Колонка политолога: «Открытое правительство» — институт развития демократии
Термин «Открытое правительство» появился в российском политическом лексиконе только в прошлом году, но вызвал неоднозначную реакцию: как интерес в одних социальных группах, так и недопонимание (даже недоверие) в других.
Последнее, конечно, более характерно для нашего менталитета, но развитие любого демократического социума — всегда путь в новое. И в этой связи появление нового управленческого института требует своего объяснения.
Демократия, как известно, существует в двух формах — прямой и представительной. Первая — референдумы, сходы, собрания; вторая — выборная система формирования властных структур. Референдумы как форма прямой демократии — вещь совершенно необходимая в современном демократическом государстве. Это аксиома. Но для повседневного управления без органов власти никак не обойтись — это тоже аксиома.
В последнем же случае таится опасность — «отрыв» и (или) «уход» управленческих структур от контроля со стороны общества или, что еще хуже, игнорирование ими запросов и потребностей людей. Иначе говоря, бюрократия (употребляю это слово в строго научном понимании. — Прим. авт.) может не только «подменять» интересы общества на свои собственные, но даже выдавать их за государственные. В итоге самый развитый демократизм может превратиться в развитой бюрократизм.
С целью предотвращения подобных негативных явлений современная общественная мысль ищет новые пути (технологии), чтобы властные структуры всегда были под действенным контролем общества. Дело даже не в контроле. Куда важнее непосредственное участие самого общества и его гражданских институтов в разработке, формировании и реализации политики государства. И одна из последних мировых новаций — система «Открытое правительство», которая активно развивается во многих странах и уже приняла новую международную форму — Партнерство «Открытых Правительств».
Данное Партнерство — это многосторонняя инициатива, официально стартовавшая 20 сентября 2011 года на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и первоначально сформированная восемью странами — Бразилией, Великобританией, Индонезией, Мексикой, Норвегией, США, Филиппинами и ЮАР. Сегодня число участников Партнерства достигло уже 55.
Всеми участниками Партнерства декларируется, что основными принципами открытости власти являются: прозрачность и доступ граждан к информации; борьба с коррупцией; учет мнения общества (как отдельных граждан, так и неправительственных организаций); удобство государственных сервисов и т. д.
Процесс вхождения России в Партнерство «Открытых Правительств» уже запущен — принята заявка от нашей страны. Сам факт присоединения к данной инициативе соответствуют главным стратегическим ориентирам, озвученных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, а именно: обеспечение законной возможности участия активных граждан в политической жизни страны; приближение к людям исполнения важнейших для них функций государства; дальнейшее противодействие коррупции; полномасштабный переход (при реализации государственных функций) к бесконтактным технологиям документооборота и оказании публичных услуг населению.
Работа по подготовке пилотных проектов «Открытого правительства» в субъектах РФ ведется в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 12 июля 2012 года. Пилотными площадками для внедрения проекта стали 18 регионов России, в том числе и наш Хабаровский край.
Главной целью проекта (по научному — миссией) является повышение в обществе доверия к власти регионального и муниципального уровней, что может быть достигнуто при соблюдении следующих принципов: а) открытости (прозрачности) органов власти и свободный обмен информацией между государством и гражданским обществом; б) вовлеченности гражданского общества в развитие системы государственного управления и повышение эффективности работы органов государственной власти; в) возможности гражданского общества контролировать органы власти и г) доступности (качества) предоставляемых государством услуг, а также ориентации органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений.
Естественный вопрос: а для чего, собственно, это нужно делать? Успешная реализация проекта, по мнению экспертного сообщества, позволит повысить показатели качества жизни граждан и уровень их удовлетворенности качеством государственных услуг в субъектах РФ; улучшать конкурентность бизнес-среды в зоне ответственности органов исполнительной власти региона; снизить уровень коррупции среди государственных и муниципальных чиновников; повысить качество управления органов исполнительной власти и насытить последние высокопрофессиональными кадрами.
И следующий логичный вопрос: а что в итоге получит общество (его институты) и сама власть? Система «Открытого правительства» может быть выигрышной для всех участников и обеспечит:
профессиональному сообществу — возможность вносить предложения по повышению эффективности работы власти;
широкой общественности — право оценки и гражданского контроля за качеством функционирования системы управления, а также работы государственных и муниципальных служащих;
представителям бизнеса — доступ к рычагам улучшения качества государственного регулирования отрасли, обеспечения прозрачности и формирования механизмов борьбы с коррупцией;
государственным и муниципальным служащим — повышение профессионализма и получение информации об общественном мнении, влияющем на авторитет органов власти;
руководству регионов — возможность повышения эффективности управления, получение поддержки общества перед реализацией различных проектов, а также использование дополнительного канала взаимодействия с федеральными органами власти.
Хабаровский край, как уже указывалось выше, вошел в число регионов, где в пилотном режиме будут отрабатываться механизмы проекта «Открытое правительство».
В числе основных принципов проекта — обеспечение прозрачности работы региональной власти на основе стандарта информационной открытости, высокая степень участия общества в подготовке управленческих решений, а также жесткий общественный контроль исполнения этих решений.
Проектом предусмотрено внедрение ряда институтов, которые будут тесно взаимодействовать с исполнительной властью в регионе. Это комиссия по кадровому развитию, экспертные советы и группы, общественный совет, электронное правительство (Е — Goverment).
Общественный совет займется экспертизой решений региональной власти, будет контролировать реализацию инициатив по противодействию коррупции, развитию конкуренции и повышению качества жизни. Члены комиссии по кадрам будут участвовать в разработке стратегии развития кадрового потенциала Хабаровского края, формировании банка вакансий, а также будут задействованы в принятии решений по кадровым назначениям. Механизмы электронного правительства предусматривают создание электронного бюджета, электронный документооборот, предоставление электронных муниципальных услуг.
Все эти элементы «Открытого правительства» будут работать в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом, общественными организациями. В конечном итоге использование «Открытого правительства» в крае должно улучшить качество управленческих решений, обеспечить «обратную связь» между гражданами и властью, повысить доступность госуслуг. Внедрение этих механизмов в регионах будет оформлено законодательно и организационно.
В Хабаровском крае уже есть опыт по привлечению общественности к принятию решений. В этом году начала работу краевая Общественная палата. Целевые программы (всего их 27), например, по развитию образования и спорта, перед их принятием выносились на обсуждение экспертов и общественности, что позволило внести ряд важных изменений в эти документы. Реализация механизмов «Открытого правительства» — логичное продолжение данной работы. Поэтому главная задача сейчас — создать рабочий орган по запуску механизмов «Открытого правительства», принять соответствующие региональные правовые акты.
Вся главная идея проекта «Открытого правительства» заключается в следующем: знать всё о государственном управлении, участвовать в принятии управленческих решений на региональном уровне и контролировать власть. Но уже сегодня всем понятно, что работы — на многие годы.
Евгений ЧАДАЕВ, политолог,
кандидат исторических наук
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
- 2024-01-25 » Переменные Gitlab-Ci
- 2024-01-25 » Настройка CI/CD в GitLab для синхронизации проекта с веб-серверами
- 2024-01-25 » Копирование файлов scp
- 2024-01-21 » Бездепозитные бонусы от казино: обзор условий и правил использования
- 2024-01-18 » Современная обработка ошибок в PHP
- 2024-01-18 » Пример шаблона проектирования MVC в PHP
- 2024-01-18 » Мифический человеко-DevOps
- 2023-12-28 » Google подвел итоги 2023 года в поиске
- 2023-12-28 » 5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
- 2023-12-28 » Американский суд признал монополию Google на рынках дистрибуции Android-приложений
- 2023-12-28 » Хостинг-провайдер GoDaddy перестанет оказывать услуги пользователям из России
Там, где речь заходит об очень больших деньгах, разумно не доверять никому. |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.