Чаюк:подделки банковских гарантий - бич госзаказов
Поводом для нашей встречи с председателем комитета государственного заказа правительства Хабаровского края Владимиром Чаюком послужило вручение Хабаровскому краю гарантированного сертификата «Национального рейтинга прозрачности закупок 2012 года».
Это наивысшая награда по оценке независимых общественных экспертов, присвоивших комитету четвертое место среди 83 регионов страны и пятое среди всех заказчиков России. С нами — Москва, Тюмень и Башкортостан.
— Владимир Тимофеевич, что значит для вас эта награда?
— По оценке независимых экспертов Хабаровский край вошел в восьмерку регионов — лидеров по прозрачности закупок. Это высший балл, характеризующий деятельность комитета. Значит, мы все делали правильно, когда в 2011 году первыми в Дальневосточном регионе открыли представительство одной из электронных торговых площадок для размещения заказов и начали проводить электронные торги. Губернатор требовал от нас выработать единую политику в области госзаказов — и мы это сделали.
— Что подразумевает под собой «единая политика госзаказов»?
— Это свод требований, подразумевающих, во-первых, соблюдение принципов конкуренции при проведении торгов. Понимаете, не должно быть все заточено только под одного поставщика. Нужна здоровая конкуренция. Это позволит исключить элементы сговора между участниками торгов, повысить прозрачность и доступность торгов.
Во-вторых, для того чтобы сформировать максимальную цену, заказчику необходимо обосновать в рамках действующего законодательства порядок ее формирования, а также конкретизировать потребность в товарах, так сказать с завышенными техническими и функциональными характеристиками.
Почему, допустим, заказчик решил купить тот или иной автомобиль? Пусть ответит на этот вопрос и причем обоснованно.
Ученье — свет!
— В-третьих, это правильное оформление технической документации. Наш комитет сегодня является единственным в стране, ведущим бесплатное обучение поставщиков. Каждый месяц на нашем сайте gzk. khv. ru мы вывешиваем объявления о проведении обучающих семинаров и набираем группы предпринимателей. Скажите, ну где это видано, чтобы заказчик учил поставщика?
В этом году мы провели еще 12 семинаров для краевых и муниципальных заказчиков. Хотя формально комитет не обязан как-либо обучать муниципальных заказчиков. Но мы понимаем, что им нужно помогать, у них не хватает профессиональных кадров. Такую задачу всегда ставит губернатор края, и мы помогаем коллегам, подсказываем, консультируем, не оставляем один на один с проблемами в нашей специфической сфере.
— Но для чего вы учите поставщиков?
— Для того чтобы в краевых торгах принимали участие как можно больше наших местных предпринимателей. Уровень подготовки-то у них какой? Многие с трудом могут разобраться в хитросплетениях действующего законодательства в нашей сфере. Без специального обучения победить в них практически невозможно. Тут есть своя специфика. Сейчас такое обучение влетает в копеечку, да и времени много уходит. А мы за полдня даем нашим предпринимателям самое основное — азы, чтобы они могли ориентироваться в пространстве.
Кроме того, такое общение служит хорошей площадкой, на которой предприниматели могут напрямую задать специалистам любые интересующие их вопросы, а также высказать свои пожелания, к которым мы непременно прислушиваемся.
В этом году одних только консультаций по телефону в целом по краю мы провели более восьми тысяч. Часто за консультациями к нам обращаются наши коллеги из соседних регионов. Всегда готовы поделиться опытом, обменяться мнениями.
Результат — доля местных предпринимателей в общем числе участников торгов увеличилась по сравнению с прошлым годом почти вдвое. В 2011 году их было около 30 процентов, в 2012 — уже 65 процентов. А это налоги — деньги, которые остаются в краевом бюджете.
Цифры и факты
— Владимир Тимофеевич, каковы результаты работы комитета за 2012 год?
— В 2012 году желающих принять участие в краевых торгах было более одиннадцати тысяч. Отработанно более семи тысяч заявок заказчиков. Это в 1,7 раза больше, чем в прошлом году. С учетом переходящих процедур проведено 4446 торгов с начальной суммой 19,5 миллиарда рублей — в 1,5 раза больше прошлогодних объемов.
— Впечатляет. И что покупали?
— В основном товары, работы и услуги для строительной сферы. Это добрая половина всего объема заказов. Далее идет медицина — техника, лекарства, медобслуживание, программные продукты.
— На ваш взгляд, какой самый весомый показатель работы комитета в 2012 году?
— Самый лучший — это среднее количество участников на одни торги, а точнее, рост этого показателя. В 2011 году показатель был равен двум единицам, а в 2012 — 2,5. На первый взгляд может показаться, что рост небольшой, но специалисты поймут, что 0,5 единицы в расчете на одну процедуру дает тысячи в общем объеме размещенных заказов.
Еще один мощный показатель — экономия средств краевого бюджета. В этом году она составила 2,4 миллиарда рублей. Почти втрое (2,7 раза) больше по сравнению с 2011 годом. Вот максимальная оценка нашего труда.
Такая экономия бюджетных денег стала возможной за счет привлечения к торгам все большего числа участников. Чем больше участников, тем ниже цены. Спрос рождает предложение. А мы должны экономить деньги налогоплательщиков, которые платят нам зарплату.
— Какие планы на новый 2013-й и ближайшие годы?
— Объемы работы, конечно, сокращать ни в коем случае не будем. В настоящее время в комитете ведется работа по внедрению централизованной информационной системы планирования, проведения учета, анализа и контроля процедур размещения заказов. Она позволит объединить всю имеющуюся информацию, в том числе статистическую отчетность, вести анализ ошибок по уже проведенным торгам.
Мы планируем охватить системой всю территорию края к концу 2013 года.
Кроме того, большая работа предстоит в связи с разработкой федеральной контрактной системы, которая придет на смену 94-го федерального закона о госзакупках. Предметно говорить о ней пока еще рано, так как система находится в стадии активной проработки. Понятно одно — скорее всего, она будет в корне отличаться от сегодняшних правил, а это значит, что на нас ляжет огромный пласт работы по переобучению.
— Это же надо обучить уйму специалистов?
— Конечно, но мы и сегодня обучаем немало. В I квартале 2013 года запускаем пилотный проект, в рамках которого хотим начать пробное подключение к нашей новой системе муниципальных заказчиков. В проекте примут участие Бикинский, имени Лазо, Николаевский, Вяземский, Ванинский районы и город Амурск. На первых порах будем им помогать.
От этого никуда не денешься, если мы хотим повысить уровень профессионализма наших заказчиков.
Под прицелом
— Вы экономите краевые деньги, а народ все равно ропщет. Вот, мол, покупают шикарные автомобили, а в квартирах дети плачут от холода и голода.
— Безусловно, деятельность комитета всегда под прицелом. Но критикуя нас, не все понимают, что комитет никак не влияет на формирование потребности. Для этого существуют главные распорядители средств — министерства, иные органы исполнительной власти, учреждения и прочие.
И уж тем более мы никак не можем официально влиять на муниципальных заказчиков, формирующих свои заявки совершенно самостоятельно. Если где-то глава города или поселка вдруг купил дорогой джип на бюджетные деньги, значит, это его решение и его ответственность. И он должен держать ответ перед своими избирателями.
— Например?
— Как только поступила заявка — сразу на нашем сайте вывешиваем проект технического задания. Это делается для того, чтобы заранее изучить предмет торга, исключить вот эту самую заточку под одного производителя или сговор с поставщиком. Ведь нет лучше контролеров, чем сами потенциальные участники размещения заказов, которые могут предварительно, еще до официального опубликования торгов высказать нам свои замечания, заметные для их профессионального взгляда.
— А как это делается?
— Допустим, решили вы сговориться с поставщиком. И в своей заявке указываете специальные конкретные параметры: длина-ширина-высота. Но ведь существуют и другие, аналогичные предложения, и дешевле по цене. Вот тут-то нам и должны помочь поставщики. Ведь кто, кроме них, лучше знает, что на рынке этим параметрам соответствует только один производитель. Но есть и нюансы. Не всегда то, что могут сообщить нам предприниматели, соответствует действительности. Это бизнес, и есть место для проявления недобросовестной конкуренции.
— Что же предпринял комитет?
— Процесс подготовки к торгам внутри комитета мы разделили на два этапа. Один отдел занимается непосредственно документацией. Второй — размещением заказов. Вот представьте теперь. Чтобы сговориться, надо в этот порочный круг включить сразу два отдела, начальников этих отделов, поставщика, заказчика. Теоретически это, конечно, возможно, но практически весьма затруднительно. Об этом говорит и тот факт, что за два года работы никто из краевых заказчиков не стал фигурантом ни одного уголовного дела. В этом, безусловно, есть и заслуга нашего комитета.
Кстати, по предложению Владимира Владимировича Путина крупные закупки свыше миллиарда рублей теперь необходимо предварительно публично обсуждать. У нас в крае за год бывает четыре-пять закупок подобного масштаба. С момента введения данного порядка была только одна — на строительство участка автомобильной дороги Хабаровск — Лидога — Ванино. В сентябре мы опубликовали ее в соответствующем разделе общероссийского форума, созданного специально для такого рода обсуждений. Желающих обсуждать, правда, так и не нашлось. Но познакомиться смог любой.
— Как можно принять участие в обсуждении крупных закупок?
— Очень просто. Нужно только зарегистрироваться на сайте zakupki. gov. ru. Дальше можно в специальном разделе задавать вопросы и оперативно получать ответы, давать предложения, делиться мнениями и, конечно, критиковать в случае, если вы не согласны с такими тратами бюджетных средств.
— Владимир Тимофеевич, кого-нибудь вы уже уличили в сговоре?
— Да, такое дело в этом году мы передали в наше краевое управление антимонопольной службы. Речь идет об очень хитрой схеме, направленной на недобросовестную победу в торгах. Возможно, в будущем вы все узнаете об этом. Как только дело попадет в суд, и суд подтвердит нашу правоту, мы обязательно расскажем об этом. Но вообще мы поддерживаем тесные связи с правоохранительными службами. Проблемы есть. Например, мы выявляем большое количество подделок банковских гарантий. Сегодня это настоящий бич госзаказов. Но это отдельная большая проблема, о ней в трех словах рассказать не получится.
— Жалобы на работу комитета были?
— Да, как же без них. Жалоб было даже больше, чем в 2011 году. Всего их было 127. И только три из них признаны обоснованными. Чтобы вы поняли, о чем идет речь, приведу для сравнения такие цифры. У нас по краю за год обоснованных жалоб два процента от общего числа поступивших. По России (по данным ФАС) — 40 процентов. Это говорит о том, что комитетом делается все для минимизации нарушений, но отработать вообще без них, наверное, невозможно никому. Не ошибается лишь тот, кто не работает.
— И еще такой вопрос. Кто на торгах побеждает больше? Наши или пришлые поставщики?
— Среди победителей наших — 63 процента. С одной стороны, их стало больше, и это радует. Больше денег пойдет в краевой бюджет. Но с другой стороны, это говорит о том, что немало победителей из других регионов страны. Значит, мы не затачиваем торги только «под своих». Это делается для того, чтобы любой участник — из Хабаровска, Вологды или Москвы мог сказать: «Вот я недавно участвовал в торгах Хабаровского края, и у меня там не было никаких проблем». За это мы и получили такую высокую и престижную награду.
— Спасибо. Удачных вам покупок!
Беседовал Виктор СМИРНОВ.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-22 » Комментирование кода и генерация документации в PHP
- 2024-04-22 » SEO в России и на Западе: в чем основные отличия
- 2024-04-22 » SEO для международного масштабирования
- 2024-04-22 » Как использовать XML-карты для продвижения сайта
- 2024-04-22 » Цифровой маркетинг: инструменты для продвижения и рекламы в 2024 году
- 2024-04-22 » Что такое CSS-модули и зачем они нам?
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
Кто мало хочет, тот дешево стоит |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.