Сергей Огороднов: ИНФРА инжиниринг – совершенно точно не монополист
О необходимости объединения инфраструктуры операторов "большой четверки", о диверсификации бизнеса и о нехватке кадров среднего звена рассказал председатель совета директоров холдинга "ИНФРА инжиниринг" Сергей Огороднов в интервью ТАСС-Телеком
– За последние полгода в "ИНФРА инжиниринг" случились некоторые кадровые изменения на руководящих должностях, с чем это связано?
В последние месяцы мы усилили акцент на диверсификации бизнеса. Помимо основного нашего сегмента – телекома – мы хотим развиваться в сетевой энергетике и строительстве платных дорог. В связи с этим происходят изменения – менеджмент компании постоянно расширяется. Люди, консолидирующие в себе знания и умения широкого профиля, приходят к нам на высшие позиции.
– Какими проектами вы будете заниматься? Энергетика и транспорт, конечно, перспективны, но, возможно, есть какие-то направления, интересующие лично вас или, на которые еще не обратили внимание другие?
Очень важное направление, которое мы сейчас рассматриваем в нашей отрасли, – это Network Sharing (совместное использование инфраструктуры операторов сотовой связи – прим.). Безусловно, здесь существует ряд моментов, сдерживающие бурное развитие "шеринга". Однако, если "ИНФРА инжиниринг" или участвующий в этом процессе инвестиционный фонд выкупит в качестве недвижимости определенные активы у операторов – вышки, сайты и, возможно, профильные подземные канализации – а потом их сдаст в аренду, то это будет экономия для всех.
Это интересный проект, которым занимаются некоторые компании, но мы хотим быть лидерами в данном сегменте и можем им быть – у нас есть большие строительные и обслуживающие организации, которые могут заниматься этими активами.
– Network Sharing – это зарубежный опыт, который вы хотите привнести на российский рынок?
В мире есть как минимум две торгуемые на бирже компании – American Tower и Indus Towers, которые реализовали подобный проект. И, более того, фонды, владеющие этой недвижимостью, являются публичными и капитализированными, то есть ликвидными компаниями. В этом также состоит наша идея.
Мы хотим стать лидером в области Network Sharing
– Идея хорошая, но что думают на этот счет операторы, как они к этому относятся? Какие существуют риски для них?
Если мы договоримся только с одним оператором, то, конечно, никакой экономики с нашей стороны не будет и мы не сможем дать клиенту серьезную скидку. Для этого нужно иметь дело хотя бы с двумя операторами: в таком случае затраты значительно сокращаются и мы сможем предусмотреть для них существенную скидку в тарифе на аренду инфраструктуры. Экономика каждого оператора улучшится, а у компании остается хоть небольшая, но формирующаяся прибыль. Если взять двух операторов и для каждого из них затраты условно указать в размере рубля, то скидка составит по 30%, то есть это будет 40% рентабельности в данной ситуации. Риск один – не прийти к консенсусу между операторами.
– На какие средства будет реализовываться этот проект?
Мы сейчас находимся в процессе регистрации собственного фонда, основная задача которого – спонсировать деятельность "ИНФРА инжиниринг". То есть мы его создаем специально под инвестиции в те отрасли и проекты, работу по которым может выполнять наша компания. Так мы поддерживаем стабильность основного бизнеса "ИНФРА инжиниринг" и параллельно реинвестируем средства, заработанные от строительства, в фонд. Благодаря дополнительным инвестициям из фонда объем работ, который может выполнить наша компания, будет значительно больше, чем если бы мы искали средства на эти проекты внутри холдинга.
– Комментируя прогноз J’son & Partners Consulting, согласно которому планируется построить 300 тыс. км линий, вы сказали, что холдинг готов взяться за строительство 70% объема.
Каждый проект должен иметь смысл: страна и операторы постепенно переходят на сети 3G и 4G, но даже в 3G далеко не все базовые станции и вышки привязаны к волоконно-оптическим каналам связи, что не позволяет предоставлять качественные услуги. К примеру, даже в Москве 3G иногда очень плохо работает, потому что далеко не все операторы имеют доступ к подземной инфраструктуре. Такова ситуация по России в целом. Мы хотим это исправить, взяться за эту работу. А что касается исследования, то не готов комментировать конкретные цифры из прогнозов, но абсолютно точно по мощностям мы сможем выполнить больше половины объема всего, что будет построено в будущем.
– Сергей, о вашей компании часто говорят, что "ИНФРА инжиниринг" – монополист. Вы, скорее всего, не согласитесь с этим, но сможете ли опровергнуть?
Да, "ИНФРА инжиниринг" – самая крупная компания в этой отрасли, но мы совершенно точно не монополисты. Появление какого-либо другого игрока приветствуется. Почему? Лучше иметь на рынке 3-5 крупных стабильных компании с финансовыми ресурсами, которые могут подстраховать друг друга, чем ситуация, где один лидер и очень много мелких компаний. Не вижу никакой проблемы в том, что будут появляться более крупные игроки, тем более что "ИНФРА инжиниринг" на телекоме сконцентрирован, но не зациклен.
– Есть ли проекты, которые вы хотели бы осуществить с партнёрами, возможно, с конкурентами? Допустим, как сейчас "Большая четверка" продвигает и реализует идею LTE.
Самый глобальный проект, который нужен всем операторам, – экономия их операционных затрат. На сегодняшний день рост рынка телекомомуникационных услуг замедлился, объём выручки операторов стабилизировался, за счёт новых услуг рынок растёт, но не существенно. Что им сейчас нужно делать? Им нужно сбросить с себя балласт. Балласт – это вышки. Именно такой крупный проект мы хотели бы реализовать. Иначе говоря, мы хотим профинансировать выкуп, долгосрочную аренду инфраструктуры у операторов и поделить эти затраты на четверых. Естественно, любые другие операторы могут присоединяться, но основные средства зарабатывают четверо, потому с них и спрос больше. Им есть, что терять.
– Я понимаю, что такой бизнес, как ваш, не может обходиться без участия государства. Как строятся отношения?
С государственными органами мы взаимодействуем, по большому счёту, только в рамках лицензирования. Ну и когда налоги платим.
– Как строятся отношения "ИНФРА инжиниринг" с "Ростелекомом"?
Мы являемся основным компании. За последние несколько лет "Ростелеком" серьёзно сэкономил на строительстве благодаря тому, что мы сумели построить работу субподрядчиков так, чтобы цены снизились, а также оптимизировали закупки за счёт объёма работ. У нас есть другие заказчики, просто "Ростелеком" – самый крупный.
– Сергей, горячо обсуждаемая продажа 25% акций вашей компании. По последним сообщениям, имеется три претендента: УК "Лидер", НПФ "Благосостояние" и РФПИ. Как складывается ситуация на сегодняшний день?
Что касается этого проекта, то здесь процесс вялотекущий, потому что у каждого фонда есть свои интересы в отраслях, в которых мы пытаемся работать. Например "Лидер" участвует в финансировании строительства автодорог в России и является, простите за тавтологию, одним из лидеров в данном процессе. У нас есть определенные договоренности и мы пока в процессе переговоров.
Вышки - это балласт. Операторы должны его с себя сбросить
Что касается РФПИ, то переговоры также в промежуточной стадии: мы друг с другом познакомились, показали свой бизнес и выразили взаимный интерес. Пока формируется пакет проектов и уточняется объем денежных средств – на сегодняшний день это наш приоритет.
С "Благосостоянием" ситуация схожая – они готовы инвестировать, возможно, не в саму компанию, но в ее проекты, в частности, в вышки. К слову, они являются совладельцами компании "Русские башни", которую мы тоже рассматриваем в качестве потенциального партнера, но пока эта компания – наш конкурент. В любом случае ситуация меняется, и, думаю, что на российском рынке может быть несколько игроков, благо телекомовской инфраструктуры достаточно. Но наши планы амбициозны – хотим стать более крупным игроком на этом рынке.
– Раньше в контексте продажи блокпакета часто упоминалась немецкая компания Hochtief. Сейчас вы не рассматриваете ее как претендента?
Месяц назад они неофициально объявили об уходе с российского рынка, следовательно, мы не можем заключать с ними партнерства. Но у нас есть пул иностранных компаний, которые хотят работать во всех индустриях, обозначенных нами. У холдинга широкий выбор сфер деятельности и форма сотрудничества может быть любая.
На сегодняшний день мы просто растим бизнес. Идея по-прежнему в том, чтобы бизнес рос стабильно, был диверсифицированным, тогда мы сможем выполнить свою промежуточную цель – разместить пакет акций на бирже.
– И когда вы планируете выйти на IPO?
Когда в нашей выручке появится существенное количество контрактов не только в телекоме, но и других отраслях. Как только у нас пройдет хотя бы одна отчетность с диверсифицированный выручкой – думаю, это произойдет не раньше 2014 года – то теоритически к 2015-2016 годам можно будет планировать первое размещение. Не такая уж близкая перспектива, по российским меркам, зато есть некий план.
– Все равно это обозримое будущее. Возвращаясь к сделке, есть ли какие-либо сроки по ее закрытию?
Сроков у нас нет, мы работаем в спокойном режиме.
– Вы сейчас активно интересуетесь строительством автодорог. Какой будет территориальный охват – вся Россия? Или столицы, города - миллионники?
География не так важна, важно другое – правильный партнер, размер проекта, объем необходимого финансирования, тот факт, насколько существенным будет перекос от этого проекта в нашей основной деятельности. Заказы на 3-4 года с финансированием до $1 млрд ( в отрасли такие проекты считаются "ниже среднего"), которые будут давать прирост нашей выручке, а также возможность показать себя на этом рынке.
- Сергей, расскажите, как вы начинали строить ваш бизнес, с какими проблемами столкнулись?
Самая большая проблема – кадровая. Номинально их хватает, но качество, особенно в последние годы, страдает. Компания столкнулась с тем, что приходилось в первое время, да и до сих пор приходится брать людей со средним образованием из Белоруссии, потому что в России все хотят закончить вуз. При том, что бизнесу не нужно столько менеджеров – нужны люди на рабочих специальностях. Потому мы создали свою систему по обучению и переподготовке кадров.
Операторы понимают, что объединение инфраструктур необходимо, но не готовы довериться друг другу
Вторая проблема – это злоупотребления на местах. С этим сложно бороться – страна у нас большая и нужно везде присутствовать. Первые годы приходилось постоянно ездить в командировки, сравнивать ситуацию в разных регионах, чтобы разобраться, какие цены. Нечистоплотность присутствует, Но это проблема не только кадровая, но ещё и культурологическая.
А третья проблема была финансовая: будучи молодой компанией было сложно работать с банками – никто не давал кредиты. Они не понимали, каким образом мы будем развиваться и как долго. Компания строго выплачивала авансы, промежуточные платежи, что, зачастую, не совпадало с графиком заказчика (чьи средства мы не могли растягивать по своему усмотрению), и приходилось искать деньги другими способами.
Сейчас мы достаточно спокойно смотрим на различные формы оплаты услуг: готовы получать деньги в конце, работать без аванса или перейти на сервисную модель. Но первое время было очень трудно.
– А как дело обстоит сегодня?
Основная проблема сейчас – согласование позиций всех операторов связи, так как вектор развития направлен на объединение инфраструктур. Они понимают, что им это необходимо, но не каждый готов довериться другому. Здесь нужен независимый игрок, чтобы проект мог осуществиться.
– Когда вы поняли, что бизнес пойдёт в гору? Когда наступил этот переломный момент?
В 2009 году, когда холдинг только создавался, было непонятно, что из этого получится. Началось все с "Регионстрой" - компании с большой выручкой и с хорошими связями в этой отрасли. Первые несколько месяцев было очень много операционных проблем., но в целом рынок в то время был благодатным.
Сейчас мы понимаем, что наша задача – переход на качественно новые уровни, а тогда мы мечтали просто об увеличении объёмов бизнеса, о лидирующих позициях в отрасли.
Полина Иваницкая
Источник: http://tasstelecom.ru/interview/one/3032
Дайджест новых статей по интернет-маркетингу на ваш email
Новые статьи и публикации
- 2024-11-26 » Капитан грузового судна, или Как начать использовать Docker в своих проектах
- 2024-11-26 » Обеспечение безопасности ваших веб-приложений с помощью PHP OOP и PDO
- 2024-11-22 » Ошибки в Яндекс Вебмастере: как найти и исправить
- 2024-11-22 » Ошибки в Яндекс Вебмастере: как найти и исправить
- 2024-11-15 » Перенос сайта на WordPress с одного домена на другой
- 2024-11-08 » OSPanel 6: быстрый старт
- 2024-11-08 » Как установить PhpMyAdmin в Open Server Panel
- 2024-09-30 » Как быстро запустить Laravel на Windows
- 2024-09-25 » Next.js
- 2024-09-05 » OpenAI рассказал, как запретить ChatGPT использовать содержимое сайта для обучения
- 2024-08-28 » Чек-лист: как увеличить конверсию интернет-магазина на примере спортпита
- 2024-08-01 » WebSocket
- 2024-07-26 » Интеграция с Яндекс Еда
- 2024-07-26 » Интеграция с Эквайринг
- 2024-07-26 » Интеграция с СДЕК
- 2024-07-26 » Интеграция с Битрикс-24
- 2024-07-26 » Интеграция с Travelline
- 2024-07-26 » Интеграция с Iiko
- 2024-07-26 » Интеграция с Delivery Club
- 2024-07-26 » Интеграция с CRM
- 2024-07-26 » Интеграция с 1C-Бухгалтерия
- 2024-07-24 » Что такое сторителлинг: техники и примеры
- 2024-07-17 » Ошибка 404: что это такое и как ее использовать для бизнеса
- 2024-07-03 » Размещайте прайс-листы на FarPost.ru и продавайте товары быстро и выгодно
- 2024-07-01 » Профилирование кода в PHP
- 2024-06-28 » Изучаем ABC/XYZ-анализ: что это такое и какие решения с помощью него принимают
- 2024-06-17 » Зачем вам знать потребности клиента
- 2024-06-11 » Что нового в работе Яндекс Метрики: полный обзор обновления
- 2024-06-11 » Поведенческие факторы ранжирования в Яндексе
- 2024-06-11 » Скорость загрузки сайта: почему это важно и как влияет на ранжирование
Великие умы обсуждают идеи, средние - обсуждают поступки, а малые - людей Индийская пословица |
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.