Предпосылками возникновения рекламного рынка выступили: опережающий спрос на средства рекламы по сравнению с предложением; рост конкуренции товаров и развитие рекламной инфраструктуры; рост спроса на рекламу у потребителя; стремление рекламодателя к увеличению рыночной доли. Первичная структура рекламного рынка определяется: субъектами экономических отношений в цепочке рекламного процесса; объектами в качестве рекламного товара; характером конкурентных отношений. Кроме первичных элементов рынка существует инфраструктура рекламного рынка, обслуживающая отношения в виде различных коммуникационных агентств, студий, вузов, структур связи, информационных банков и др. Важным фактором выступает конкуренция субъектов рекламного рынка. Эта совокупность факторов составляет механизм функционирования рыночной сферы.
В основе политико-идеологического и философского содержания рекламного рынка, как и товарного, выступают: способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства; способ поведения хозяйствующих субъектов; способ мышления. С позиции выделения экономического содержания рекламный рынок рассматривается прежде всего как механизм, позволяющий обеспечить баланс соотношения спроса и предложения различных видов рекламных услуг. Сейчас рынок выступает в качестве общественного института, сводящего рекламодателя и потребителя через неличные средства рекламы для информирования о предлагаемых атрибутах товаров с целью совершения сделки купли-продажи, а также субъектов рекламной деятельности для разработки и распространения рекламы.