Основные категории педагогики
В педагогике понятия, являющиеся научными обобщениями и отражающие сущность науки, называют педагогическими категориями. Знание педагогических категорий позволит составить представление о педагогике как о науке в целом, и о ее месте в ряде других наук. К педагогическим категориям причисляют – образование, обучение, воспитание, социализацию, педагогическую деятельность, педагогический процесс самовоспитание, педагогическое взаимодействие, а также общенаучные категории формирование и развитие. Главными и связующими среди них являются воспитание, образование и обучение. Рассмотрим все вышеперечисленное подробнее.
Воспитание подразумевает постепенное и целенаправленное формирование личности человека через формирование его мировоззрения и поведения и усвоение общественно-исторического опыта, которое подготовит человека к культурной и общественной жизни. Также под воспитанием понимают решение конкретной воспитательной задачи и передачу накопленного опыта последующим поколениям.
Воспитание невозможно без развития и формирования. Развитие являет собой процесс количественных и качественных изменений психических, духовных, физических и социальных начал человека, подразумевающий непрерывные переходы из одного состояния в другое. Формирование – это происходящий под действием различных факторов процесс социального становления человека. Отличие формирования от развития заключается в том, что формирование подразумевает законченность личности и достижение некоего уровня.
Главной функцией воспитания является передача накопленного опыта из поколения в поколение. Эта функция осуществляется через другую категорию педагогики – образование. Образование в широком смысле представляет собой систему культурных и научных ценностей, передаваемых в специально созданных образовательных учреждениях. Знания, умения и навыки (ЗУН), усвоенные человеком, и возможность с помощью цепочки логических рассуждений восстанавливать пробелы в системе знаний составляют его образование. Исходя из объемов знаний и заданного уровня самостоятельности мышления, образование делится на начальное, среднее и высшее, а направленность и характер определяют общее, профессиональное и политехническое образование.
Процесс, обозначающий непосредственно передачу и усвоение опыта, называют обучением. Это целенаправленный и организованный акт взаимодействия учителей и учащихся, в результате которого учащиеся осваивают ЗУН, раскрывают потенциал умственных возможностей и приобретают собственное мировоззрение. Ведущую роль в процессе обучения имеет педагог, именно он придает направленность знаниям и формирует социальные, нравственные, мировоззренческие и идеологические установки.
Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией. Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни. Поскольку социализация неотрывно связана с факторами окружающей среды, логично будет назвать их. Согласно систематизации А.В.Мудрика, факторы социализации делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, мир, планета, страна, государство и общество. Мезофакторы включают в себя место и тип поселения, этнос, региональные условия и средства массовой информации (СМИ). И, наконец, микрофакторы – это институты воспитания, семья, микросоциум и религиозные организации. Управляет процессами социализации воспитание.
Педагогическая деятельность – это деятельность, в процессе которой происходит образование, то есть передача и усвоение ЗУН и формирование многих социальных, нравственных и других взглядов. Педагогическая деятельность бывает двух направлений: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность имеет целью приобретение новых знаний о педагогических взаимоотношениях детей и взрослых и их развитие. В свою очередь, научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную. Именно благодаря научной педагогической деятельности совершенствуются педагогические процессы взаимодействия учителей и учащихся. Практическая педагогическая деятельность есть непосредственно процесс, цель которого – передача культуры и опыта от старшего поколения младшему.
Самовоспитание – это акт работы над собственной личностью, выработкой физических, моральных и эстетических качеств, а также привычек поведения в соответствии со стандартами, обусловленными социумом. В то же время это не есть совершенствование. Подавление в себе отрицательных, по мнению общества, черт и привычек и формирование положительных – это самовоспитание. Переход на новый уровень в мышлении за счет развития новых положительных черт – это самосовершенствование. Самовоспитание – не совершенствование, но первый шаг к нему. На самовоспитание способна не всякая личность, потому что это трудоемкий процесс. Развитие интереса и потребности в самовоспитании зависит от воспитателя или педагога.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных. |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.