Рекламодатели банковских услуг вводят потребителей в заблуждение
В 2006 году Федеральный закон «О рекламе» вышел в новой редакции, ужесточив, в частности, требования к рекламодателям банковских услуг. О результатах проверок рассказывает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (УФАС РФ) Оксана Власкина.
— Оксана Николаевна, что принципиально нового появилось в новой редакции закона «О рекламе»?
— В последнем варианте введена статья 28 — реклама финансовых услуг, в которой более четко прописаны многие нюансы рекламной деятельности финансовых структур.
— Какие чаще всего нарушения фиксируют сотрудники вашей службы?
— С начала года у нас на рассмотрении было шесть дел, касающихся нарушений в сфере финансовых услуг как наружными средствами, так и в СМИ. Пять из них завершено, одно находится в производстве. В 2011 году возбуждено и рассмотрено 11 дел в отношении банков и два дело в отношении ипотечных агентств. Причем ряд кредитных организаций привлекались к ответственности неоднократно.
Финансовые организации продолжают размещать рекламу, нарушающую требования рекламного законодательства, пытаясь привлечь внимание к своим услугам.
— В чем заключались нарушения со стороны банков?
— Информация о существенных условиях вклада либо кредита выполнена столь мелким (по сравнению с основным рекламным текстом) шрифтом, что делает невозможным ее восприятие относительно условий по рекламируемому вкладу (кредиту), чем вводит потребителя в заблуждение.
По закону в рекламе финансовых услуг должны быть указаны все существенные условия, которые влияют на сумму доходов по вкладам, либо условия по расходам, которые понесет заемщик (комиссии, платежи), — все это указано шрифтом, который не увидишь и не прочтешь.
Одно из главных нарушений заключается в том, что в рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: максимальная процентная ставка по вкладу либо минимальная — по кредиту. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по оформлению вклада (кредита) в банке, написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.
— Случались ли в вашей практике дела, которые доходили до Высшего арбитражного суда?
— Да, это было практически одно из первых наших дел. Речь идет о Град-банке. Банк, размещая рекламу в печатном СМИ, указывал процентные ставки «до» и «от», например, кредит выдается от десяти процентов, вклад — до 20 процентов. Мы говорили, что здесь не даны конкретные условия. По закону, если указана процентная ставка, то также должны быть все существенные условия как по кредиту, так и по вкладу. Тогда мы выиграли суд первой инстанции, вторую и третью инстанции — апелляцию и кассацию — проиграли. Обратились в Высший арбитражный суд, который оказался на нашей стороне, оставив в силе решение суда первой инстанции. Таким образом, мы оказались первой ласточкой, создав прецедент по нарушениям, связанным с рекламой банковских услуг.
— С тех пор прошли годы, другими стали банки и потребители, но стало ли меньше нарушений в рекламе финансовых услуг?
— Сказать однозначно «да» или «нет», наверное, нельзя, поскольку и рекламодатели сегодня действуют иначе. Банки отлично знают требования законодательства по размещению рекламы банковских услуг, но зачастую идут на нарушения осознанно: от ФАС они получат штраф, допустим, сто тысяч рублей, а выдадут кредитов и разместят вкладов на сотни миллионов рублей.
— Приведите наиболее, скажем так, характерные примеры ненадлежащей рекламы банковских услуг.
— Один из банков, головной офис которого находится не на территории края, рекламировал по телевидению вклад «Бородино» — 12 процентов годовых. Цифра и процент — крупным планом, на весь телеэкран, зато другие условия — мелким шрифтом и транслировались короткое время. В связи с этим за рекламу вклада «Бородино» мы наложили штраф 300 тысяч рублей. Следует отметить, эта кредитная организация, по сути, наш «постоянный клиент», с 2008 года мы уже девятый раз ее штрафуем.
Именно несоразмерность шрифтов создает впечатление, что видим привлекательную процентную ставку, не подходя к рекламному щиту, а когда приходим в банк, то узнаем о малопривлекательных условиях. Как, например, недавно на ТВ размещалась реклама одного из банков, который предлагал для вкладов довольно высокую — 11,5 процента годовых — ставку, однако, прочитав внимательно условия по данному вкладу, установили, что минимальный взнос для него составляет миллион рублей.
Таким образом, реклама формирует ожидания на положительное решение вопроса, но, придя в банк, потратив немало времени на это, клиент понимает, что ему подобные условия не по карману.
— Один знакомый, говоря о банковской рекламе, привел такой пример: был на ТВ (он и сейчас частенько мелькает на экранах телевизоров) рекламный ролик, на котором во весь экран лицо улыбающегося известного российского актера Бориса Щербакова. Знакомый говорит: «Щербакова помню, а какой банк был — не помню». По-вашему, зачем рекламодатели прибегают к таким уловкам?
— Рекламу с актером на телевидении размещает Совкомбанк. У нас к этому рекламному ролику также были претензии: ролик длится двадцать секунд, естественно, успеваешь заметить самого актера и крупную цифру 12 % — такова максимальная ставка по вкладу. Другие условия указаны мелким шрифтом и транслируются всего три секунды, понятно, за это время не успеваешь не только прочесть, но даже разобрать, что за информация там размещена. Банк оштрафован на сто тысяч рублей.
— Нередко на рекламных щитах можно увидеть только одну цифру и название банка без какой-либо дополнительной информации. Это считается нарушением?
— Указание в рекламе только одного условия — максимальной (минимальной) возможной процентной ставки является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов либо расходов. Опять же приведу пример: банк размещает рекламу, в которой указывает кредит под 17 процентов годовых, при этом не указывает, что этот кредит — для постоянных клиентов. Между тем в любой рекламе — наружной или в СМИ — должны указываться различные условия кредитования, все комиссии, сообщаться о том, например, нужно ли нотариально заверять, надо ли проводить оценку имущества, необходим ли залог и так далее.
Отсутствие в законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 закона «О рекламе» относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя рекламы.
Вера КАЛИНИНА.
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-04-22 » Комментирование кода и генерация документации в PHP
- 2024-04-22 » SEO в России и на Западе: в чем основные отличия
- 2024-04-22 » SEO для международного масштабирования
- 2024-04-22 » Как использовать XML-карты для продвижения сайта
- 2024-04-22 » Цифровой маркетинг: инструменты для продвижения и рекламы в 2024 году
- 2024-04-22 » Что такое CSS-модули и зачем они нам?
- 2024-04-17 » 23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
- 2024-04-08 » Яндекс переходит на новую версию Wordstat
- 2024-04-08 » Яндекс интегрировал в свой облачный сервис эмпатичную нейросеть
- 2024-04-08 » Новая версия нейросети Claude превзошла по мощности аналоги Google и OpenAI
- 2024-04-08 » Как пользоваться GPT 4 и Claude бесплатно и без VPN
- 2024-03-13 » Стратегии SEO на 2024 год
- 2024-03-13 » Как использовать анимацию с помощью JavaScript-библиотеки GSAP
- 2024-03-13 » Использование GSAP 3 для веб-анимации
- 2024-03-13 » Cогласование топографической съёмки с эксплуатирующими организациями
- 2024-02-19 » Теряются лиды? Как настроить сквозную аналитику
- 2024-02-17 » Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году
- 2024-02-16 » Копируем с RSync: основные примеры синхронизации файлов
- 2024-02-15 » Лучшие noCode AI платформы для создания диалоговых ботов
- 2024-02-14 » Факторы ранжирования Google 2024 — исследование Semrush
- 2024-02-12 » Перенос сайта на другой хостинг
- 2024-02-05 » В России сформирован реестр хостинг-провайдеров
- 2024-02-04 » Использование SSH для подключения к удаленному серверу Ubuntu
- 2024-02-03 » Подключаемся к серверу за NAT при помощи туннеля SSH. Простая и понятная инструкция
- 2024-02-02 » Настройка CI/CD для Gitlab-репозитория: схемы и гайд по шагам
- 2024-02-01 » GitLab CI Pipeline. Запуск сценария через SSH на удаленном сервере
- 2024-01-29 » Introduction to GitLab’s CI/CD for Continuous Deployments
- 2024-01-26 » Настройка GitLab CI/CD
- 2024-01-25 » Установка shell gitlab runner
- 2024-01-25 » Установка и регистрация gitlab-runner в docker контейнере
Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.