Автобус тронется — хабаровский вокзал останется... в прошлом?

Прекрасная осенняя погода — и вдруг снегопад. На улице Воронежской заторы, к сдаваемому объекту черные «Волги» пробирались с трудом. Красную ленточку разрезали, грамоты строителям вручили, и все же торжественное открытие автовокзала получилось скомканным. Ведь не приехал первый секретарь крайкома Алексей Черный. Хотя ввод автовокзала был определяющим пунктом сдаточной программы, приуроченной к 60-летию разгрома интервентов и белогвардейцев на Дальнем Востоке, что отмечалось 25 октября 1982 года.
Как обходился полумиллионный Хабаровск без автовокзала? Автобусы отправлялись от железнодорожного вокзала. Обслу-живало маршруты, которые теперь именуются межмуниципальными, объединение пассажирского автотранспорта. Самыми комфортными машинами его парка считались венгерские «икарусы» и львовские ЛАЗы.
Самым протяженным был маршрут до Троицкого. Причем асфальт заканчивался у Елабуги, а дальше шла грунтовка, ухаби-стая и пыльная. Конечной точкой южного направления был Вяземский. Проезд в Еврейскую автономию вообще отсутствовал: автомобильный переход через Амур воспринимался как полет на Марс.
В последние десятилетия в крае не происходило ничего более заметного и значимого для его жителей, чем строительство до-рог. Пошли автобусы в Бикин, а потом и в города Приморья, включая Владивосток. С набережной Комсомольска-на-Амуре автобусы в краевой центр сегодня отправляются так же часто, как трамваи в Дземги и другие жилмассивы города. Реконструкция амурского моста позволила обеспечить проезд в Приамурский, Николаевку, другие поселения западного направления. Вероятно, самого перспективного, если учитывать ввод федеральной трассы Чита — Хабаровск.
Рай для шопоголиков
Во сколько раз с 1982 года возрос пассажиропоток? Ответ на этот вопрос искать тщетно, поскольку череда пореформенных трансформаций не миновала и автовокзал. Объединение пассажирского автотранспорта, в которое он входил, оказалось в муниципальной собственности. И администрация Хабаровска не нашла ничего лучшего, как продать автовокзал, который воспринимался как обуза. Правда, вырученные за него 53 миллиона от банкротства объединение не спасли. А для вокзала началась новая жизнь: он вошел в состав частной компании «ХАТТ», которая специализируется на внешнеторговых перевозках.
Виктор Мазурский, возглавляющий «ХАТТ», намеревался построить у автовокзала заправочный комплекс, гостиницу. Но грянул кризис 2008 года, доходы компании сократились, планы пришлось корректировать, хотя средства на обновление вокзала в ней изыскивают. Здание было облицовано пластиком. Кассы преобразились не только внешне: в них появились компьютеры. Больше услуг стали оказывать арендаторы, в частности, открылась столовая на втором этаже.
— В уходящем году изменилась привокзальная площадь, — говорит Виктор Харитонович. — На ней была уложена цветная плитка. Появилась торговая зона...
По части увеличения количества торговых точек сделан заметный шаг. Хотя в этом преуспело еще объединение пассажирского автотранспорта, разместив в зале ожидания едва ли не универмаг, в котором можно купить действительно все. Что ж, сдача площадей в аренду — известный способ нарастить доходы. Но когда кафе напротив туалета, очевидно, что собственник и арендатор хорошо не подумали...
В торговой зоне павильоны сотовых компаний и общепита, в киоске у посадочных платформ продают семена овощей и цветов. В общем, автовокзал внутри и снаружи — рай для шопоголиков. Однако рай для пассажиров не складывается. Вход в автовокзал и выход на посадку в холода не оборудованы нагнетателями подогретого воздуха, поэтому в зале ожидания сквозняк. Новое крыльцо привлекательнее прежнего, однако модная напольная плитка цвета кофе с молоком скользит, как лед. А куда подевалась справочная служба?
— Справка работает. Ее номер тот же — 56-39-09, — замечает начальник автовокзала Нина Резанова.
Набирать этот номер можно бесконечно, но так и не дождаться ответа.
— Может, обед был? — высказывает предположение Нина Павловна.
Справочная с перерывом на обед — это совковый, а не мировой стандарт обслуживания. Как, впрочем, и совмещение камеры хранения и справочной службы, что практикуется по Воронежской, 19.
Разнобой мнений
Празднование 30-летия автовокзала приурочили ко Дню работников автомобильного транспорта, который отмечается в конце октября. Представители краевого правительства края и администрации Хабаровска вручили почетные грамоты. Слова признательности услышали ветераны, в числе которых диспетчеры Валентина Васильевна Марченко и Тамара Петровна Скля-ренко, старший кассир Дания Хасановна Чехомова, начальник автовокзала Нина Павловна Резанова.
— Мы благодарим коллектив автовокзала за сотрудничество, — говорит директор ООО «Вираж» Вера Фомина. — Наши водители предъявляют диспетчерам автовокзала путевые листы с отметками медработника и механика. С этого начинается работа на маршруте...
Машины «Виража» следуют на юг в Лучегорск и Арсеньев, на запад в Биробиджан, на север в Комсомольск-на-Амуре. А еще в Князе-Волконское, другие поселения Хабаровского района вдоль комсомольской трассы, куда путь короче, но не меньше ответственность.
— Плата за услуги, которая перечисляется нам по договорам с предприятиями пассажирского автотранспорта, в полтора раза ниже, чем на автовокзалах Владивостока, Благовещенска, других городов. В уходящем году мы вообще не поднимали плату, — напоминает директор «ХАТТ» Мазурский.
«Если честно, пользуемся услугами автовокзала редко. Предпочитаем железнодорожный вокзал, так как в нем обслуживающий персонал культурнее, — пишет в Интернете Татьяна Сазо-нова. — От автовокзала только отрицательные впечатления. В кассах ужасные очереди. Независимо от того, сколько людей стоит, кассир может встать и уйти на обед. В зале ожидания - бичеватые личности, которые неприятно пахнут. Они отбивают всю охоту дожидаться автобуса на вокзале...».
— Компания «ХАТТ», которой руководит Виктор Харитонович Мазурский, — пример эффективного собственника, — полагает начальник отдела автомобильного транспорта краевого минпромтранса Анатолий Тимошенко. — Помещения вокзала и прилегающая территория изменились в лучшую сторону. Правда, не все из намеченного удалось осуществить, но планы остаются в силе.
«На автовокзале есть кафе, где можно перекусить или выпить чашечку кофе, дожидаясь отправления. Но цены кусаются, — признается в Интернете Анна Потапова. — Есть фотосалон, в котором можно напечатать фото, однако печать фотографии дороже, чем в центре города...».
Разнобой мнений станет понятным, если вспомнить известное выражение Петра Столыпина. «...дорога не для коммерции, но для жизни», — так охарактеризовал председатель правительства царской России Транссибирскую магистраль. Аналогия с хабаровским автовокзалом вполне уместна, поскольку финансовая составляющая его существования после приобретения «ХАТТ» вопросов не вызывает. Новые торговые точки повысили доходность. Отношения с предприятиями, которые поначалу воспринимали в штыки увеличение стоимости услуг, миновали стадию конфликтов. Что касается очередей у касс, бичеватых личностей, кофе в кафе, иных граней жизни, то они, судя по всему, всерьез не воспринимаются ни администрацией авто-вокзала, ни властными структурами. Придется напомнить, что было три десятка лет назад...
По пути Ельцина?
Тогда уровень комфортности автовокзала был в принципе таким же, каким он был на железнодорожном вокзале, не говоря уже про аэровокзал. Терминал внутренних авиалиний, строившийся в перестроечные годы, прибавил не только площадей. Стала выше культура обслуживания, что можно сказать и о реконструированном железнодорожном вокзале, откуда бичеватых личностей выпроваживают решительно, но деликатно. Попытки догнать и перегнать, предпринимаемые на автовокзале, выглядят анекдотично. Когда над электронным табло потолок с выпавшей плиткой, может, для начала его залатать, а уж потом обзаводиться электроникой?
Не без содействия министерства промышленности и транспорта края собственник аэропорта обрел иностранного инвестора. С участием его капитала планируется возвести новый пассажирский терминал, где качество обслуживания будет соответствовать мировым стандартам. Но почему не предпринимается усилий для поиска инвесторов для собственника автовокзала?
В Комсомольск-на-Амуре из краевого центра не летают самолетами, как это было сравнительно недавно, а ездят автобусами. Причем по уровню комфорта работающая на этом маршруте компания «Автоэкспресс», пожалуй, не уступает авиаперевозчикам. В поселок Мухен района Лазо и село имени Полины Осипенко, куда можно было добраться только по воздуху, теперь везут автобусы. Группа компаний Юрия Васильева осваивает маршруты в Ванино и Советскую Гавань, Богородское и Де-Кастри, и тысячи жителей северной глубинки сделали свой вы-бор в пользу автобусного сообщения.
Два поезда ежедневно отправлялись из Хабаровска в Комсо-мольск-на-Амуре — теперь хватает одного. Два поезда связыва-ли краевой центр с Ванино и Советской Гаванью — сегодня ходит один. Тенденция очевидна, автопредприятия, частные и муниципальные, приобретают машины повышенной комфортности, однако вокзалы остаются совковыми — когда администрация всегда права, а клиенты всегда не правы.
Автовокзал Комсомольска-на-Амуре вводился к 50-летию со-ветской власти. Было это в 1967 году, и самыми протяженными тогда считались маршруты на Амурск и Солнечный. В 1981 году открылось автомобильное сообщение по мосту через Амур, и автобусы пошли в Пивань, Селихино, другие поселения правобережья. А с 1997 года — в краевой центр. Автовокзал давно уже тесный, неудобный, дурно пахнущий, однако предложение руководителя компании «Автоэкспресс» Андрея Ефимова о строительстве нового здания за его счет либо с привлечением бюджетных средств — волокитится. Краевой минпромтранс, отвечающий за межмуниципальные перевозки, проявляет медлительность.
Борис Ельцин, будучи первым секретарем Московского горкома, пользовался общественным транспортом. Может, Анатолию Павловичу Тимошенко и его коллегам из минпромтранса, хотя бы разок отправиться в командировку с автовокзала? Выстоять очередь в кассе, посидеть на сквозняке в зале ожидания, выпить кофе в кафе, что напротив туалета. Президентские амбиции вряд ли появятся, а вот знание жизни, не из кабинета, а в реальности, — наверняка...
Михаил КАРПАЧ.


Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2025-03-14 » SPF-запись
- 2025-03-07 » SEO на маркетплейсах: как оптимизировать карточку товара для поисковой выдачи
- 2025-02-18 » Топ-10 бесплатных нейросетей для генерации изображений: лучшие ии генераторы 2024 года
- 2025-02-11 » Критическая уязвимость в 1С-Битрикс
- 2025-02-11 » Google Search Console: руководство для начинающих вебмастеров
- 2025-02-11 » Методы измерения результативности рекламных кампаний: плюсы и минусы
- 2025-02-11 » Тренды SEO в 2025 году
- 2025-02-10 » Свой Google в локалке. Ищем иголку в стоге сена
- 2025-01-29 » SEO — это комплексная работа. Шесть главных факторов ранжирования сайтов
- 2025-01-29 » Гайд для главной страницы e-commerce сайта: как оформить, чтобы повысить конверсию
- 2025-01-20 » Krea AI выпустила бесплатную функцию преобразования изображений в 3D-объекты — их можно вращать и вписывать в фотографии
- 2025-01-19 » Отзывы на Яндекс Картах: как пройти модерацию
- 2025-01-15 » Топ-6 лучших российских нейросетей, в которых можно генерировать тексты и изображения бесплатно и без VPN
- 2025-01-14 » 15 бесплатных способов узнать, чем интересуется ваша аудитория
- 2025-01-11 » Бездепозитные бонусы в казино за регистрацию с выводом: особенности и возможности получения
- 2025-01-09 » Новая модель LAM способна выполнять задачи в Word
- 2024-12-26 » Универсальный промпт для нейросети: как выжать максимум из ChatGPT, YandexGPT, Gemini, Claude в 2025
- 2024-11-26 » Капитан грузового судна, или Как начать использовать Docker в своих проектах
- 2024-11-26 » Обеспечение безопасности ваших веб-приложений с помощью PHP OOP и PDO
- 2024-11-22 » Ошибки в Яндекс Вебмастере: как найти и исправить
- 2024-11-22 » Ошибки в Яндекс Вебмастере: как найти и исправить
- 2024-11-15 » Перенос сайта на WordPress с одного домена на другой
- 2024-11-08 » OSPanel 6: быстрый старт
- 2024-11-08 » Как установить PhpMyAdmin в Open Server Panel
- 2024-09-30 » Как быстро запустить Laravel на Windows
- 2024-09-25 » Next.js
- 2024-09-05 » OpenAI рассказал, как запретить ChatGPT использовать содержимое сайта для обучения
- 2024-08-28 » Чек-лист: как увеличить конверсию интернет-магазина на примере спортпита
- 2024-08-01 » WebSocket
- 2024-07-26 » Интеграция с Яндекс Еда
Люди обычно тратят свою жизнь на то, чтобы свести к минимуму потери, а не на то, чтобы привести к максимуму приобретения. |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.
Или напишите нам в WhatsApp
Или напишите нам в WhatsApp