Блоги Приамурки : венкам место на кладбище, а не на обочине дороги
Недавно по пути на отдых за город в течение двух с половиной часов на трассе в сторону Комсомольска-на-Амуре наблюдал удручающую картину. Вдоль дороги у обочины через каждые десять-пятнадцать минут езды памятники и кресты, венки и цветы.
Понятно, похоронные венки и другие памятные знаки — символ скорби по людям, которых настигла нелепая смерть на дороге. Но почему атрибуты памяти находятся здесь? Я прекрасно понимаю чувства скорбящих, но ведь общественные захоронения расположены в других местах. Если не ошибаюсь, началось это еще в Советском Союзе в конце 1960-х годов. Но сравните масштаб! Традиция давно перешагнула границы загородных трасс, явление приобретает угрожающий характер для городов края. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск... С нашей аварийностью и смертностью на дорогах дело скоро дойдет до абсурда.
Знаю, что в странах дальнего зарубежья кресты в местах дорожно-транспортных происшествий не устанавливают, и с точки зрения европейского обывателя это было бы дико. Для цивилизованного общества подобное ненормально. Но кто-то, возможно, возразит: для нас это не только память, но и вроде как предупреждение. Скорбный крест с венком рядом как бы сигнализирует: здесь была смерть. Увидев такой памятник, водитель невольно снизит скорость.
Впрочем, попробуем разобраться в некоторых аспектах этого явления и выясним мнение жителей Хабаровска. Сначала вопрос религиозный. Не противоречит ли христианским традициям расположение креста, венка, надгробия (такое тоже на дорогах встречается) на месте гибели человека, а не на месте его захоронения? И действительно ли венки с крестами вдоль дорог предупреждают водителей? Может, наоборот, вгоняют в депрессию?
Иерей Роман Никитин, клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора Хабаровска, считает:
— Человеку свойственно чтить память близких ему людей, уже покинувших этот мир, и в разных народах и культурах это приобретает разные формы. В России с начала принятия христианства утвердилась традиция установки надгробных крестов как напоминание нам, оставшимся здесь, о том пути, который проложил своим воскресением Иисус Христос, как символ уже нашего воскресения из мертвых.
Естественно, что кресты устанавливались не только на могилах, но и по другим поводам: при въезде в населенные пункты поклонные кресты в честь того или иного события (в том числе и трагического — на полях сражений, в местах гибели людей), памятные кресты, закладные — при начале строительства храма, кресты, утверждающие христианство, — на месте языческих капищ (гиблых мест).
В последние десятилетия появилась новая традиция установки памятников, крестов, венков на месте гибели людей в автокатастрофах. Вполне оправданны чувства родных погибших, желающих отметить это место. И если появление живых цветов сразу после аварии понятно, то установка надгробных памятников на обочине вызывает смущение у многих автомобилистов. При нынешней аварийности это грозит превращением наших дорог в подобие кладбищ. Наверное, более уместным, более правильным было бы почтить память погибшего на кладбище или для верующего человека — в храме.
Насколько венки с крестами вдоль дорог предупреждают об опасности? Судя по статистике аварий — ни на сколько! Вспомним, как наши предки называли кладбища — погостами! Люди шли погостить к своим усопшим родным. Люди верили и знали, что кладбище — наше временное пристанище, мы все там гости. Это особое место тишины, покоя, молитвы, чего не скажешь об автостраде, символе современной суетной жизни. Там ли, в дорожной пыли, среди копоти выхлопных газов, место памятникам или крестам с ликами близких людей?
Мнение Константина Буримовича, врача высшей категории, психотерапевта, таково:
— Думаю, что на дисциплинированных водителей могильная символика на дорогах действует угнетающе. Им это не надо, они и так аккуратно ездят. Что же касается придурков, которых, к сожалению, на дорогах хватает, то на них венки с крестами могут производить обратный эффект. Таким в кайф осознание того, что едешь в опасном месте, где кто-то уже разбился.
Мне кажется, на местах гибели людей в ДТП целесообразнее ставить плакаты с законченными информационными месседжами. Например: «Внимание! Опасный участок дороги. За такой-то период времени здесь погибло столько-то человек». Хотя поручиться, что такой плакат заставит образумиться водителя, не умеющего контролировать свои эмоции, я, конечно же, не могу. Большинству из них для закрепления условных рефлексов нужны более сильные раздражители — как разряды электрического тока для собаки Павлова!
Свою позицию высказывает Александр Смирнов, таксист, водитель с 35-летним стажем:
— Венкам — место на кладбище, ведь с нашей аварийностью вдоль всех дорог так будут и мертвые с косами стоять. Достали и рекламные щиты, доморощенные баннеры, прикрепленные к деревьям, заборам и трубам теплотрасс: хоть в окно не смотри — так настроение портится от наших видов, а меня лично это в пути и отвлекает, и раздражает. Вдоль дорог должны стоять те сооружения, которым там стоять полагается. Прекрасно все понимаю, но мы-то живые, о нас тоже думать надо.
Людмила Алексейцева, рекламный агент, размышляя, вносит вполне уместное предложение:
— Неглупым человеком было сказано: «Живым — живое, а мертвым — царствие небесное». Так зачем же смешивать все в кучу? Да, больно терять родных и близких, но для ушедших есть определенное (отведенное) место. А мы будем помнить о них. А в те дни, когда особенно тяжело на душе, можно сходить на могилу, постоять в тишине, поговорить с тем, кто так рано ушел.
Во Франции, говорят, на местах гибели людей в ДТП ставят на обочинах черные силуэты, разорванные красной молнией. Такая у них традиция. А то, что у нас творится, считаю, ненормально. В конце концов, ну посадите на месте гибели родственника рябинку, например. И только вы будете знать, что эта рябинка означает, а для остальных это просто деревце... Красивое деревце...
По этой ситуации я опросил не менее двух десятков горожан — людей разных возрастов, профессий, уровня образования, верующих и атеистов. Подавляющее большинство опрошенных сходятся во мнении: венкам, крестам, памятникам и прочим похоронным атрибутам место на кладбище.
Валерий ТИЩЕНКО.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-22 » Комментирование кода и генерация документации в PHP
- 2024-04-22 » SEO в России и на Западе: в чем основные отличия
- 2024-04-22 » SEO для международного масштабирования
- 2024-04-22 » Как использовать XML-карты для продвижения сайта
- 2024-04-22 » Цифровой маркетинг: инструменты для продвижения и рекламы в 2024 году
- 2024-04-22 » Что такое CSS-модули и зачем они нам?
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
Больше всех рискует тот, кто не рискует Бунин Иван Алексеевич - (1870-1953) - русский писатель |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.