Flash - что может быть хуже?

С самого первого момента, когда я познакомился с Flash, меня не покидало ощущение, что где-то я уже это видел. Что-то до боли знакомое я видел в каждом навороченном Flash-сайте с бегающими менюшками, разворачивающимися кубиками, летающим фоном, выпрыгивающими текстами и мельтешащими фотографиями.

Ночей не спал, завтраки не ел, пил только чай, пока наконец меня не осенило - да это же самые настоящие компьютерные игры. Стоить вспомнить Starcraft, Civilization или Quake, как сразу же становится ясным - компьютерные игры и Flash-ролики делались одними руками, или во всяком случае - на одной идейной и принципиальной базе.

И в играх и в Flash-роликах мы натыкаемся на навороченные "заставки", которые призваны "снести башку" пользователю и заманить его на сайт, на игру. Пройдя заставку с помощью "Skip Intro", мы получаем полный набор всевозможных текстур, мелькающих менюшек настройки, "оригинальных" интерфейсов с футуристическими линейками прокрутки, кнопочками, окошками, текстами со шрифтами, которые едва можно разглядеть в микроскоп. В наушниках нас оглушает "крюютая" музыка, а при каждом выборе мышкой, что-то непременно куда-то въезжает, откуда-то выезжает и при этом издает какое-нибудь скрипение или звоночек.

История метаморфозы

Пользователи и разработчики Web изначально стремились оживить скучные статические web-страницы. Сначала это делалось с помощью анимированных гифов, потом на помощь пришёл JavaScript.

С началом коммерческого бума в Интернет Web перестал быть тихой гаванью физиков-теоретиков и студентов-любителей. В Web хлынули деньги инвесторов, которые превратили его из академического опыта в индустрию. В индустрию с большими деньгами. И в эту индустрию потянулись дизайнеры из других сфер. Они быстро оценили, что "HTML никуда не годится, а броузеры вообще показывают страницы как хотят, текст и графика на белой странице - слишком скучны для развалившегося на дивание среднестатистического Тома Пупкина". Крюютым дизайнерам чего-то не хватало - простейшие анимации давались ценой построения сложнейшего кода, который к тому же еще и не всегда на всех броузерах работал.

Но если есть спрос, рано или поздно предложение появится. Таков закон рынка. А в Web-е отныне правили законы рынка, а не технологий. Вот тут-то и появляется Flash. Все проблемы с совместимостью, изощренным программированием - разом забыты. Впервые web-мастером может себя назвать человек, который не знает ни строчки HTML/JavaScript. Крюютые дизайнеры ликуют!

Цена желания

Flash позволил в полную силу пользоваться своими талантами дизайнера компьютерных игр для создания Web-сайтов. Flash быстро перешел границы анимированных баннеров и элементов навигации. Во Flash теперь делают целые web-сайты. Постойте, постойте - я сказал web-сайты? Но почему считается, что Flash-ролик имеет отношение к Web-дизайну? Только потому что Flash-ролик закачивается из Интернет с помощью броузера? Так ведь Flash-ролики уже давно используются отдельно от броузера - их распространяют на компакт-дисках. Да в принципе их можно распространять на чем угодно - хоть на 5-тидюймовых дискетах: получил по почте, вставил в компьютер, загрузил Flash-player и смотри на навороты без всяких броузеров и Интернетов. Вот тогда и станет ясно - что Flash - это одно, а web-дизайн - совершенно другое.

С приходом IE в броузере стало возможно запустить все, что угодно: документы Acrobat, таблицы Excel, удаленный терминал VNC, ролик QuickTime, схему AutoCAD-а, Java-апплет. Но никто же не станет относить программирование Java-апплетов или верстку документов в Acrobat к web-дизайну только на этом основании? Название книжки "QuickTime и Web-дизайн" кажется нелепым, а название "Flash и Web-дизайн" почему-то раскупается на ура.

Самое интересное, что Flash-мастеры больше всего ненавидят сам броузер со всеми его кнопочками, менюшками и адресной строкой. Они непременно стараются раскрыть свой ролик во весь экран или в окошке-рамке без каких-либо элементов управления. Именно то же самое делают разработчики игр: если вы запускаете игру - то она непременно раскроется на весь экран - захватит все ваше экранное пространство, чтобы вы уделяли внимание только ей - игре (Flash-ролику) - и не отвлекались на всякие другие неважные задачи.

Чужой среди своих

Flash чужд Web-у. Flash-ролик:

  • не индексируется поисковиками
  • на отдельный фрагмент не сделаешь ссылку или не поставишь закладку
  • невозможно отключить картинки
  • невозможно увеличить размер текста
  • невозможно "открутить" ролик назад, кнопка Back не работает
  • нет простого соединения с базами данных (только с использованием всяких обходных заморочек) (что признает и сама Macromedia)
  • для внесения любых, даже мелких, изменений требуется перекомпиляция всего ролика, а значит и наличие специалиста

Так что, давайте оставим Flash-у то, для чего он был сделан - баннеры и менюшки. Не поддавайтесь искушению превратить Web "в одно сплошное телевидение".

Александр Качанов

Читать комменты и комментировать

Добавить комментарий / отзыв



Защитный код
Обновить

Flash - что может быть хуже? | | 2011-04-03 11:04:13 | | Статьи про Юзабилити | | С самого первого момента, когда я познакомился с Flash, меня не покидало ощущение, что где-то я уже это видел. Что-то до боли знакомое я видел в каждом навороченном Flash-сайте с бегающими менюшками, | РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
 
Поделиться с друзьями: