Дальний Восток: лесов много, а товарной доступной древесины мало

Об эффективности использования бизнесом лесных ресурсов, о роли науки в развитии отрасли и экологических аспектах рассказывает, отвечая на вопросы корреспондента, директор института экологии и устойчивого природопользования заслуженный лесовод России Дмитрий Ефремов.
Дмитрий Федорович, в чем суть конфликта экологических организаций и предприятий лесного комплекса?
Краеугольным камнем противоречий сегодня является лесная сертификация. Она предполагает экономически эффективное производство, учитывающее интересы всех участников рынка.
На практике мы имеем дело с экологическим лоббизмом и попыткой поставить интересы международных организаций выше интересов предприятий лесной промышленности. История с требованиями лесной сертификации и выделением в арендном фонде лесов высокой природоохранной ценности создает большие сложности и обременения для бизнеса. На карту поставлена судьба крупных инвестиционных проектов. Очевидно, что экология становится элементом давления в интересах узкой группы лиц в борьбе за рынки сбыта.
— Какую позицию в споре экологов и промышленников занял Рослесхоз?
— Экологические организации получают финансовую поддержку за рубежом. Такие споры сопровождаются скандалами, которые чиновники не любят. Встать на сторону экологов — значит вступить в противостояние с директорами холдингов. Занять позицию лесопромышленников, значит — втянуться в конфликт с международными экологическими организациями. Рослесхоз в состоянии раздвоенности, хотя там понимают, что политика «зеленых» — инструмент конкурентной борьбы и давления на государство.
— Интрига года — компания «Аркаим» отправилась за сырьем в Сибирь. Под угрозой проект по переработке древесины?
— Ученые предупреждали еще в начале 1990-х годов о недостатке сырья для реализации крупных проектов переработки. Им отвечали — ерунда! В Хабаровском крае сотни миллионов кубометров расчетной лесосеки. Да, площадей, покрытых лесом, много, а товарной древесины мало. Чиновники учитывают объемы биомассы, а ученые — возможность обеспечить проекты деревопереработки бесперебойным грузопотоком товарного сырья. С учетом огромных расстояний, сурового климата, высоких транспортных и энергетических тарифов очевиден вывод — добиться рентабельности в переработке древесины на Дальнем Востоке при существующих технологиях невозможно.
Сырье разбросано по тайге. Съем товарной продукции с единицы лесной площади мизерный. Сформировать грузопотоки древесного сырья в этих условиях очень трудно. Теперь, когда получены миллиардные кредиты и запущены объекты переработки, выяснилось — сырья недостаточно, да и качество оставшейся биомассы для выпуска экспортной продукции низкое. Одобряя проекты переработки, государство принимало политическое решение в целях привлечения в регион инвестиций. Без научного обоснования.
Можно ли предвидеть нехватку сырья, опираясь на данные науки?
— Важно понимать, что за реализацией проекта обычно стоят интересы власти или бизнеса. Запланировано строительство в Амурске ЦБК. Мы подсчитали — обеспечить нужный грузопоток товарный древесины при существующих способах заготовки и транспортных тарифах невозможно. Нам в ответ — проект разработан специалистами из США. Вчитались в проект — обычный азбучный пиар. Ярким примером является заявка на реализацию проекта безотходного производства биотоплива на древесной основе для котельных Приморского края. Необходимо 300 тысяч кубометров сырья, которых вблизи перерабатывающих мощностей нет. Проект лишь ширма для получения доступа к лесным ресурсам. Завод по производству пилет, на первый взгляд, рентабельный, но как только включаешь в расчеты деконцентрацию ресурсов, расстояние вывозки и железнодорожные тарифы, на проекте можно ставить крест.
— Каким видится вариант переработки из опыта научных исследований?
— Утверждается, что для повышения эффективности производства необходимо укрупнение компаний. Действительно, они способны строить лесные дороги, вкладывать средства в модернизацию, но не могут обеспечить товарный поток древесины с отдаленных и мелких рассеянных участков лесосечного фонда. «Харвейстер» на участок леса в три гектара с малым запасом древесины не погонишь. А вот малый бизнес способен вывозить сырье до дороги хоть на лошади. Правда, вопрос принадлежности лесных дорог не решен. Компании инвестируют в строительство немалые средства, а дороги переходят в государственную или муниципальную собственность. Перспективы лесного комплекса, при поддержке государства, за малым бизнесом.
— Что предпринять, чтобы повысить эффективность использования лесных ресурсов?
— Начинать реформы в отрасли. С введением Лесного кодекса РФ хозяин в лесу не появился. Даже понятие аренды лесных участков доведено до абсурда. Существуют две базовые формы эксплуатации: аренда и концессия. В силу менталитета (а механизм концессии используется в основном за рубежом) в законодательстве оставили только аренду, которая в принципе подразумевает возврат ресурсов. Промышленники же вырубают и продают сырье безвозвратно.
Эффективнее задействовать механизм концессии: купил — изъял — переработал. Восстановление товарных ресурсов — забота государства, которая собирая дань с концессионеров, обеспечивает извлечение лесного дохода.
Отсутствует и понятие «лесная продукция». С какого момента лес на корню превращается в товар? В развитых странах он остается в государственной собственности до момента оплаты и маркировки заготовленной древесины. До оплаты и маркировки никто не вправе вывезти лес с участка, что является механизмом противодействия браконьерам. Нам необходимо вернуть государственную приемку заготовленной древесины на лесосеке. Вернуть в лес хозяина, функции которого всегда исполнял лесничий. Это позволит в корне пресечь нелегальную заготовку древесины и увеличить доходы краевой казны.
— Не проще ли государству отдать лес в частную собственность и получать доход с ресурсов?
— Ментальность отечественного арендатора говорит — это опасно. Проект Лесного кодекса РФ был заказом потенциальных латифундистов. Под их потребности с учетом развития рыночных отношений и был принят документ, но с поправкой — Президент РФ оставил леса в государственной собственности. Ученые надеются, что долго лесная конституция не просуществует. При таком законодательстве кризис в отрасли неизбежен.
— Чьи полномочия готовить кадры для лесной отрасли? Государство кивает на бизнес, а бизнес — на государство.
— Государство предпочло переложить тяжесть проблемы на плечи бизнеса. Правительство и законодатели должны заботиться о социально-экономическом развитии страны. Подготовка кадров была и остается их святой обязанностью. Бизнес пытается организовать учебные центры, но это, как правило, лишь видимость профессионального образования. Для качественной подготовки специалистов предприятиям надо создавать свои университеты, но у них нет такой возможности. За обучение платить никто не хочет. Отсюда одна из причин провала в лесном комплексе.
Профессиональное образование является функцией государства, которое готовит кадры для отраслей экономики в целях реализации стратегии развития России.
Андрей СМИРНОВ.
|
Об эффективности использования бизнесом лесных ресурсов, о роли науки в развитии отрасли и экологических аспектах рассказывает, отвечая на вопросы корреспондента, директор института экологии и устойчивого природопользования заслуженный лесовод России Дмитрий Е |
РэдЛайн, создание сайта, заказать сайт, разработка сайтов, реклама в Интернете, продвижение, маркетинговые исследования, дизайн студия, веб дизайн, раскрутка сайта, создать сайт компании, сделать сайт, создание сайтов, изготовление сайта, обслуживание сайтов, изготовление сайтов, заказать интернет сайт, создать сайт, изготовить сайт, разработка сайта, web студия, создание веб сайта, поддержка сайта, сайт на заказ, сопровождение сайта, дизайн сайта, сайт под ключ, заказ сайта, реклама сайта, хостинг, регистрация доменов, хабаровск, краснодар, москва, комсомольск |
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2025-12-02 » Когда ошибка молчит: как бессмысленные сообщения ломают пользовательский опыт
- 2025-12-02 » 9 лучших бесплатных фотостоков
- 2025-12-02 » UTM-метки: ключевой инструмент аналитики для маркетолога
- 2025-12-02 » ПромоСтраницы Яндекса: Что такое и для чего служит
- 2025-12-02 » Метатеги для сайта: исчерпывающее руководство по Title, Description, Canonical, Robots и другим тегам
- 2025-11-26 » Оценка эффективности контента: превращаем информационный балласт в рабочий актив
- 2025-11-26 » 10 причин высокого показателя отказов на сайте
- 2025-11-26 » Когда и зачем обновлять структуру сайта
- 2025-11-26 » Скрытые демотиваторы: как мелочи разрушают эффективность команды
- 2025-11-26 » Зачем запускать MVP и как сделать это грамотно?
- 2025-11-20 » Половина российских компаний сократит расходы на транспорт и маркетинг в 2026 году
- 2025-11-20 » Перенос сайта с большим количеством ссылок
- 2025-11-20 » Перелинковка сайта: Что такое и как ее использовать
- 2025-11-20 » Критерии выбора SEO-специалиста и подрядчика для продвижения сайта
- 2025-11-20 » Применение искусственного интеллекта в рекламных агентствах: комплексное исследование трендов 2025 года
- 2025-11-19 » Геозапросы по-новому: как покорить локальное SEO с помощью ИИ
- 2025-11-14 » Консалтинг: сущность и ключевые направления
- 2025-11-14 » Онлайн-формы: универсальный инструмент для сбора обратной связи
- 2025-11-14 » Факторы конверсии органического трафика
- 2025-11-14 » Планирование рекламного бюджета: самостоятельный подход
- 2025-11-14 » Авторизация на сайте: как выбрать решение для удержания клиентов и сохранения продаж
- 2025-11-13 » Эффективные методы стимулирования клиентов к оставлению положительных отзывов
- 2025-11-13 » Налоговая реформа — 2026: грядущие изменения для предпринимателей
- 2025-11-13 » Альтернативы мессенджерам: что выбрать вместо Telegram и WhatsApp
- 2025-11-13 » Маркировка рекламы для начинающих: полное руководство по требованиям ЕРИР
- 2025-11-13 » ИИ не отберет вашу работу — её займет специалист, владеющий искусственным интеллектом
- 2025-10-29 » Как оценить эффективность работы SEO-специалиста: практическое руководство для маркетологов и владельцев бизнеса
- 2025-10-29 » Киберспорт как маркетинговый инструмент: стратегии привлечения геймеров
- 2025-10-29 » Как говорить с аудиторией о сложном
- 2025-10-29 » Что такое доказательства с нулевым разглашением (ZKP) и их роль в блокчейне
Всегда храни верность своему начальнику - следующий, может быть еще хуже... |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.











Мы создаем практически любые сайты от продающих страниц до сложных, высоконагруженных и нестандартных веб приложений! Наши сайты это надежные маркетинговые инструменты для успеха Вашего бизнеса и увеличения вашей прибыли! Мы делаем красивые и максимально эффектные сайты по доступным ценам уже много лет!
Комплексный подход это не просто продвижение сайта, это целый комплекс мероприятий, который определяется целями и задачами поставленными перед сайтом и организацией, которая за этим стоит. Время однобоких методов в продвижении сайтов уже прошло, конкуренция слишком высока, чтобы была возможность расслабиться и получать \ удерживать клиентов из Интернета, просто сделав сайт и не занимаясь им...
Мы оказываем полный комплекс услуг по сопровождению сайта: информационному и техническому обслуживанию и развитию Интернет сайтов.
Контекстная реклама - это эффективный инструмент в интернет маркетинге, целью которого является увеличение продаж. Главный плюс контекстной рекламы заключается в том, что она работает избирательно.