зависит от заказчика – от его понимания психологии посетителей и умения излагать свои мысли на языке, понятному для дизайнера. Если вы попали в похожую ситуацию, главное – правильно составить ТЗ.

Что должно содержать ТЗ на разработку дизайна сайта

Ваша задача – не просто как можно детальнее описать требования к дизайну, но сделать документ четким, структурированным и понятным. Очень важно использовать маркировку пунктов, чтоб при дальнейшем обсуждении ТЗ любая из сторон могла просто ссылаться, например, на пункт “4 B”, а не объяснять, что речь идет о моменте, описанном на 3-й странице во втором абзаце снизу.
Итак, базовое ТЗ на разработку дизайна сайта должно содержать:

1. Общее описание сайта
Каковы цели сайта, кто является его целевой аудиторией? Какие ощущения он должен вызывать у посетителей – доверие, радость, солидность, оригинальность и т.д. С чем должен ассоциироваться? Должен ли запоминаться? Иными словами, в этом пункте нужно сосредоточить внимание на эмоциональных характеристиках будущего дизайна. Не советую сводить этот пункт до описания типа «Красивый дизайн, который должен вызывать позитивные эмоции». Поверьте, понятие красоты и позитива у вас и у дизайнера может очень сильно отличаться.

2. Структура сайта в виде схемы
Схематическое изображение взаимосвязей между разделами, категориями и типами страниц, которое можно сопроводить кратким описанием.

3. Общие пожелания по дизайну:
- варианты предпочтений по цветовой гамме, желательно с примерами, которые можно генерировать с помощью сервиса Colorscheme.ru;

– размер сайта (резиновый, фиксированный, мультиразмерный) и разрешение, под которое его нужно будет адаптировать;

– базовая структура страницы: количество колонок, наличие шапки и футера и других сквозных элементов;

- другие пожелания, которые касаются конкретных моментов внешнего вида сайта.

4. Описание сквозных блоков
Практически у всех сайтов есть ,как минимум, три сквозных блока, в которых контент одинаковый для всех страниц – шапка, футер и меню. Чтоб не описывать потом эти блоки для каждой страницы в отдельности, можно вынести их в отдельный пункт.

Шапка: каково ее целевое назначение? Должна привлекать к себе внимание, или наоборот – не бросаться в глаза? Какие инфоблоки должны там размещаться? и т.д. Футер – аналогично шапке. Назначение, содержание, акценты.

Описание меню должно содержать перечень ссылок (или блоков ссылок) в порядке иерархии. При необходимости нужно уточнить, на каких пунктах должно акцентироваться внимание и какие есть пожелания по оформлению и подсветке ссылок.

5. Описание каждой страницы, для которой требуется макет

Описание каждого макета должно включать:

- целевое назначение страницы (познакомить пользователя с преимуществами компании? показать товарный ассортимент? подробно информировать о характеристиках конкретного товара? и т.д.);

- список всех элементов, которые будет содержать контентная часть (картинки, таблицы, текст, форма отзывов, форма поиска и т.д.);

– целевое действие, которое должен совершить пользователь на данной странице (зарегистрироваться, выбрать товар, оставить отзыв, оплатить и т.д.);

- при необходимости – список элементов, на которых вы хотели бы акцентировать внимание посетителей (нужно только в случаях, если эти элементы не связаны с целевым назначением страницы, описанным выше).

6. Описание отдельных графических элементов
Если предполагается разработка логотипа, иконок, схем – их тоже нужно обязательно описать в ТЗ.
Даже если вы составите очень подробное ТЗ, после ознакомления с ним у дизайнера должны возникнуть уточняющие вопросы. Если вопросов нет – я бы засомневалась в его адекватности.

Что делать, если вам нужно составить ТЗ на дизайн сайта, но вы даже не представляете, с какой стороны подойти к этому вопросу? Найдите компанию, которая поможет определиться с концепцией и структурой сайта и на основании вашего видения проблем целевой аудитории составит внятное ТЗ. Кстати, (у нас тоже есть такая услуга).

В заключение хочу сказать, что поиск адекватной компании может быть долгим и мучительным процессом. Чем больше у заказчика опыта, тем сложнее ему выбрать web-студию, которая бы идеально соответствовала его требованиям. Бывает, что студию приходится менять уже в процессе разработки дизайна. Это непросто и неприятно, но успеха добиваешься только тогда, когда выходишь за рамки обыденного.

С ув., Елена Камская.

Источник: http://feedproxy.google.com/~r/optimizatorsha/BFlR/~3/J7npxb-oCG4/

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Как не наступить на грабли, заказывая дизайн сайта | | 2012-10-03 14:13:00 | | Статьи о продвижение сайтов | | В данной статье я поделюсь своим опытом выбора web-студии и подготовки технического задания на разработку дизайна сайта. Я набила много шишек в этом вопросе при работе над дизайном для личных и | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: